Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста




Цель: Формирование у студентов – практикантов навыков элементарной диагностики психологических особенностей ребенка - дошкольника.

Задание 5. Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации:

1. Провести диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Чего не хватает»

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 ри­сунков, на каждом из которых не хватает чего-то!очень важного.

Инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику, с помощью секун­домера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

2.Результаты диагностического исследования детей занести в таблицу № 4.

«Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста»

Таблица № 4

 

Ф.И.ребенка

Ответы на вопросы (длительность поиска ответов)

1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка 6 картинка 7 картинка
               
               
               
               
               
               

 

Оценка результата:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се­кунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се­кунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 се­кунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

 

 

2. Сделайте выводы об уровне развития   внимания ребенка по следующим критериям:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов- высокий;

4- 7 баллов -  средний;

2 - 3 балла   - низкий;

0 -1 балл - очень низкий

 

Задание № 6.Выявление уровня развития внимания у дошкольников (методика Р.С. Немова).

Методические рекомендации:

1. Проведите диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

2. Результаты исследования занесите в таблицу № 5

3 . На основании диагностических  исследований, проведенных по двум методикам, попытайтесь сформулировать рекомендации по развитию внимания у детей данного возраста.

 

Инструкция:Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны. Время выполнения задания ограничено 1 минутой

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей картинке.

 

Таблица №5

Ф.И. ребенка

Ответы детей

1 картинка 2 картинка 3 картинка
       
       

 

 

Оценка результатов:

10 баллов     — названы 14 предметов, время — 20 сек.;

8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.;

6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;

2—3 балла   — ребенок справился с задачей за 51- 60 сек.;

0—1 балл — за время большее 60 сек. Ребенок не смог решить задачу по поиску 

                       и названию всех 14 предметов.

Оценка уровня развития ребёнка:

10 баллов — очень высокий уровень;

8-9 баллов— высокий;

4 -7 баллов — средний;

2 - 3 балла   — низкий;

0 -1 балл — очень низкий

Задание № 7Диагностика уровня развития зрительной памяти дошкольников.

Методические рекомендации:

1. Проведите диагностическое исследование, используя методику Д. Векслера

2.Результаты занесите в таблицу № 6

3. Сделайте выводы о сформированности зрительной памяти у детей данной возрастной группы.

Использование методики Д. Векслера (1945) по­зволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Инструкция: Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести изображение на чистом листе бумаги.

 

 

Диагностика уровня развития зрительной памяти                        Таблица №6

Ф.И. ребенка

Ответы детей

1 картинка 2 картинка 3 картинка

А

 

Б

 

 

 

В

Результаты исследования:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,

Правильно расположенные флажки — 1 балл,

Правильный угол пересечения линий — 1 балл,

Максимальная оценка этого задания — 3 балла

Б) Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами -1 балл,

четыре точки в квадратах — 1 балл,

точность в пропорциях — 1 балл,

Максимальная оценка — 5 баллов.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нём -1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего      прямоугольника -1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены в большом — 1  балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Общий максимальный результат — 11 баллов.

Задание № 8Изучение особенностей образной памяти дошкольников.

Инструкция: Испытуемому предлагается в течение определенного времени (30 секунд – подготовительная группа, 45 – старшая, 60 сек – средняя, 75 сек – младшая)  запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

       Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

 Норма – 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

 

 Методические рекомендации:

1. Проведите исследование по предложенной методике.

2. Занесите результаты в таблицу № 7.

3. На основании полученных результатов дайте оценку образной памяти детей данной возрастной группы.

 4. Сформулируйте методические рекомендации по развитию памяти дошкольников.

 

Изучение особенностей образной памяти дошкольников                    Таблица № 7

№ заданий

Оценка правильности выполнения заданий детьми

       
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Задание № 9:Определение готовности к обучению в школе.

Методические рекомендации:

1. Проведите исследования по предложенной методике в соответствии с рекомендациями.

2. Приложите рисунки детей.

3. Проанализируйте результаты,  пользуясь предложенной технологией.

4. Сделайте выводы о степени готовности к школе детей разных возрастных групп  и об оптимальном возрасте для поступления в школу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...