Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная информация, ее сущность и свойства




Введение

Информация всегда была неотъемлемой составной частью жизни человека, однако пристальное внимание к ней мы наблюдаем с середины XX века. Под влиянием научно-технического прогресса изменилось отношение к информации, она осознается как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами общества и государства. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом.

С конца 1970 – начала 1980 – х годов в научный и практический обиход вошло понятие «информационные ресурсы». Под информационными ресурсами (ИР) мы понимаем имеющиеся в наличии запасы информации. Однако это понятие используется как в широком, так и узком смыслах этого слова. В узком понимании имеются в виду только сетевые ресурсы, доступные через компьютерные средства связи. В широком смысле - любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения.

Высокие темпы научно-технического прогресса, развитие масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена производственных и социальных технологий – все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. В отличие от всех других ресурсов они не убывают, а характеризуются ростом и накоплением объемов.

Состав информационных ресурсов раскрыт в законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.). «Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, БД и других информационных системах)».

Совокупность документальных источников информации составляет документальный ресурс общества, который представляет собой сложный конгломерат, формируемый, хранимый и используемый во всех социальных системах.

Особую значимость имеет современный поток документальных изданий социально-экономического комплекса. Он функционирует в сфере управления, науки, образования, социальной практике и активно используется потребителями информации в их профессиональной и непрофессиональной деятельности.

Знать и уметь квалифицированно работать с комплексом социально-экономических изданий – одна из задач курса «Информационные ресурсы социально-экономического комплекса». Данная дисциплина изучается студентами специальностей «Библиотечно-инфор­мацион­ная деятельность», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Прикладная информатика в социально-культурной сфере».

В своей профессиональной деятельности будущим специалистам сферы документально - информационных коммуникаций приходится работать не только с различными видами социальной информации, но и соответствующим комплексом документов.

Документоведы, менеджеры информационных ресурсов и информатики как специалисты в области информационных коммуникаций должны ориентироваться в документальных потоках, содержащих разнообразную социально-экономическую информацию, а также знать систему информационных ресурсов, с помощью которых обеспечиваются запросы потребителей в необходимой им информации.

Учитывая сложность читаемой дисциплины, отсутствие официально утвержденной программы и современной учебной литературы по курсу, автор данного учебного пособия предпринял попытку издать свой лекционный материал в виде конспектов лекций. Тематика лекций соответствует авторской программе курса «Информационные ресурсы социально-экономического комплекса», разработанной в 2000 году и переработанной в 2005 году. Изучение дисциплины базируется на теоретических и методических положениях, рассматриваемых в курсах «Документоведение. Общий курс», «Информатика», «Мировые информационные ресурсы».

В учебном пособии изложен материал первых двух разделов курса: «Социальная информация как объект удовлетворения информационных потребностей общества» и «Документальные массивы и потоки в системе информационных ресурсов социально-экономи­ческого комплекса». Конспекты лекций по этим разделам являются ориентирами в их содержании и будут способствовать самостоятельному овладению учебного материала.

Программа курса и комплекс других учебных материалов, необходимых для усвоения данной дисциплины в условиях аудиторных занятий и СРС представлен в учебно-методических пособиях по специальностям «Библиотечно-информационная деятельность», «Документоведение и ДОУ», «Прикладная информатика в СКС».



Раздел 1

Социальная информация как объект удовлетворения

Информационных потребностей общества

Социальная информация, ее сущность и свойства.

Виды социальной информации, ее классификация.

Источники социальной информации.

Особенности функционирования социальной информации. Средства и каналы ее передачи.

Социальная информация, ее сущность и свойства

Слово «информация» имеет много значений. Сегодня признано всеми, что это общефилософское понятие и означает «отраженное многообразие» в любых объектах и процессах живой и неживой природы. В теории информации все многообразие ее форм принято делить на элементарную, которая циркулирует в неживой природе; биологическую – циркулирующую в живой природе и социальную – осмысленную человеческим обществом.

С позиций коммуникации, т. е. каналов передачи – это сведения, предназначенные для передачи различными способами (формами).

Самым распространенным является трактовка информации как «сведений о чем-либо». В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация определяется как «сведенияолицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления». Поскольку перечисленными объектами информации оперируют люди, данную информацию называют социальной.

Впервые вопрос о социальной информации был поставлен учеными еще в 20-30-е годы прошлого века. Позднее ее сущность и видовое разнообразие рассматривали философы, социологи, информатики, библиотековеды, библиографы и специалисты других областей гуманитарной сферы. Среди них В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, А.П. Суханов, А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, И.Г. Моргенштерн и другие.

В специальной литературе встречаются различные трактовки социальной информации. Так, А.П. Суханов рассматривает это понятие в узком смысле, придавая социальной информации статус «массовой». Он считает, что к социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей.

Расширенная трактовка этого понятия представлена в работах философа В.Г. Афанасьева. Смысл его высказываний в том, что социальная информация представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в орбиту общественной жизни. Следовательно, суть этого определения сводится к утверждению, что социальная информация – это сообщения, содержанием которых является знание.

Наиболее приемлемое, с нашей точки зрения, определение социальной информации мы встречаем в рассуждениях А.В. Соколова. Он считает, что социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающая смысловым содержанием и материальным чувственно-воспринимаемым выражением. Смысловое содержание образуют знания, эмоциональные переживания, управляющие воздействия. Материальной формой могут быть социально принятые знаки (алфавит, изображение, звуки и др.).

Таким образом, обобщенно социальную информациюможноопределитькак сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности.

