Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностные отношения в классе.




а) товарищество и дружба в группе.

Неофициальные лидеры, характер их влияния на группу, его причины, отношение к "вожакам" официальных лидеров; наличие "отверженных", возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.

Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах группы). Причины уважения и неуважения учащихся друг с другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными преподавателями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учащихся. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

б) эмоциональный фон класса, настроения в учебной деятельности, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны и за рубежом.

г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников, сверстников, взрослых, младших. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих уважение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.

д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность учебного коллектива. Дисциплина.

Учебная деятельность коллектива.

а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе.

б) культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Наличие факультативов, их роль, отношение учащихся к ним.

в) отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь. Отношение учащихся к дополнительным занятиям, консультациям.

Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов.

7. Жизнь членов коллектива вне учебного заведения: друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.

8. Общие выводы.

Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.

К характеристике прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п.

Беседа с классным руководителем

И учителями, работающими в классе

Варианты предполагаемых вопросов:

1. Когда был сформирован класс?

2. Были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей?

3. Имеются ли трудновоспитуемые обучающиеся?

4. Какая работа проводится с трудновоспитуемыми детьми?

5. Какие главные цели определяют воспитательную работу с классным коллективом?

6. Как в целом можно охарактеризовать отношения ребят: дружные, основанные на увлеченности общих дел, интересов; ситуативно дружеские (если учитель вовлекает учащихся в интересные дела); безразличные друг к другу (общаются малыми группами, парами), но увлеченности общими делами нет; враждебные (учащиеся проявляют неуважение друг к другу; нередко в общении допускают оскорбительные выражения и пр.)?

7. Сформирован ли классный коллектив?

8. Имеются ли традиции в классе? Какие?

9. Проводятся ли массовые мероприятия, праздники, вечер? С желанием ли в них участвуют учащихся?

10. Какие взаимоотношения между мальчиками и девочками?

11. Какие меры принимаются для улучшения ситуации с отстающими учащимися в классе?

12. По каким предметам высокая успеваемость? По каким предметам низкая успеваемость? Каковы причины?

13. По каким предметам проводятся факультативы? Какие факультативы вызывают интерес у учащихся?

14. Какое отношение учащихся класса к общественно-полезному труду?

15. Проводятся ли в школе уборки классов, субботники, организуется летняя отработка? Как к этому относятся учащиеся класса?

16. Какие кинотеатры, театры, музеи любят посещать дети? Как часто?

17. Какую литературу предпочитают читать школьники? Отличаются ли читательской активностью ребята?

Примерные вопросы для беседы с обучающимися

1. С желанием ли вы общаетесь с одноклассниками?

2. Комфортно ли вам в классе?

3. Устраивает ли вас классная жизнь?

4. Какие общие дела, мероприятия вам больше всего нравятся?

5. Какие предметы вы посещаете с удовольствием?

6. По каким предметам вы посещаете дополнительные занятия?

7. По каким предметам вы бы хотели посещать дополнительные занятия?

8. Что бы вы могли предложить по совершенствованию обучения (по предметам: …)?

9. Как вы любите проводить свободное время?

10.  Занимаетесь ли вы спортом?

11.  Какие у вас хобби?

12.  Любите ли вы читать? Назовите любимые книги.

13.  Нравится ли вас ходить всем классом в театр, кино, выставки, ездить на экскурсии и т.д. Что больше всего нравится? Что запомнилось?

 

Наблюдение за поведением учащихся класса

Наблюдение за поведением школьников производится на уроках, переменах, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Следует обращать внимание на следующее:

- характер общения (уважительный, неуважительный, участливый, основанный на взаимопомощи и поддержке, фамильярный, надменный, унижающий достоинство личности человека);

- взаимодействие обучающихся друг с другом, с учителем, основанное на взаимопомощи, поддержке, заинтересованности в лучших результатах обучения;

- сформированность у учащихся познавательного интереса; активность в решении учебных задач, наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу;

- проблемы с дисциплиной, их возможные причины;

- отношение к труду, какие виды трудовой деятельности проводятся в школе; активность всех обучающихся в трудовых делах.



Приложение 2

Схема плана-конспекта классного часа

Министерство образования и науки ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»                                                 кафедра____________   ТЕМА классного часа план-конспект классного часа                                                           Выполнил: Ф.И.О.                                                         ф-т, отдел-е, курс, гр.                                                         Проверил:                                                         кл. руководитель_____                                                         преподаватель каф.                                                         педагогики_________   Уфа 20..       

 

Оформление плана-конспекта:

1. Тема классного часа; в каком классе проводился.

2. Цель и задачи классного часа.

3. План классного часа.

4. Конспект с выделением структурных частей классного часа.

А) Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Б) Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

В) В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

5. Литература.

 

Методические рекомендации










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...