Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард).




Типичные черты характера имеют различную интенсивность. Крайнюю интенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией. Хотя акцентуация особенностей характера человека своей заостренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт характера, частота их проявления может обусловить невротические, истерические и другие патологические реакции. Акцентуации характера проявляются только при определенных обстоятельствах. При других условиях люди с такими чертами ведут себя спокойно, без напряжения.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Норма социальная– принятая в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Патология - отклонение от нормы; уродливая ненормальность.

Акцентуация характера– чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Классификация Александр Евгеньевич Личко (Россия) построена на основе наблюдений за подростками и их обобщение (в этом смысле она не является научно точной). По А.Е.Личко, акцентуация характера– это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящее за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащее с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Отличие систематики А.Е.Личко:

1) она предназначена специально для подросткового возраста;

2) она охватывает психопатии, т.е. патологические отклонения характера, и акцентуации, крайние варианты нормы.

А.Е.Личко выделяет 11 типов акцентуаций характера. В противовес психопатии при акцентуациях характера его черты могут проявляться не всегда и не везде; они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях; особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают переходящими. При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления.

Классификация Карла Леонгарда (Германия) основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям. Однако, следует помнить, что характер человека проявляется не только в отношении к людям, но и в отношении к делу, самому себе, вещам и природе. Ученый делит акцентуации на акцентуации характера (4) и акцентуации темперамента (8). К акцентуации свойств характера относятся: демонстративность, педантичность, возбудимость, застревание. Остальные виды акцентуаций относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину аффективных реакций.

Связь темперамента и характера.

Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:

1. отождествление темперамента и характера (Кречмер, Шелдон);

2. противопоставление темперамента и характера, указание на то, что характер может входить в конфликт к темпераментом (Н.Д.Левитов).

Н.Д.Левитов понимал под характером содержательный и общественно значимый компонент личности, проявление направленности (отношение к себе, к людям, деятельности, вещам и воле), мировоззрения в его поведении.

«Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» (К.К.Платонов, Н.Д.Левитов);

3. признание темперамента элементом характера;

4. признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев).

В современно психологии принято считать, что характер человека представляет собой сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злобными, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее, т.е. темперамент обеспечивает формирование одних черт характера и затрудняет формирование других. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику; быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным может быть любой человек.

Способности: психологический анализ.

Все люди различаются друг от друга своими способностями. Давно заметили, что все люди имеют разные способности. Так, в народных сказках есть три брата, один из которых – дурак.

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности и обеспечивающие качество, легкость и быстроту овладения ею.

Борис Михайлович Теплов в своей работе «Способности и одаренность» выделяет 3 основных признака способностей:

1. способностиэто индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;

2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельностей; (такие свойства, как вспыльчивость, медлительность и т.д., несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, но их обычно не называют способностями, потому что не рассматривают как условия успешности какой-либо деятельности);

3. понятие способностьне сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека; однако способности могут объяснить легкость и быстроту приобретения ЗУН.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; быстрота двигательных реакций, необходима для занятий спорта; тонкость цветоразличения важная для художника.

Способности формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые процессы, некоторые особенности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти,мышления, воображения), отношение к деятельности. Например, педагогический так, математическая направленность ума и т.д.

Признаки способностей.

Способности и задатки.

Отечественные психологи (Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.А.Крутецкий и др.) подчеркивают, что в основе развития способностей лежат задатки.

Задатки– это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие предпосылку формирования и развития способностей.

Задатки можно сравнить с зерном, из которого, при благоприятных условиях (благодатная почва, климат и т.д.), может вырасти колос.

Необходимо подчеркнуть, что «врожденный» не одно и тоже, что и «наследственный». Рождению предшествует период внутриутробного развития.

Материальной основой задатков является особенности строение мозга человека, коры больших полушарий, анализаторов, свойств нервной системы.

Б.М.Теплов подчеркивал, что свойства нервных процессов(сила, уравновешенность, подвижность) являются задатками для успешности выполнения человеком той или иной деятельности. Так, например, люди со слабой НС характеризуются высоким уровнем чувствительности, впечатлительности. Слабость НС может выступать как задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлительность, тонкость душевной организации.

Вадим Андреевич Крутецкий, обращаясь к работам И.П.Павлова, указывает на то, что в качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. В зависимости от соотношения между сигнальными системами И.П.Павлов различает три специфически человеческих типа ВНД:

1. художественный тип (преобладает первая сигнальная система; для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность; на основе художественного типа могут сложиться способности актера, писателя, художника, музыканта);

2. мыслительный тип (преобладает вторая сигнальная система; люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщению, абстрактному мышлению; на основе мыслительного типа – способности математика, лингвиста, философа и т.д.);

3. средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

Задатки многозначны.При различных задатках (за исключением крайних случаев) могут быть сформированы одинаковые способности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям гимнаста, и способности к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.

