Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни развития способностей.




Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по уровню.

В отечественной психологии выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность,талант, гениальность.

1. Одаренность.Б.М.Теплов понимает одаренностькак качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. По Г.С.Костюку, индивидуальное своеобразие задатков и является тем, что называют одаренностью. Каждый человек имеет определенную одаренность, т.е. от природы он наделен определенными потенциями к развитию своих способностей. В жизни, пишет Г.С.Костюк, одаренными называют тех, кто выделяется своими хорошими задатками к развитию общих и специальных способностей.

2. Талант.Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

3. Гениальность.Наивысший уровень развития способностей, который проявляется в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы и искусства, называют гениальностью. Последняя отличается от талантливости величием и общественной значимостью тех заданий, которые решаются ее носителями. Для гения характерным является то, что он, выражая передовые тенденции в жизни своего общества, осознает те задания, важности которых другие люди часто не видят, и силой своего разума, пристрасти и воли находят новыепути их решения. Созданные гениями ценности являются началом нового этапа в развитии общественной жизни людей в целом или отдельных областей.

Формирование способностей.

Способности человека, подчеркивает Г.С.Костюк, являются продуктом общественно-исторического развития. Они развиваются в совместной деятельности, труде. Новые области труда приводят к появлению новых требований к человеческим способностям, что, в свою очередь, приводит к их развитию. В практической деятельности человек приобретает новые ЗУН, что ведет к развитию способностей.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений.

Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. «Наши желания, - по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Интересы ребенка должны быть сигналом, который должен заставить окружающих задуматься о возможном зарождении способностей к определенной деятельности.

Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

Индивидуальные особенности способностей.

Понятие о деятельности человека: психологический анализ.

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:

1. она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;

2. с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

3. в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

4. деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

5. активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

6. творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Структура деятельности: психологический анализ.

Понятие "деятельность" в психологии занимает ведущее место. Согласно традиционному отечественному подходу, именно она является основным условием физического и психического развития человека.

Поэтому необходимо рассмотреть то, какова общая структура деятельности, которая обязательно будет повторяться в индивидуальной.

В структуру деятельности входят следующие компоненты: мотивы и побуждения; общая цель; действия и способы достижения цели (умения и навыки); психические свойства и процессы; результат.

Овладение деятельностью.

Основные виды деятельности человека.

 

Понятие «межличностные отношения».

Понятие «группа» в психологии.

Уровни развития группы.

Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы.

Межличностные отношения в группе.

Механизмы взаимовлияния в группе.

Понятие об общении.

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Из обилия трактовок общенияможно выделить главные:

1) общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение - одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность.

 

Этапы общения.

В общении можно выделить следующие этапы:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

Функции общения.

Общение– это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:

1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик);

2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович);

3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный);

4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотив-ная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:

1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;

2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;

3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.

 

Структура общения.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная сторонаобщения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...