Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Безволие, его причины и борьба с ним.
Безволие в большей или меньшей мере проявляется в разных физических и умственных действиях человека. Характерными особенностями безвольного человека являются снижение общей активности, психическая вялость, колебания в принятии решения там, где необходимость действий очевидна. Безвольныелюди не доводят начатого дела до конца и неспособны преодолевать даже незначительные трудности. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за легкое, мелкое, ненужное. Им не свойственны стойкие, целенаправленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и другим. Слабовольные люди не имеют своего мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего не уверены в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, не способны сдерживать свои желания, преодолевать свои эмоциональные состояния — гнев, страх, аффекты. В экстремальных ситуациях они теряются, становятся беспомощными. Им свойственна мечтательность, они порой предлагают интересные идеи, но не реализуют их. Безволиесвойственно конформным лицам, избегающим принятия самостоятельных решений и в тоже время склонным пассивно принимать взгляды других, приспосабливаться к готовым стандартам поведения. Состояние болезненного безволия — «абулия». Безволиеобусловлено многими причинами. В некоторых случая его причина — органические или функциональные расстройства деятельности коры больших полушарий головного мозга, ее лобных участков, что проявляется в диссоциации, разъединении образов действия и движений, в пассивности идей, представлений. К этому состоянию приводят различные болезни и особенно употребление алкоголя, наркотиков, приводящих к пассивности умственной деятельности. Ограничение свободы движений и действий детей, стремление во всем им помогать, воспитывает в них пассивность, которая становится навыком, тяжело преодолеваемым в старшем возрасте. Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленным трудовым действиям, воспитание стремления выполнить дело до конца являются важнейшими мероприятиями в борьбе с безволием. Физическое воспитание, спорт, разнообразные виды соревнований в большой мере способствуют развитию активности, самообладания, сильной воли. Понятие «Личность» в психологии. Одни из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Борисом Герасимовичем Ананьевым.
Разграничение понятий в психологии: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Б.Г.Ананьев выделяет в системе человекознания четыре основных понятии: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивид –это человек как единичное природное существо представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека (возрастные особенности, пол, конституциональные особенности, особенности НС, особенности темперамента и задатки человека). Под личностью– социализированный индивид – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность формируется в общении и деятельности. «Субъект деятельности» – это индивид, обладающий сознанием, и осуществляющий определенную деятельность. Индивидуальность– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Структура понятия «индивидуальность»: индивид, субъект деятельности, личность. Структура личности (по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, Л.Н. Собчик, З.Фрейду, К.Г. Юнгу и др.). Структура личности по Сергею Леонидовичу Рубинштейну
Структура личности по Константину Константиновичу Платонову 1. Биологически обусловленная подструктура(конституция, пол, возраст, НС, темперамент). 2. Психологическая подструктура(познавательные и эмоционально- волевые процессы). 3. Подструктура социального опыта(знания, умения, навыки + характер, + способности). 4. Подструктура направленности личности(влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждения) Структура личности по Борису Герасимовичу Ананьеву
Структура личности по З.Фрейду Согласно З. Фрейду, психика человека (структура личности) состоит из трех пластов: 1. Самый нижний и самый мощный слой – «Оно» (Id) находится за пределами сознания –бессознательное. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения, инстинкты и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Этот слой представляет собой вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным источником влечений и действий. Ученый говорит о двух больших группах инстинктов: - инстинкты жизни (включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение человека); та форма, в которой они проявляются, получила название либидо / ‘libido’ (энергия влечения к жизни); - инстинкты смерти / ‘mortido’, который может проявляться в виде агрессивного влечения; это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). 2. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это «Я» (Ego) человека – центральная инстанция саморегуляции человека; контролирует поведение человека, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду. 3. Верхний пласт человеческого духа – «Сверх-Я» (Super Ego) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Представляет собой усвоенную через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей. З. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |