Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Межличностные отношения в классе.
а) товарищество и дружба в группе. Неофициальные лидеры, характер их влияния на группу, его причины, отношение к "вожакам" официальных лидеров; наличие "отверженных", возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные. Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах группы). Причины уважения и неуважения учащихся друг с другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными преподавателями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие в них учащихся. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; б) эмоциональный фон класса, настроения в учебной деятельности, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха. в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны и за рубежом. г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников, сверстников, взрослых, младших. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих уважение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе. д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность учебного коллектива. Дисциплина. Учебная деятельность коллектива. а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе. б) культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Наличие факультативов, их роль, отношение учащихся к ним. в) отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь. Отношение учащихся к дополнительным занятиям, консультациям. Общественно-полезный труд. Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов. 7. Жизнь членов коллектива вне учебного заведения: друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду. 8. Общие выводы. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. К характеристике прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п. Беседа с классным руководителем И учителями, работающими в классе Варианты предполагаемых вопросов: 1. Когда был сформирован класс? 2. Были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей? 3. Имеются ли трудновоспитуемые обучающиеся? 4. Какая работа проводится с трудновоспитуемыми детьми? 5. Какие главные цели определяют воспитательную работу с классным коллективом? 6. Как в целом можно охарактеризовать отношения ребят: дружные, основанные на увлеченности общих дел, интересов; ситуативно дружеские (если учитель вовлекает учащихся в интересные дела); безразличные друг к другу (общаются малыми группами, парами), но увлеченности общими делами нет; враждебные (учащиеся проявляют неуважение друг к другу; нередко в общении допускают оскорбительные выражения и пр.)? 7. Сформирован ли классный коллектив? 8. Имеются ли традиции в классе? Какие? 9. Проводятся ли массовые мероприятия, праздники, вечер? С желанием ли в них участвуют учащихся? 10. Какие взаимоотношения между мальчиками и девочками? 11. Какие меры принимаются для улучшения ситуации с отстающими учащимися в классе? 12. По каким предметам высокая успеваемость? По каким предметам низкая успеваемость? Каковы причины? 13. По каким предметам проводятся факультативы? Какие факультативы вызывают интерес у учащихся? 14. Какое отношение учащихся класса к общественно-полезному труду? 15. Проводятся ли в школе уборки классов, субботники, организуется летняя отработка? Как к этому относятся учащиеся класса? 16. Какие кинотеатры, театры, музеи любят посещать дети? Как часто? 17. Какую литературу предпочитают читать школьники? Отличаются ли читательской активностью ребята? Примерные вопросы для беседы с обучающимися 1. С желанием ли вы общаетесь с одноклассниками? 2. Комфортно ли вам в классе? 3. Устраивает ли вас классная жизнь? 4. Какие общие дела, мероприятия вам больше всего нравятся? 5. Какие предметы вы посещаете с удовольствием? 6. По каким предметам вы посещаете дополнительные занятия? 7. По каким предметам вы бы хотели посещать дополнительные занятия? 8. Что бы вы могли предложить по совершенствованию обучения (по предметам: …)? 9. Как вы любите проводить свободное время? 10. Занимаетесь ли вы спортом? 11. Какие у вас хобби? 12. Любите ли вы читать? Назовите любимые книги. 13. Нравится ли вас ходить всем классом в театр, кино, выставки, ездить на экскурсии и т.д. Что больше всего нравится? Что запомнилось?
Наблюдение за поведением учащихся класса Наблюдение за поведением школьников производится на уроках, переменах, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Следует обращать внимание на следующее: - характер общения (уважительный, неуважительный, участливый, основанный на взаимопомощи и поддержке, фамильярный, надменный, унижающий достоинство личности человека); - взаимодействие обучающихся друг с другом, с учителем, основанное на взаимопомощи, поддержке, заинтересованности в лучших результатах обучения; - сформированность у учащихся познавательного интереса; активность в решении учебных задач, наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; - проблемы с дисциплиной, их возможные причины; - отношение к труду, какие виды трудовой деятельности проводятся в школе; активность всех обучающихся в трудовых делах. Приложение 2 Схема плана-конспекта классного часа
Оформление плана-конспекта: 1. Тема классного часа; в каком классе проводился. 2. Цель и задачи классного часа. 3. План классного часа. 4. Конспект с выделением структурных частей классного часа. А) Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Б) Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа. В) В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения. 5. Литература.
Методические рекомендации |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |