Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные особенности формирования личности старшеклассников




Возраст старшего школьника соответствует периоду ранней юности, когда происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Социальное положение старшеклассников представляется неоднородным, насыщенным множеством критических социальных событий.

Социальная ситуация развития.

Юношеский период – это переход к самостоятельной взрослой жизни, чем и определяется социальная ситуация развития в этом возрасте. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают активную трудовую деятельность, перед каждым встает задача определения своего жизненного пути. Наряду с утверждением самостоятельности личности юноша все же сохраняет определенную степень зависимости от взрослых, что сближает его с положением подростка.

Ведущая деятельность.

Ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. В большинстве случаев юноша продолжает оставаться школьником, при этом учебная деятельность в старших классах несет собой иную, более новую направленность, содержание, ориентированное на будущее. Например, избирательное отношение к некоторым учебным предметам, которые имеют связь с потенциально планируемой профессиональной деятельностью.

Формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхож­дения в общество. Выбор профессии фактически означает проеци­рование в будущее определенной социальной позиции.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При этом чем старше юноша, тем острее и настоятельнее необходимость выбора. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет.

Познавательное развитие в старшем школьном возрасте

В юности мышление становится формально-логическим, формально-операциональное. К концу подростничества в целом умственные способности уже сформированы, но продолжают совершенствоваться. При этом обучение в старших классах школы связано со значительным усложнением учебного материала, что повышает требования к учащимся, где требуется новый, более совершенный уровень подхода к решению познавательных задач.

Повышается интерес к учению, так как оно приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.

В это время происходит совершенствование памяти школьников, владение сложными интеллектуальными операциями (абстрагирование, синтез, анализ, обобщение и т.п.). Быстро развиваются специальные способности, которые часто связаны с потенциальной профессиональной деятельностью.

В целом познавательная сфера в юности приобретает сложное индивидуальное своеобразие.

Развитие личности.

По мере взросления формируется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения окружающих, в т.ч. родителей и учителей. Часто встречаются переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность», что порой приводит к неоправданным поступкам. Развитию самосознания и личности отводится в юности центральная роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. В юности вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение. Формируется осознанное отношение к жизни, которое позволяет подойти к решениям проблем смысла человеческой жизни.

Эмоциональная сфера в юности становится богаче насыщеннее по оттенкам переживаний, растет эмоциональная восприимчивость и способность к эмпатии.

Основные новообразования.

Потребность самоопределения; оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения, формы самосознания; готовность к личностному и профессиональному самоопределению; критическое отношение к взрослым; профессиональная ориентация, самоопределение, жизненный смысл, ценностные ориентации, мировоззрение, планирование достижений.

II Методы психологического исследования школьников.

Диагностика познавательной сферы.

Методика исследования логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Ход выполнения задания.

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10—15 пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интерва­лом 10—15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова пра­вой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами вто­рого ряда.

Обработка результатов.

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.

 

   Объем смысловой памяти

 

     Объем механической памяти

 

Количество слов первого ряда (а) Количество запомнив- шихся слов (б) Коэффици- ент смысло- вой памяти C1=б1/а1 Количество слов второго ряда (a2) Количество запомнив- шихся слов (б2) Коэффициент механической памяти С2=б2/а2
                       

 

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической па­мяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуе­мого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.

 

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Первый ряд

КУРИЦА — ЯЙЦО                      НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ 

КУКЛА — ИГРАТЬ                    ЛАМПА — ВЕЧЕР

ГРУША — КОМПОТ                 КНИГА — ЧИТАТЬ

КОРОВА — МОЛОКО               УЧЕНИК — ШКОЛА

ПАРОВОЗ — ЕХАТЬ                  РУЧКА — ПИСАТЬ

ЛЕД — КОНЬКИ                         ЩЕТКА — ЗУБЫ

СНЕГ — ЗИМА                            ЛОШАДЬ — САНИ

БАБОЧКА — МУХА

 

Второй ряд

СПИЧКИ — КРОВАТЬ              ЖУК — КРЕСЛО

ЛСИНИЦА — СЕСТРА             РЫБА — ПОЖАР

ШЛЯПА — ПЧЕЛА                   БОТИНКИ — САМОВАР

ЛЕЙКА — ТРАМВАЙ               КОМПАС — КЛЕЙ

МУХОМОР — ДИВАН              НЕБО — РАК

ДЕРЕВО — ОВЦА                       ГРЕБЕНКА — ВЕТЕР

БУСЫ — ЗЕМЛЯ                         ПИЛА — ЖУРНАЛ

ГРАФИК — ТУМАН

 

Методика заучивания 10 слов.

(методика А. Р. Лурии)

Анализируется состояние памяти (непосредственного запомина­ния), утомляемости, активности внимания.

Ход выполнения задания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не име­ющие между собой связи, и фиксирует их последующее называние ис­пытуемым с помощью знаков «+» и «—» в бланке, где отведено не­сколько строк под номерами (№ 1 – № 5) для результатов соответст­венно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к ме­тодике).

С. Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в не­сколько этапов. Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо вниматель­но. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запом­нишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. По­нятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».

Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов эксперимен­татором.

По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоми­нания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет чис­ло правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизво­дят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лиш­них» словах.

Если ребенок сразу воспроизвел 8—9 слов, а потом с каждым ра­зом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на гра­фике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...