Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды социальной информации, ее классификация
Проблема классификации социальной информации достаточно сложна, так как любая классификация всегда относительна. В разных областях знаний и сферах деятельности существуют свои подходы к ее систематизации и упорядочению. Ее можно группировать, используя разные признаки. Философ В.Г. Афанасьев предложил классифицировать социальную информацию на основе ее соотношения со временем, в котором она создана и используется. На этой основе он подразделяет информацию на три больших класса. 1. Информация о прошлом, о том, что было с человечеством, обществом, человеком. Это историческая память, которая не подлежит забвению. Народ, лишенный истории, не имеет будущего. 2. Информация о настоящем, о действительном, о том обществе, в котором мы живем и трудимся. Ее источником является мировое сообщество и различные сферы социальной жизни: духовная, экономическая, научно-техническая и др. Эти сферы порождает разные виды информации. 3. Информация о будущем (прогнозная), связанная с предвосхищением состояния социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом. Прогнозирование – это познание будущего состояния системы на основе анализа ее опыта, истории и современного состояния. Этот тип информации позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели. Одним из видообразующих признаков классификации социальной информации является ее общественное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную. Массовая информация представляет собой сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы и важны, полезны или интересны для всех членов общества. Она адресована и доступна каждому человеку. В свою очередь массовая информация подразделяется на публицистическую, эстетическую и обыденную. Обыденная или бытовая - это массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде. Публицистическая информация нацелена на утверждение в общественном сознании определенных духовных ценностей. Ее отличительная особенность – ярко выраженная социально-воспитательная направленность. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного сознания и бытия – политику, экономику, международную жизнь, науку, образование, искусство и т.д. Средствами распространения такой информации являются периодическая печать, радио, телевидение, электронные коммуникации. Эстетическая или художественная информация – является специфическим видом массовой социальной информации, обладающим свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для сферы искусства. Поскольку произведения искусства адресованы всему обществу (современникам и последующим поколениям), есть все основания отнести эстетическую информацию к категории массовой социальной информации. Способность воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации. Однако эстетической информации присуща образно-художественная форма, особые знаковые системы – и в этом заключается ее специфичность. Специальная информация представлена в виде коммуникационных сообщений о знаниях и управляющих воздействиях, адресованных различным социальным группам: управленцам, предпринимателям, политическим и религиозным деятелям и др. Специальных видов информации существует достаточно много и все они обусловлены определенными сферами социально-экономической жизни общества. На представленной ниже схеме приведены примеры соответствия социальной информации конкретным сферам деятельности.
Сведения, предназначенные для передачи, находятся в сообщении. Содержанием сообщения является информация. В связи с этим информацию можно структурировать в соответствии с ее содержанием(политическая, юридическая, экономическая, военная, социологическая, историческая, философская, религиозная и др.). Таким образом, перечисленные сферы можно дифференцировать за счет отраслевого деления информации (экономика – экономическая – коммерческая – финансовая и т.д.). Один из признаков классификации информации основан на способе ее отражения человеческим сознанием. Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, а правое – образно-ассоциативную. В соответствии с этим информацию условно можно подразделить на логическую и эстетическую. Логическаяинформация является результатом познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она разнообразна и дифференцируется по принадлежности к различным областям человеческой деятельности. Эстетическая информация образуется путем образно-ассоциативного отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется через живопись, музыку, кино, театр и т.д. Структурировать социальную информацию можно и по другим признакам: а) по способу восприятия информация подразделяется на визуальную, аудиальную и тактильную); б) по степени гласности выделяют открытую, т.е. общедоступную и ограниченного доступа, имеющую грифы «секретно», «конфиденциально», «для служебного пользования»); в) по способу хранения и передачи различают устную и информацию, зафиксированную на печатном или электронном носителе; г) по способу распространения социальная информация может быть опубликованная (распространенная путем тиражирования документов) и неопубликованная, не рассчитанная на широкое распространение. Информация используется разными потребителями, для разных целей, в разных условиях и областях деятельности, поэтому оснований для классификации может быть достаточно много. Например, в организации циркулирует информация, которую можно классифицировать по месту возникновения (входная, выходная, внутренняя, внешняя); по функции управления (плановая, организационная, распорядительная, информационно-справочная, учетно-отчетная); по стадии обработки (первичная, вторичная, промежуточная и результативная). |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |