Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста
Цель: Формирование у студентов – практикантов навыков элементарной диагностики психологических особенностей ребенка - дошкольника. Задание 5. Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста Методические рекомендации: 1. Провести диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Чего не хватает» Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то!очень важного. Инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику, с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания. 2.Результаты диагностического исследования детей занести в таблицу № 4. «Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста» Таблица № 4
Оценка результата: 10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд; 8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд; 6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд; 4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд; 2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд; 0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
2. Сделайте выводы об уровне развития внимания ребенка по следующим критериям: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов- высокий; 4- 7 баллов - средний; 2 - 3 балла - низкий; 0 -1 балл - очень низкий
Задание № 6.Выявление уровня развития внимания у дошкольников (методика Р.С. Немова). Методические рекомендации: 1. Проведите диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?» 2. Результаты исследования занесите в таблицу № 5 3 . На основании диагностических исследований, проведенных по двум методикам, попытайтесь сформулировать рекомендации по развитию внимания у детей данного возраста.
Инструкция:Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны. Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей картинке.
Таблица №5
Оценка результатов: 10 баллов — названы 14 предметов, время — 20 сек.; 8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.; 6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.; 4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.; 2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51- 60 сек.; 0—1 балл — за время большее 60 сек. Ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов. Оценка уровня развития ребёнка: 10 баллов — очень высокий уровень; 8-9 баллов— высокий; 4 -7 баллов — средний; 2 - 3 балла — низкий; 0 -1 балл — очень низкий Задание № 7Диагностика уровня развития зрительной памяти дошкольников. Методические рекомендации: 1. Проведите диагностическое исследование, используя методику Д. Векслера 2.Результаты занесите в таблицу № 6 3. Сделайте выводы о сформированности зрительной памяти у детей данной возрастной группы. Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Инструкция: Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести изображение на чистом листе бумаги.
Диагностика уровня развития зрительной памяти Таблица №6
А
Б
В Результаты исследования: А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, Правильно расположенные флажки — 1 балл, Правильный угол пересечения линий — 1 балл, Максимальная оценка этого задания — 3 балла Б) Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами -1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл, Максимальная оценка — 5 баллов. В) Большой прямоугольник с маленьким в нём -1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника -1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены в большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Общий максимальный результат — 11 баллов. Задание № 8Изучение особенностей образной памяти дошкольников. Инструкция: Испытуемому предлагается в течение определенного времени (30 секунд – подготовительная группа, 45 – старшая, 60 сек – средняя, 75 сек – младшая) запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.
Методические рекомендации: 1. Проведите исследование по предложенной методике. 2. Занесите результаты в таблицу № 7. 3. На основании полученных результатов дайте оценку образной памяти детей данной возрастной группы. 4. Сформулируйте методические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Изучение особенностей образной памяти дошкольников Таблица № 7
Задание № 9:Определение готовности к обучению в школе. Методические рекомендации: 1. Проведите исследования по предложенной методике в соответствии с рекомендациями. 2. Приложите рисунки детей. 3. Проанализируйте результаты, пользуясь предложенной технологией. 4. Сделайте выводы о степени готовности к школе детей разных возрастных групп и об оптимальном возрасте для поступления в школу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |