Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальный стиль деятельности.




Под индивидуальным стилем, деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и, способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент, накладывает отпечаток на способы поведения и общения,например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесло связана с особенностями его темперамента.Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П.Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний.

Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12— 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике.

Характер личности: психологический анализ.

Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «печать.

В отечественной психологии дается следующее определение характера:

Характер– это совокупность устойчивых (типичных) индивидуально- психологических особенностей человека, которые проявляются в деятельности и общественном поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, труду, окружающей действительности и самому себе.

Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах (способах), которыми он их осуществляет, как в том, чтоон делает, так и в том, какон это делает, т.е. характер может выражаться как в содержании, так и в форме поведения.

Характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Характерформируется в общении с другими людьми. При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характеры, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление, в других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположности. Существенной для становления характера формой общения является воспитание и самовоспитание.

Структура характера.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

В структуре характера выделяют две группы черт.Под чертой характерапонимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

В отечественной психологии встречается два подхода к чертам характера.

В одном случае все черты характера связаны с психическими процессами и поэтому выделяют волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и т.д.), эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и т.д.) и интеллектуальные черты (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.д.). В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Содержание направленности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.

Интеллектуальные черты проявляются в рассудительности, наблюдательности, обдуманности; умственная инертность проявляется в пассивности, безразличии, медлительности в принятии решений или в поверхностном подходе к делу и т.д.).

Эмоциональные черты становятся основанием для таких черт характера как горячность, вспыльчивость, чрезмерное или не искреннее сочувствие, всепрощение или пошлость, грубость, «толстокожесть», бесчувственность к страданиям других, не способность сочувствовать.

Волевые черты обуславливает силу и твердость характера; воля представляет собой стержневой компонент сформированного характера; сила воли делает характер самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным, способным достигнут поставленной цели; безвольные люди – слабохарактерные, они проявляют нерешительность, не способны настаивать, боязливы и т.д.

Отношение к работе проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе – аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.

Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными исторически и раскрытыми в коллективе. Отношение к другим людям носит оценочный характер, причем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отношения к проявлениям характера. Оценочное отношение проявляется в одобрении и осуждении, поддержке и возражении и т.д. Отношение может быть высказано в вежливой форме, тактично или же формально, в форме лести, грубо и т.д. К положительным чертам характера относят доброжелательность, щедрость, честность и т.д. Или же отчуждение, замкнутость, скупость и т.д. Так или иначе, относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или контрасту.

Отношение к себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, возможности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело и т.д. свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.

Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение людей к вещам, к природе. Экономность, расточительность, аккуратность, бережливость, заботливое отношение к природе поднимают достоинство человека.

Характер характеризуется полнотой, целостностью, определенностью, силой.

· Полнота характера – это всестороннее развитие основных его структурных компонентов – умственных, моральных, эмоционально- волевых.

· Внутреннее единство черт характера определяют его целостность. Оно проявляется в единстве слова и дела или в его отсутствии в поступках.

· Особенно важной в характере является его определенность. Твердость и независимость личности в ее устремлениях и убеждениях, в борьбе за достижение определенных целей свидетельствует про определенность характера. Определенность человека как субъекта деятельности отражается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения.

· Сила характера проявляется в энергичных действиях, упорстве и активности в деятельности, в борьбе за доведение дела до конца, несмотря ни на какие препятствия. Такие люди не боятся трудностей, умеют их преодолевать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...