Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь
Третья теория пытается объединить первые две (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Согласно третьей теории, развитие (созревание) подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание). Вместе с тем, согласно этой теории, как писал Л.С. Выготский, «развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение... совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают». Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие). Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти нет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея за собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера. Каждая из них (особенно первая и третья) имеет своих сторонников, но по своему внутреннему смыслу эти теории делят их на два лагеря. К первому относятся те, кто не признает влияния обучения на развитие детей и отрицает саму возможность развивающего обучения (сторонники первой теории). Второй лагерь объединяет тех, кто признает наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано (это сторонники второй и, главным образом, третьей теории). 71) Психологические особенности педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек – человек». В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят: общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, интересы, а также некоторые специфические качества: организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность); коммуникативные; перцептивно-гностические экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм); профессиональная работоспособность; физическое и психическое здоровье. В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем: Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов. Проблема профессионализма учителя. Проблема психологической подготовки учителя. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения. Проблема повышения квалификации учителей и др. Структура педагогической деятельностиМотивация. Педагогические цели и задачи. Предмет педагогической деятельности(организация учебной деятельности). Педагогические средства и способы решения поставленных задач(знания,учебники). Продукт и результат педагогической деятельности(формируемый у ученика индивидуальный опыт). Результат педагогической деятельности, развитие обучающегося.Функции педагогической деятельности.- целеполагающие (ориентационная; развивающая; мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); информационная.) и организационно-структурные (конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая.)Уровни продуктивности педагогической деятельности I - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; II - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; III - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам. IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; V уровень системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.Структура профессионального самосознания учителя:"актуальное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; "ретроспективное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; "идеальное Я" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. Педагогическая направленность: понятие и структура направленность выступает как качество, определяющее психологический склад личности. Можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности: 1. эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии;2. профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей; 3. рефлексивное управление развитием учащихся. Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.Типы педагогической направленности1) истинно педагогическую; 2) формально педагогическую; 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. А.К. Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы: 1) мотивы долженствования; 2) мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом; 3) мотивы увлеченности общением с детьми - "любовь к детям". Личностные способности Расположенность к детям., Выдержка и самообладание., Способность управлять своим психическим состоянием, настроением.,Дидактические способности Способность объяснять Академические способности Речевая способностьОрганизационно - коммуникативные способности Организаторские способности. Коммуникативная способность Педагогическая наблюдательность Педагогический такт. Распределение внимания. Структура деятельности психолога при производстве судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз. Функции, принципы взаимодействия эксперта-психолога и эксперта-психиатра. Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний, что относится к компетенции следователя и суда, а выяснение возможности допрашиваемого в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов правильно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, входящих в предмет доказывания.При производстве комплексной психологической экспертизы в одном учреждении экспертные исследования поручаются психиатрическим и психологическим подразделениям. к производству комплексной психологической экспертизы эксперты приступают сразу после получения постановления или определения о ее назначении. выделяют подготовительный, исследовательский и заключительный периоды комплексной психологической экспертизы. В подготовительный период эксперты знакомятся с материалами уголовного дела, обсуждают поставленные перед ними вопросы. Подготовительный период завершается принятием общей, согласованной программы исследования. Исследовательский период комплексной психологической экспертизы состоит из двух этапов: предварительного и основного. В зависимости от выполнения того или другого этапа роли и функции экспертов-психологов и экспертов-психиатров различаются. Предварительный этап (квалификация психического состояния подэкспертного, а у обвиняемого ‒ и установление его вменяемости). Исследование начинается с выдвижения диагностических «экспертных гипотез». Инициатива и прерогатива их формулирования принадлежат эксперту-психиатру. С данного момента начинается взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра. На основании результатов психодиагностического исследования экспертом-психиатром со значительной долей уверенности решается вопрос о диагнозе и составляется мнение о вменяемости подэкспертного, о чем сообщается эксперту-психологу. При этом эксперт-психиатр на протяжении большей части исследования играет ведущую роль, а эксперт-психолог ‒ преимущественно роль помощника психиатра.Основной этап исследовательского периода - разработка и формулирование промежуточных выводов комплексной психологической экспертизы. Эксперт-психиатр и эксперт-психолог формулируют их отдельно. они продолжают дальнейшее углубленное исследование дела, запрашивают и изучают необходимые дополнительные материалы, ведут динамическое клиническое наблюдение (эксперт-психиатр) и экспериментально-психологическое исследование (эксперт-психолог) подэкспертного. По мере извлечения из этих источников информации, относящейся к конкретному предмету комплексной психологической экспертизы, формулируются предварительные психиатрические и психологические экспертные гипотезы. Исследовательская часть заключения. Она состоит из двух разделов: частного синтезирования и общего синтезирования. В разделе частного синтезирования описываются признаки и качества исследуемых объектов (психической сферы подэкспертного, ситуации и др.), излагаются использование экспертами-психологами и экспертами-психиатрами методы и методики, констатируется извлеченная с их помощью информация, конкретизируются ее источники (страницы дела и др.) и дается им оценка, указываются способы интерпретации. Приводятся также данные вспомогательных исследований (соматического, неврологического, генетического, биохимического и др.). Результаты исследований фиксируются в виде промежуточных выводов, завершающих соответствующие психиатрические и психологические разделы заключения.В разделе общего синтезирования ‒ резюмируется и сопоставляется полученная информация. На основании этого дается совместная оценка результатов исследований экспертов-психологов и экспертов-психиатров. При невозможности дать ответ на некоторые вопросы следователя или суда в данном разделе приводятся причины этого.Исследовательская часть заключения комплексной психологической экспертизы должна быть написана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов, могущих быть непонятными для следователя и суда. При невозможности обойтись без их употребления термины должны обязательно разъясняться. Заключительный период исследования. Он, в свою очередь, условно распадается на два этапа: окончательное соотнесение, анализ и синтез промежуточной информации (промежуточных выводов) и формулирование на этой основе окончательных синтетических интегративных выводов, являющихся ответом на поставленные экспертам вопросы. Важным этапом комплексной психологической экспертизы является составление заключения экспертов. В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать самостоятельные выводы. Каждый эксперт или группа экспертов одной специальности обязаны обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. Комплексная психологическая экспертиза при этом не распадается на комплекс раздельных судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз. Несмотря на то, что каждый эксперт отстаивает свои выводы, их оформление в едином заключении позволяет следователю и суду составить четкое представление о сути различий в оценке доказательственных признаков. Поэтому даже при отсутствии единства мнений экспертов комплексная экспертиза не утрачивает специфического характера, не перестает оставаться. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |