Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники социальной информации




Источниками социальной информации являются социальный факт и социальный процесс.

Социальный факт – это все, что произошло, случилось в жизни людей и зафиксировано в человеческом восприятии, памяти и документальных источниках. Чтобы то или иное событие приобрело смысл социального факта, необходимы определенные условия. Случившееся должно носить социальный характер, т.е. являться причиной или следствием социальных отношений; оно должно представлять общественный интерес и обладать определенной ценностью с точки зрения использования в общественном процессе. Так, например, социальным фактом можно считать расстрел Верховного Совета в Белом Доме в октябре 1993 года и другие события нашей истории. Этот факт достоверен, социально значим, и обладает определенной ценностью с точки зрения социальной информации.

В отличие от социального факта социальный процесс обозначает все то, что происходит в общественной жизни, находится в движении, в развитии, взаимосвязи, взаимовлиянии. Например, процессы становления рыночной экономики, процессы криминализации и люмпенизации в обществе, приватизации и коррумпированности власти и др.

С помощью социальной информации человек отражает процессы, происходящие в обществе, систематизирует их, описывает, анализирует, оценивает, подводит итоги, приходит к определенным заключениям и дает рекомендации. Примером такого анализа и обобщения социальной информации являются телевизионные аналитические программы ведущих тележурналистов, специализирующихся в сфере социально-политических и экономических отношений.

В практике социального управления используется различная по степени обобщениясоциальная информация.

Самый высокий уровень обобщения информации – теоретический, когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, выявляется генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т.д. Его источником являются общественные науки: философия, экономическая теория, социология. Эта обобщенная информация используется в научной среде для стимулирования научных изысканий. Органы власти и управления используют данную информацию для выработки политических и управленческих решений. В образовательном процессе эта информация подлежит освоению и изучается в рамках учебных программ по дисциплинам гуманитарного цикла.

Эмпирический (описательный) уровень обобщения информация базируется на фактах. Его называют также фактографическим, поскольку констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики). Большинство фактов социально-экономической жизни представлено в статистических данных. Статистика, включая государственную, позволяет систематизировать явления, обнаруживать связи и закономерности. Она призвана не только регистрировать факты и результаты, но и вырабатывать практические рекомендации и предложения. Эмпирический уровень необходимый, но это предварительный этап, поскольку подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

Социальный эксперимент также является определенным источником информации и уровнем общения информации. Он предполагает определенное искусственное изменение общественных отношений с целью научного изучения и выработки новых форм общественных отношений, особенно форм управления. В масштабах огромной страны социальные эксперименты нежелательны, так как сопряжены с определенными издержками для всего общества и для отдельных социальных групп (например, коллективизация и раскулачивание, шоковая экономическая реформа 1992 года для всего общества). Результаты социального эксперимента могут быть положительными и отрицательными.

Важным источником социальной информации являются документы, в которых фиксируются практически все события, факты и процессы социально-экономической и духовной жизни населения. Документальные источники, сосредоточенные в архивах, в библиотеках, органах научно-технической информации, в музеях дают всестороннюю информацию о различных сторонах функционирования общества, о жизни людей, их настроении, социально-психологическом климате. Эта информация помогает использовать положительный опыт и избежать отрицательного, не открывать того, что уже было открыто и сделано.

Ценным источником информации для управления является непосредственное общение руководителей с трудовыми коллективами, с отдельными людьми. Чтобы эффективно руководить, нужно знать настроение людей, их потребности, изучать общественное мнение. Формами информационных связей руководителей с народом являются референдумы, всенародное обсуждение важнейших законов страны, выступления в средствах массовой информации, отчеты перед коллективами, посещение рабочих мест и встречи с людьми, приемы посетителей и т.д.

В комплексе названные источники социальной информации и уровни ее обобщения позволяют получать знания об обществе, человеке и эффективно управлять социальными процессами.

Особенности функционирования социальной информации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...