Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опыт № 4   Феномен Артюса у кролика




Кролику вводят по 2 мл нормальной лошадиной сыворотки внутрикожно стерильно с образованием «лимонной корочки» в предварительно выстриженный участок кожи в правом боку. Инъекции проводятся многократно с интервалами в 5 дней. После 4-5 инъекций на месте первого введения образуется отек, гиперемия, отмечается усиление сосудистого рисунка. После 6-8 го введения аллергена может возникнуть некротическая реакция на месте первой инъекций.

1. К какому типу аллергических реакций относится феномен Артюса? Объясните механизм этого явления.

2. Где происходят реакции комплексообразования в данном случае?

3. Какие медиаторы аллергии участвуют в этом процессе? Встречается ли данный патологический процесс в клинике?


 


ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Занятие 8. Нарушения органнотканевого кровообращения и микроциркуляции

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ  

Изучить причины возникновения, механизмы развития и проявления расстройств периферического кровообращения в эксперименте и клинике

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Понятие о типовых патологических процессах, их виды.

2. Микроциркуляция: характеристика понятия, компоненты микроциркуляторной системы. Нарушения периферического кровообращения; понятие, виды.

3. Артериальная гиперемия: определение, виды, признаки, особенности микроциркуляции. Механизмы развития артериальной гиперемии. Последствия для организма.

4. Венозная гиперемия: определение, причины, признаки, особенности микроциркуляции. Функциональные и структурные изменения в тканях при венозной гиперемии. Последствия для организма.

5. Ишемия: определение, признаки, особенности микроциркуляции. Изменения в тканях при ишемии и механизмы ликвидации последствий ишемии. Компенсация нарушения притока крови при ишемии.

6. Кровотечение: причины, механизмы развития, исходы.

7. Эмболии: причины, виды, характеристика изменений кровообращения, исходы.

8. Тромбоз, причины тромбообразования. Механизмы тромбообразования в артериях, в венах. Исходы тромбозов.

9. Стаз, его виды, механизмы возникновения и последствия. Нарушения реологических свойств крови, вызывающие стаз в микрососудах (нарушение деформируемости эритроцитов, нарушение структуры потока крови в микрососудах, усиленная внутрисосудистая агрегация эритроцитов, изменение концентрации эритроцитов в крови). Феномен сладжа: характеристика понятия, причины воз­никновения, механизмы развития, проявления, последствия.

10. 2Роль некоторых вредных производственных факторов в развитии нарушений местного кровообращения

Выполнение обучающих заданий.

Опыт № 1   Артериальная гиперемия на ухе кролика, вызванная механическим и термическим воздействием

Сравнить оба уха кролика, обратить внимание на окраску ушей, расположение сосудов, отметить их количество, измерить температуру. Интенсивно растереть ухо пальцами (механическое воздействие) и вновь измерить температуру. Отметить разницу в состоянии сосудов, окраске тканей и температуре и сравнить с интактным ухом. Оба уха зарисовать, сделать заключение о характере нарушений кровообращения.

Когда явления гиперемии исчезнут, вставить в ухо кролика на 3 минуты пробирку с водой, подогретой до +40°С + 50°С (термическое воздействие). Отметить разницу в состоянии сосудов, окраске тканей и температуре и сделать выводы.

1. Какие изменения микроциркуляции вы наблюдали в эксперименте?

2. К какому виду гиперемии они относятся: физиологическому или патологическому, каковы последствия для организма?

3. Объясните механизм развития артериальной гиперемии при механическом и термическом воздействии.

4. Как изменяется обмен веществ и артерио-венозная разница по кислороду при артериальной гиперемии?

 

Опыт № 2   Артериальная гиперемия на языке лягушки

Лягушку, обездвиженную разрушением спинного мозга без декапитации, помещают на дощечку спинкой вверх так, чтобы её нижняя челюсть была у края треугольного отверстия. Затем, открыв пинцетом лягушке ротовое отверстие, фиксируют её нижнюю челюсть к дощечке у углов рта булавками. Глазным пинцетом осторожно, захватив сначала за один, а затем за другой сосочек, расправляют язык лягушки над треугольным отверстием в дощечке. Булавки, фиксирующие язык к дощечке, вкалывают наклонно головками кнаружи, чтобы не мешать движению объектива микроскопа. Правильно расправленный язык имеет форму шестиугольника. При приготовлении препарата необходимо следить, чтобы язык лягушки не был чрезмерно растянут, в противном случае могут наблюдаться нарушения его кровоснабжения. В приготовленном для микроскопии препарате под малым увеличением наблюдают картину исходного кровообращения. При этом обращают внимание на величину просвета сосудов, количество функционирующих капилляров, скорость кровообращения в них. Затем, подняв тубус микроскопа и не меняя положения лягушки, осторожно наносят на язык каплю скипидарно-масляной смеси. Опустив тубус микроскопа на прежнее место, изучают изменения в кровообращении тканей языка лягушки и делают заключение об их характере.

Скипидарно-масляную смесь многократно смыть с языка лягушки большим количеством физиологического раствора.

В выводах отразить особенности микроциркуляции, характерные для артериальной гиперемии и объяснить механизм их возникновения.

Опыт № 3   Изменения лимфообразования в гиперемированном участке

Внутрибрюшинно мыши вводится 0,2 мл 1% раствора трипановой синьки. После этого на одно ухо наносят каплю ксилола. Через 10‑20 минут сравнивают интенсивность окраски тканей обоих ушей мыши. Объяснить механизм наблюдаемых реакций.

Ещё более яркую картину подобных изменений можно наблюдать, если весь опыт проделать на ушной раковине мышки. Сделайте выводы, ответив на вопрос:

1. Как изменяется лимфообразование при артериальной гиперемии и почему?

 

Опыт № 4   Венозная гиперемия на ухе кролика

До опыта измерить температуру и объем уха кролика. Для измерения объема берут банку, до краёв наполненную водой; в которую погружают ухо кролика. Пользуясь бюреткой, определяют объём вытесненной жидкости, что соответствует объёму уха кролика. Ухо вытирают насухо и в ушную раковину вставляют корковую пробку с боковым вырезом так, чтобы расположенная в средней части уха центральная артерия соответствовала вырезу на пробке. Затем ухо не очень туго перевязывают лигатурой или бинтом так, чтобы вены оказались сдавленными, а просвет артерии – неизменным. По истечении 40 минут или несколько более наблюдают за изменением цвета и сосудистого рисунка уха кролика, вновь измеряют температуру и объём, сравнивают с исходными данными и другим ухом.

Сделайте выводы, ответив на вопросы:

1. Какие внешние признаки характерны для венозной гиперемии?

2. Как изменяется скорость кровотока, снабжение тканей кислородом, артерио-венозная разница по кислороду при венозной гиперемии?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...