Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мотивы учения: виды, уровни, качества, методики диагностики.




Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние(познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).; внешние(условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения соцнорм поведения, общения и деятельности.); личные(интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы). Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.На основе даннныхисточников активности выделяют группы мотивов:

социальные (осознание социальной значимости учения.); познавательные (интерес к получению знаний, любознательность); личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников). М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

Характеристики и функции учебной мотивации Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.Сила учебного мотива - стремление учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. в) регулирующую функцию, мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Наряду с указанными, выделяют стимулирующую, управляющую, организующуюИзучение учебной мотивации необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.

Методика "свободных заданий". В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.Методика составления задач и вопросов. Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: "Мы заканчиваем изучение темы. Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок (зачетный урок, письменную работу и т.д., в зависимости от специфики учебного предмета). Для этого прошу, кто желает, можно по бригадам, составить набор вопросов (вариант письменной работы и т.д.), по которым мы проведем обобщение темы. Ваши предложения мы обсудим на следующем уроке".

Принципы и закономерности воспитания.

­ Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. принципы воспитания:1) ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. 2) принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности воспитуемого осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром.3) вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого воспитуемого. Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую.Закономерности воспитания Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. 1) воспитание воспитуемого как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого воспитуемого.2) содержание деятельности воспитуемых в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями воспитуемого.3) соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитуемого и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность воспитуемого, затем активность воспитуемого возрастает, и на заключительном этапе ученик все делает сам под контролем педагога.4) только в условиях любви и защищенности ученик свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается.5) организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ученик. Принцип природосообразности Принцип культуросообразности воспитания(в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка)Принцип центрации воспитания на развитии личности (задачей воспитания является развитие человека)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...