Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Безволие, его причины и борьба с ним.




Безволие в большей или меньшей мере проявляется в разных физических и умственных действиях человека. Характерными особенностями безвольного человека являются снижение общей активности, психическая вялость, колебания в принятии решения там, где необходимость действий очевидна.

Безвольныелюди не доводят начатого дела до конца и неспособны преодолевать даже незначительные трудности. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за легкое, мелкое, ненужное. Им не свойственны стойкие, целенаправленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и другим.

Слабовольные люди не имеют своего мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего не уверены в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, не способны сдерживать свои желания, преодолевать свои эмоциональные состояния — гнев, страх, аффекты. В экстремальных ситуациях они теряются, становятся беспомощными. Им свойственна мечтательность, они порой предлагают интересные идеи, но не реализуют их. Безволиесвойственно конформным лицам, избегающим принятия самостоятельных решений и в тоже время склонным пассивно принимать взгляды других, приспосабливаться к готовым стандартам поведения.

Состояние болезненного безволия — «абулия».

Безволиеобусловлено многими причинами. В некоторых случая его причина — органические или функциональные расстройства деятельности коры больших полушарий головного мозга, ее лобных участков, что проявляется в диссоциации, разъединении образов действия и движений, в пассивности идей, представлений. К этому состоянию приводят различные болезни и особенно употребление алкоголя, наркотиков, приводящих к пассивности умственной деятельности.

Ограничение свободы движений и действий детей, стремление во всем им помогать, воспитывает в них пассивность, которая становится навыком, тяжело преодолеваемым в старшем возрасте.

Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленным трудовым действиям, воспитание стремления выполнить дело до конца являются важнейшими мероприятиями в борьбе с безволием. Физическое воспитание, спорт, разнообразные виды соревнований в большой мере способствуют развитию активности, самообладания, сильной воли.

Понятие «Личность» в психологии.

Одни из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Борисом Герасимовичем Ананьевым.

 

Разграничение понятий в психологии: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

Б.Г.Ананьев выделяет в системе человекознания четыре основных понятии: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Индивид –это человек как единичное природное существо представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека (возрастные особенности, пол, конституциональные особенности, особенности НС, особенности темперамента и задатки человека).

Под личностью– социализированный индивид – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность формируется в общении и деятельности.

«Субъект деятельности» – это индивид, обладающий сознанием, и осуществляющий определенную деятельность.

Индивидуальность– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Структура понятия «индивидуальность»: индивид, субъект деятельности, личность.

Структура личности (по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, Л.Н. Собчик, З.Фрейду, К.Г. Юнгу и др.).

Структура личности по Сергею Леонидовичу Рубинштейну

Направленность Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении.
ЗУН Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
Индивидуально-типологические особенности Проявляются в темпераменте, характере, способностях

Структура личности по Константину Константиновичу Платонову

1. Биологически обусловленная подструктура(конституция, пол, возраст, НС, темперамент).

2. Психологическая подструктура(познавательные и эмоционально- волевые процессы).

3. Подструктура социального опыта(знания, умения, навыки + характер, + способности).

4. Подструктура направленности личности(влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждения)

Структура личности по Борису Герасимовичу Ананьеву

ЛИЧНОСТЬ
темперамент
задатки и способности
мотивация (направленность)
характер
воля
чувства

Структура личности по З.Фрейду

Согласно З. Фрейду, психика человека (структура личности) состоит из трех пластов:

1. Самый нижний и самый мощный слой – «Оно» (Id) находится за пределами сознания –бессознательное. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения, инстинкты и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Этот слой представляет собой вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным источником влечений и действий. Ученый говорит о двух больших группах инстинктов:

- инстинкты жизни (включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение человека); та форма, в которой они проявляются, получила название либидо / ‘libido’ (энергия влечения к жизни);

- инстинкты смерти / ‘mortido’, который может проявляться в виде агрессивного влечения; это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).

2. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это «Я» (Ego) человека – центральная инстанция саморегуляции человека; контролирует поведение человека, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

3. Верхний пласт человеческого духа – «Сверх-Я» (Super Ego) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Представляет собой усвоенную через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей. З. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...