Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая реабилитация пострадавших и спасателей: основные формы и методы




Особенности предоставления психологической помощи в оперативно-спасательной службе после деятельности в условиях чрезвычайной ситуации:

· с сотрудником, который пережил психотравму, нужно общаться не как с сотрудником, а как с нормальным человеком, состояние которого понятное и можно объяснить событием, которое он пережил;

· соблюдение последовательности этапов процедуры и методики проведения занятий по релаксации и восстановлению;

· занятие проводится в кабинете психологической разгрузки;

· психокоррекционная работа проводится:

а) не раньше 48 часов после события;

б) по графику, но не менее одного раза в неделю.

Специалисты, которые обеспечивают предоставление психологической помощи в оперативно-спасательной службе после их участия в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации:

На должности работников службы психологического обеспечения назначаются специалисты, которые имеют базовое высшее психологическое образование, высшее медицинское образование, как правило, со специализацией «психиатрия», специалисты, которые имеют второе высшее психологическое образование.

Консультант – как правило, не психолог, но прошел необходимую подготовку в отрасли психологической взаимопомощи и работает в сфере проблем социальной адаптации.

Предоставление психологической помощи сотруднику предусматривает такие этические требования к психологу:

· уважение к личности;

· уважение к человеческим правам и свободам;

· уважение к человеческому достоинству;

· соответствующая профессиональная компетенция;

· совестливость;

· доброжелательность;

· безусловная остановка «на благо сотрудника»;

· конфиденциальность информации;

· быть особенно осторожными, чтобы не преувеличить надежд сотрудника и не перейти за пределы своей профессиональной компетентности;

· избежание социальных и личностных контактов с сотрудником, если эти контакты, не предусмотренные процедурой консультирования (совместной работы);

· избежание общего ведения дела;

· недопущение манипулирования сотрудником или собой со стороны последнего.

Задания, которые решаются психологом-консультантом, во время предоставления психологической помощи сотруднику после его участия в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации:

1) самоопределение (идентичность);

2) выбора (принятие решения);

3) самоосознание (личностной рефлексии);

4) преодоление критической (кризисной) ситуации;

5) развития субъектности, функциональных и экзистенциальных (инструментальных и «самостоятельных») начал личностного «Я».

Задание, которые положены на психолога-консультанта во время процесса психологической помощи работнику:

установление отношений доверия и принятия;

обеспечение соответствующей динамики установления рабочих отношений, которая ведет к осознанию и возможному развязыванию психологических проблем сотрудника;

снятие психологической защиты;

определение и использование степени психологического влияния на сотрудника.

В последнее время в научной литературе существует несколько определений лиц, с которыми работает психолог. Среди них чаще всего встречаются «клиент» и «пациент». В роли клиента у оперативно-спасательной службы выступает «сотрудник», так как психолог работает с психически здоровыми людьми, но которые попали в сложные жизненные ситуации, обусловленные экстремальностью их характера. Если есть подозрение на психическое заболевание у лица, которое обратилось за помощью к психологу, то последний должен рекомендовать сотруднику обратиться за помощью к психиатру.

В случае, когда предоставление психологической помощи выходит за пределы профессиональной компетенции психолога, последний должен посоветовать сотруднику обратиться к более опытному специалисту, который специализируется именно на работе с клиентами в подобных ситуациях.

Сотрудник – это человек, который нуждается в реконструкции собственной личности и психоэмоционального состояния, после осуществления служебной деятельности в зоне чрезвычайной ситуации.

Права сотрудника:

· избирать психолога из числа сотрудников психологического Центра;

· обсуждать и принимать решение о приемлемости для него того или другого метода психологической помощи;

· оценивать результаты психологической помощи в ходе ее предоставления;

· отказываться от услуг консультирующего психолога;

· ориентироваться в концепциях и сроках психологической помощи;

· получить информацию об образовании и квалификации психолога.

· Обращаясь к психологу-консультанту сотрудник:

· знает, чего он хочет достичь (имеет цель);

· ознакомленный в той или другой степени о нормах взаимоотношений с представителем этой профессии;

· достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений как свою, так и профессионала, к которому обращается;

· осознает опыт и традиции собственной национальной культуры.

 

Ситуация общения сотрудника с психологом-консультантом можно разделить на следующие составляющие:

· личность работника и его переживание;

· отношения между сотрудником и психологом;

· личность психолога-консультанта в сочетании с его самостоятельными и функциональными образованиями.

Важную роль во время консультирования играет опыт культуры и его осознанности сотрудником, что дают ему три возможности:

а) находить максимально больше число вариантов поведения при общении с собой и другими в контексте культуры;

б) применять максимально большее количество вариантов понятий, мыслей, и поступков для того, чтобы общаться с возможно большим количеством людей или групп в середине или вне границ собственной культуры;

в) способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлектировать.

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Формирование волевых качеств и психологической устойчивости у спасателей










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...