Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая устойчивость. Оценка уровня нервно-психической устойчивости




 

В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости. Что это означает па практике?

Психологическая устойчивость это устойчивое состояние психической сферы человека, котораяобеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.

Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ.

Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:

· включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;

· определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;

· выявление среди спасателей  круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;

· выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;

· организация  встреч  со  специалистами, имеющих опыт  решения профессиональных задач в экстремальных условиях;

· разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно-спасательных работ;

· проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;

· индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей;

· оперативное информирование личного состава аварийно-спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;

· проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.

Психологическая подготовка спасателей идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить спасателей к эффективным практическим действиям одними разъяснениями, не дав им на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих при ЧС.

Если обучение проводится слишком просто, то интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях спасатели ощущают значительное нервно- психическое напряжение.

 Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от спасателей па занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума и воли.

Каким же образом формируется психологическая устойчивость у спасателей?

Любая сложная ситуация, с точки зрения психологии, может быть представлена в виде трех «простых» элементов: подготовительный этап, этап выполнения задачи и заключительный этап.

Сущность подготовительного этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую готовность эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов. До спасателей необходимо довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, нацелить людей на предстоящее выполнение задачи.

Залог успеха – это вселение уверенности в спасателей, укрепление авторитета их руководителей, создание общего положительного настроя.

Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективной.

О психологическом «вхождении в работу» еще до начала непосредственного ее выполнения говорят такие внешние данные, как определенное возбуждение, повышенное настроение, собранность, сосредоточенность, быстрое, точное реагирование на окружающую обстановку и поступающие распоряжения, энергичные движения.

И, напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение, скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие, молчаливость, раздражительность и т.п.

Разновидностью подобного явления может быть и «предстартовая лихорадка», излишнее волнение, показная веселость, суетливость, говорливость, невнимательность.

В этой ситуации многое зависит от эффективности инструктажа. При его проведении следует избегать формализма, который нередко создает у спасателей отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг.

Формирование групп спасателей должно базироваться па знании индивидуальных особенностей людей.

В целях формирования психологической устойчивости на подготовительном этапе (в режиме повседневной деятельности) могут использоваться различные приемы, такие как создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, а также использование тошнотворных и других резких и неприятных запахов.

При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.

Дадим краткую характеристику уровней нервно-психической устойчивости военнослужащих системы МЧС и спасателей, и соответствующие им результаты обследования в баллах 10-балльной шкалы.

 

Краткая характеристика уровней нервно-психической устойчивости (НПУ) Баллы 10-балльной шкалы

Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках

1
2

Удовлетворительная НПУ- характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности

3
4
5

Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках

6
7
8

Высокая НПУ –характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции

9
10

При проведении психологического обследования спасателей, направляемых в зону ЧС, следует учитывать, что результаты оценки их нервно-психической устойчивости могут быть ниже, чем ранее установленные и зафиксированные в карте профессионального психологического отбора (рекомендуется использовать методику «Прогноз-2-02»), что может быть следствием проявления ситуативной реакции психики на экстремальную ситуацию. Эти данные используются психологами и специалистами центров психологической помощи и реабилитации для проведения психокоррекционных и лечебно-профилактических мероприятий с этими спасателями. Углубленное психологическое обследование нервно-психической устойчивости проводится с помощью методик «Адаптивность-02(МЛО)» и «НПН-02»(Приложение 5).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...