Сущностьсоциальной информации в том, что она создается и используется обществом и отражает различные общественные отношения (национальные, политические, экономические, культурные и пр.) социальных групп общества.

Жизнь человека немыслима без получения, переработки, производства и хранения самых различных сведений. Потоки информации, которыми обмениваются люди, составляют основу их деятельности, их сознания. В процессе материального производства, в своей повседневной жизни постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения. Эти отношения обусловлены характером труда (умственный, физический), местом человека в социальной структуре общества. Во всех этих отношениях функционируют потоки социальной информации.

Результатом познавательной деятельности человека (научной, творческой, производственной, учебно-образовательной) является знание.Следовательно, информация – это знания, включенные непосредственно в коммуникативный процесс. Главное в информации – это ее содержание, которое фиксируется в документе. Содержательные аспекты информации обусловлены сферой ее использования и будут рассмотрены далее.

Важнейшими параметрами социальной информации являются ее характеристики с точки зрения качественных, количественных и ценностных свойств, которые обеспечивают информационный потенциал документа.

Социальная информация должна быть объективной, то есть освобожденной от неизбежных искажений, возникающих не только на стадии ее формирования, но и передачи. Информация, содержащаяся в документе, зависит от человека, поэтому носит не только объективный, но и субъективный характер. Субъективность проявляется, прежде всего, в интерпретации фактов.

Качество информации обеспечивается и ее достоверностью, то есть приближенностью к первоисточнику или точностью ее передачи. В данном случае необходимо исключать случайные или намеренные искажения информации. Предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией, снижает ее достоверность.

Информационная емкость определяется многими другими показателями, такими как актуальность, полнота, своевременность и т.д.

Актуальность информации связана с ее важностью и значимостью в данный момент времени, особенно в принятии конкретного решения. Полнота информации связана с определенным количеством сведений, которые позволяют сформулировать правильный вывод или принять более правильное решение по вопросу. Полнота определяется как оптимальное соотношение необходимой и полученной информации. На степень полноты влияют различные информационные барьеры: исторические, географические, режимные, ведомственные, политические, экономические, языковые, психологические. Частичному преодолению и снижению этих барьеров способствует развитие ИНТЕРНЕТ и новых технологий в передаче информации.

Важнейшим условием реализации информации, особенно управленческой и правовой является своевременность ее получения и передачи. Как бы полна и достоверна ни была информация, но если она получена с опозданием, то трудно, а порой и невозможно ее использовать.

Одним из необходимых свойств информации является ее новизна. Необходимость получения новой информации объективно обусловлена быстрыми процессами развития науки и общества.

Информация призвана быть полезной и способствовать решению задач, стоящих перед обществом. Полезность близка к понятию ценности информации. Поскольку информация отражает те или иные реальные явления и процессы, она всегда полезна. Ценность ее измеряется тем эффектом, который получен в результате использования той или иной информации. Ценной и полезной признается информация, отличающаяся новизной, т.е. такая информация, которая содержит сведения, еще неизвестные, но нужные потребителю.

Таким образом, самой сложной задачей характеристики социальной информации является определение ее свойств. Причина этого в противоречивости этих свойств.

Качество социальной информации характеризуют пары противоположных свойств. Информация может быть истинной и ложной, полной и неполной, полезной и вредной, точной и размытой, новой и устарелой, результативной и нерезультативной, объективной и субъективной и др. Эти свойства относительные, так как анализ любого сообщения показывает, что полезная для одного человека информация может оказаться вредной для другого.

Оценка информации зависит от воспринимающих ее людей, групп. Человек воспринимает ее субъективно, а дать объективную оценку могут специалисты конкретных областей знания. Для потребителя информации важной характеристикой является ее адекватность, т.е. соответствие реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности социальной информации зависит правильность принятия решений человеком.

К социальной информации предъявляется ряд требований. Она должна быть актуальной, достоверной, оптимальной для принятия решений, точной, оперативной, своевременной, комплексной, т.е. сочетать в себе различные виды и сведения, связанные между собой. Накопление новой, ценной и полезной информации и избавление от бесполезной информации – одно из требований рационального функционирования социальной информации в обществе.

Как любой объект материального мира, социальная информация обладает множеством свойств, которые определяют не только ее качественные и количественные стороны, но и форму. Материальная составляющая – это второй необходимый и обязательный компонент, посредством которого информация приобретает способность сохраняться и передаваться во времени и пространстве.

Социальная информация оказывается доступной людям и пригодной для многократного и многоцелевого использования тогда, когда фиксируется на различных материальных носителях: бумаге, магнитных и оптических дисках, фото и кинопленке и др. Именно фиксация, закрепление социальной информации в документе позволяет общаться представителям разных поколений, стран, организаций, использовать знания, ценности и опыт предшественников. Материальный носитель обеспечивает информации форму, размер и другие особенности.

Таким образом, рассмотрев различные аспекты характеристики социальной информации, можно отметить, что она обладает различными свойствами. В связи с этим следует обратить внимание на атрибутивные и прагматические свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов.

Атрибутивные свойства связаны с наличием информационной и материальной составляющих документа. Они объективны и позволяют оценивать информацию с точки зрения ее концентрации и рассеяния, дублирования в структуре материальных носителей, дискретности, позволяющей передаваться, храниться и использоваться по частям.

Прагматические свойства обеспечивают степень полезности информации для человека. Если в результате получения информации потребитель приобрел необходимые ему знания, выработал правильное поведение и принял верное решение, то информация оказалась полезной. К прагматическим свойствам социальной информации относится полнота, достоверность, новизна и др. В целом знание прагматических свойств информации дает основу для ее оценки и влияния на разные структуры общества










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...