Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные особенности подростка




Американский психолог А. Гезел описал особенности биологи­ческого созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжа­ется от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).

10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителя­ми, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отно­шение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, рас­тет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу!

13 лет подросток. Обращенность внутрь (интравертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относит­ся к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет - подросток Экстраверсия, энергичен, общителен уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет подросток «Приобретаются» индивидуальные раз­личия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, нача­ло сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет подросток. Равновесие. Мятежность уступает место
жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазыва­ет индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наибо­лее ярких интересов подростка, которые он назвал доминантами:

—эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собствен­ной личности);

—доминанта дали (установка подростка на обширные, боль­шие масштабы, которые для него наиболее субъективно прием­лемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

—доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, пре­
одолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляют­ся в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного ав­торитета, протесте и других негативных проявлениях);

—доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму).

Особенности развития подростка в этом возрасте (11-12-15 лет) проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:

—вновь возникают трудности во взаимоотношениях с взрос­лыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы;

—детские компании (поиск друга, поиски того, кто может тебя
понять).

У подростка меняется система ценностей: семья, школа, свер­стники обретают новые значения и смыслы.

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходно­го возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

В среднем школьном возрасте (qt 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственнойдеятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, обще­ственно-организационная, спортивная и художественная, трудо­вая. При выполнении этих видов общественно полезной деятель­ности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становится, личностно-значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии соб­ственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взросло­сти, когда возникает центральное психическое, личностное но­вообразование человека — «чувство взрослости». Специфичес­кая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов пове­дения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В этом возрасте главная ценность — система отношений со свер­стниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессозна­тельно следуемому « идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток форми­рует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение «реального» и «идеального Я». На основе интеллек­туализации психических процессов происходит их качественное из­менение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуали­зации, по А.В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности...»

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностъю) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликт­ность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый кризис знаменует собой второе психологичес­кое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери Я, как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способнос­тями или быть вместе — с теми, кто дорог и ценим.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как прави­ло, являются:

1. Поведение ребенка дома или в школе — неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно за­ставить за собой вымыть чашку»;

2. Черты характера, расцениваемые как неприемлемые, — «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п.

Объектом недовольства педагогов являются: снижение инте­реса к учебе подростков, их резкость, конфликтность, усиление агрессивности, усиление роли друзей по сравнению с влиянием педагогов и родителей, нарушения дисциплины, протест против запретов и нравоучений.

Если для младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т. д.), то для школьни­ка среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.

Подростку особенно присущи, как отмечает В.А. Караковский, потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избе­жать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повы­шенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стрем­ление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих воз­можностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; бо­язнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; увлечение современной музыкой, киноискусством и т. д. Наряду с этим подросток характеризуется повышенной утомляе­мостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу этого периода учащиеся на­чинают осознавать необходимость самостоятельного выбора даль­нейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориен­тацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.

- Как субъект учебной деятельности подросток характеризует­ся тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исклю­чительности, «индивидуальности», стремлением (особенно про­являющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может уси­ливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составля­ющую «награды», «успеха». Учебная мотивация как единство познавательной и мотивации достижения преломляется у подро­стка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.

Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подрост­ка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; ин­дивидуализацию, активно-действенные формы организации усво­ения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца так же, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.

У подростков происходят психологические процессы самооце­нивания, формирования само отношения. Выделяют следующие типы самоотношения подростка:

1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него
формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобла­данием чувства неполноценности и самонеприятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительс­кие оценки становятся единственными внутренними самооценка­ми в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоци­ональной связи с ним. Неблагоприятность этой самооценки (пусть далее и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фикса­ции крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных внутрен­них критериев, обеспечивающих стабильность позитивного от­ношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.

2.Смешанная самооценка, в которой существуют противоречи­вые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с. успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Об­раз «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность вза­имодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.

3.Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя ,но дает ей другую оценку. Упрямство он не называет бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «мы» им воспроизводится негативная оценка своего «уп­рямого» поведения. Но одновременно послушание означает от­каз от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого конфликта, как невозможность ответа требованиям роди­телей и сохранения своего «Я», приводили к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.

4.Подросток ведет борьбу против мнений родителей, но при
этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей.
В
данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную
оценку родителей, а их идеализированные ожидания.

5.Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение
родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и
хочет быть.
Это отвержение родительских требований приводит
к очень напряженным отношениям в семье.

6.Подросток не замечает негативной оценки родителей.
Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реаль­ное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты бли­зости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.

Можно установить некоторые механизмы воздействия роди­тельского отношения на самооценку ребенка. При симметрич­ном стиле общения арсенал средств общения, используемый ро­дителями и педагогами, направлен на поддержку инициативы, подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к семейному «мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным. При «асимметричном» стиле посредством «маневров» и «лову­шек» ребенку навязывается представление о себе как о слабом, неспособном самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что ребенок не пассивно относится к конфликту с ро­дителями, а активно берется за «выживание», поддержку и со­хранение самоуважения.

Выделено несколько ответных тактик, развиваемых ребенком против родительского насилия: так, в ответ на родительское до­минирование ребенок отвечает открытой или скрытой борьбой за лидерство, вплоть до использования таких приемов, которые использовали родители по отношению к нему.

Другая тактика — от­каз от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли по­терпевшей жертвы. И, наконец, третья тактика состоит в противо­поставлениях «жестко отклоняющему» родительскому поведению собственного «защитного», приглашающего к сотрудничеству.

Борьба за самоутверждение подростка проходит не только в се­мье, но начинает проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей, в появлении тенденции скрытого или открытого противодействия тре­бованиям педагогов. От педагогов требуется гармоничное соче­тание требовательности и чуткого понимания к подросткам, ав­торитарности и демократичности в стиле общения.

Основное новообразование этого возраста — социальное созна­ние, перенесенное внутрь — самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личнос­ти, в связи с которыми также становится возможным и более глу­бокое понимание других людей. Развитие самосознания как цент­рального новообразования подросткового возраста становится воз­можным и целиком зависит от культурного содержания среды.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста (по данным Л.И. Божович), — это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в каче­стве члена общества и конкретизируется в новой общественно зна­чимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в шко­ле, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложивших­ся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих воз­можностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующе­еся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Под­росток начинает присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает различные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентации, своего идеала, своего друга, своей профессии становится осново­полагающими целями подросткового возраста.

Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многосту­пенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует фор­му продолжения этого образования, в зависимости от этого ори­ентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимо­действия. При ориентации на учение подросток переходит в ста­тус старшего школьника.

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

—интенсивное половое созревание и развитие, бурная физио­логическая перестройка организма;

—неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправ­ляемость эмоций и настроений

—САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индиви­дуальности, возможность возникновения конфликтных от­ношений с взрослыми;

—ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКА­МИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, распо­ложение и уважение сверстников к себе;

—Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

—Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения

—Формирование собственных взглядов, протест против дикта­та взрослых, самостоятельный выбор референтной группы

—Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повы­шенной внушаемости и конформизма по отношению к ро­весникам;

—Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

—Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

—Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутвер­ждения;

—Появление сексуальных влечений и интересов;

—Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего «Я», эгоидентичности;

—Избирательность в учении, сензитивность для развития об­щих и специальных способностей

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...