Способности и ЗУН.

Отечественные психологи подчеркивают, что способности опираются на ЗУН. Приобретение ЗУН, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию способностей. По мере того как ЗУН превращаются в личное достояние, они перестают быть только ЗУН, полученными извне, а ведут к развитию способностей. В свою очередь, способности облегчают усвоение ЗУН. Таким образом, подчеркивает С.Л.Рубинштейн, развитие любой способности совершается по спирали: увеличение ЗУН приводит к повышению уровня способностей.

Например, в процессе приобретения математических ЗУН развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение ЗУН в области математики происходит легче, быстрее и успешнее.

Проявляясь в овладении ЗУН, способности не сводятся к ЗУН. Способности и ЗУН не тождественны.

Отрицая тождество способностей и ЗУН, отечественные психологи подчеркивают их единство. Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их проявления, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ЗУН, существенно важными для овладения данной деятельностью.

Структура способностей.

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество.

Отечественные психологи (Г.С.Костюк, Б.М.Теплов и др.) подчеркивают, что каждая способность (например, к рисованию, музыке, науке и т.д.) представляет собой синтетическое свойство человека, которое включает в себя ряд частных свойств в определенном их объединении. Прежде всего, это внимательность, способность человека продолжительно и устойчиво быть сосредоточенным на задании. Также, это чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлениям, наблюдательность (например, чувствительность к пропорциям (важна для художественных способностей), к звуковым высотам, ритму (для музыкальных). Всякая способность включает в себя определенные свойства памяти (особенно важны скорость и прочность запоминания, полнота и точность воспроизведения). В каждой деятельности человек решает новые задачи, опираясь на то, что он запомнил в прошлом. Выполняя любую деятельность человеку необходимо представление, он рисует определенный образ результата своей деятельности. Способность мыслить является неотъемлемой составляющей любой деятельности. Мысля, человек преобразует ЗУН, использует их в новой системе, решает новые задания. Очень важны при этом такие свойства мышления, как широта, глубина, ясность мысли, ее последовательность, самостоятельность, критичность, свобода от шаблонных способов решения задания, способность изменять способы решения в зависимости от конкретной ситуации. Язык, будучи тесно связанным с мышлением, играет очень важную роль в структуре способностей. Способности человека включают не только познавательные, но и эмоциональные свойства (например, эмоциональные реакции, эмоциональную отзывчивость). Успешное выполнение человеком заданий требует умения преодолевать трудности. Отсюда прослеживается связь способностей с волевыми качествами, а именно с инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой.

Все психологи сходятся на том, что в решении каждой задачи берет участие личность в целом.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Структура способности к какой-либо деятельности включает ряд частных способностей. Каждая способность имеет ведущие и вспомогательные компоненты, образующие единство.

Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, организаторские способности и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Ведущими свойствами литературных способностей по В.П.Ягунковой являются следующие: поэтическое восприятие действительности; эмоциональная восприимчивость; художественная наблюдательность; развитая образная и эмоциональная память, наглядно-образное мышление и творческое воображение; богатство языка, которое обеспечивает легкость словесного оформления образов.

Ведущими свойствами математических способностей, по В.А.Крутецкому, являются: способность к обобщению; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли.

Компонентами музыкальных способностей, по Б.М.Теплову, являются: чувствительность к звуковым отношениям; чувствительность к ритму, точности интонации, мелодичный слух (проявляется в особом восприятии мелодии), гармонический слух (проявляется в восприятии аккордов).

В структуру способностей к рисованию входят такие ведущие особенности: чувствительность к цвету, цветовым отношениям, способность охватывать и передавать пропорции, творческое воображение и мышление.

Виды способностей.

По широте проявления(по степени универсальности применения) отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк) выделяют общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для выполнения многих видов деятельностей. Они отвечают требованиям многих видов деятельности. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, памяти, сосредоточенность внимания, умение осознавать задание, планировать, находить связи и отношения, овладевать новыми приемами и т.д.

Специальные способности обеспечивают успешность выполнения конкретной деятельности (музыкальные, литературные, лингвистические….) Например, Крутецкий указывает, что в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в казалось бы различных математических выражениях и действиях); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т.д.

По новизне (уровню развития)выделяют следующие виды способностей:

· репродуктивные способности (обеспечивают высокие умения усваивать готовые ЗУН, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения);

· творческие способности (обеспечивают создание нового, оригинального).

По характеру решаемых задач, различают также

· теоретические способности (предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и

· практические способности (предполагают склонность к конкретным, практическим действиям).

Все виды способностей взаимосвязаны между собой. Г.С.Костюк подчеркивает то, что общие и специальные способности существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...