Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности публикации правовых актов




Официальный характер правового акта заключается в его издании от имени органа государства. Опубликование правового акта – это прежде всего его обнародование в официальных изданиях соответствующих государственных органов. Оно представляет собой важную стадию окончательного оформления НПА - его вступление в силу. По общему правилу нормативный акт не может начать действовать, не будучи опубликованным.

Существует две основные формы публикации актов: официальные и неофициальные.

а)официальные публикации производятся с санкции компетентных органов и выходят от их имени. Источником текста служит оригинал документа, поэтому официальные публикации по своему значению и степени достоверности являются лучшими.

б) неофициальные публикации предназначены в помощь научной и практической деятельности, используются в учебных и справочных целях. Они осуществляется по инициативе научных учреждений, издательств, различных коммерческих структур. Источником текста служат официальные издания. Однако юридической силы перепечатки НПА не имеют, так как переиздающие организации не наделены правом юридической ответственности за аутентичность (полное соответствие) воспроизведенного текста официальному правовому документу.

Законодательными актами подробно регламентирован порядок и правила издания нормативных актов органов власти и управления. Этот вопрос регулируется следующими нормативными актами РФ:

♦  Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.99) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»;

♦ Федеральный закон от 15.07.95 № 1010-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»;

♦ Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 (ред. от 16.05.97) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

♦  Указ Президента РФ от 13.08.98 № 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

♦ Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 06.11.98) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех нормативных правовых актов, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения кон­фиденциального характера).

ü Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не имеют нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер (пп.5,6 Указа Президента от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.

ü Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования (ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ).

ü Акты Президента России, имеющие нормативный характер, акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (пп.5,6 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

ü Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если более поздний срок не установлен самими актами (п.1 Указа Президента РФ от 16.05.97 № 490).

ü Если порядок вступления в силу нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти в нем самом не определен, он вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (п.12 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Кроме общих правил вступления в силу перечисленных НПА существуют иные варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания. Порядок вступления в силу документа может быть определен в нем самом, т.е. называется конкретная дата или дается формулировка «Вступает в силу после официального опубликования». Иногда такой порядок определяется отдельным документом – законом о введении его в действие.

Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста НПА в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Первая и последующие публикации НПА могут отличаться между собой текстуально, так как в текст более поздних изданий вносятся изменения в соответствии с новейшим законодательством.

Система изданий, публикующих

    нормативно-правовые акты

Публикация нормативно-правовых актов осуществляется в различных видах официальных и неофициальных изданиях. В основе типизации НПА и публикации их в традиционных печатных изданиях – два критерия: функциональное назначение (управленческая, научная, производственная, образовательная сфера) и специфика самих НПА, обусловленная видовым разнообразием нормативных актов и органов, их принявших.

Эти группы изданий достаточно условно можно разделить на: а) издания, осуществляющие текущую публикацию НПА; б) сводные сборники законодательства; в) справочники по законодательству для отдельных групп потребителей правовой информации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...