Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема психологического анализа урока




 

Уровень психологического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
Предваряющий Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений) Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов. Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей. Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных коммуникативных, социальных) учащихся. Учет возрастных и индивидуально–психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку. Учет межличностных отношений в группе.
Текущий Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения. В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока.   Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованность в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.)
Ретроспективный Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном , воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока.

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива

1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами и т.д.).

2. Структура классного коллектива формальная: состав класса, его актив (характеристика личности лидеров: их инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений)

3. Неофициальная : (инструментальный и эмоциональный лидеры, характер их влияния на класс, «отчужденные», причины их появления, взаимоотношения учащихся в группах, дружеские пары, сплоченность членов классного коллектива).

4. Влияние коллектива на личность учащихся, цели и ценности, доминирующие в коллективе. (Анализ конкретных фактов).

5. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива (исследования мотивация учебной деятельности, успеваемость и дисциплинированность, контроль и учет за успеваемости отдельных учеников, взаимопомощь, ее формы и организация, отношение школьников к учению).

6. Личность учителя и его влияние на класс: стиль педагогическойдеятельности, образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, стиль отношений и взаимоотношения класса и учителя, его авторитет среди учеников,

7. Общие выводы и рекомендации: Уровень, стадия развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе (бодрый, радостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Дисциплинированность. Основные  трудности в организации жизни классного коллектива. Анализ  конфликтов, пути их преодоления. Психолого-педагогическое воздействие на  учащихся и развитие межличностных отношений в группе.

Рекомендуем перед началом педагогического общения с учащимися обратить внимание на следующие заповеди Софийской мудрости (VIII в.):

1. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени сложности, к какой он не готов.

2. Отговаривая ученика от дурного, учитель действует намеком, а не прямо. Прямые защиты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.

3. Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о другой науке.

4. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума действиями.

5. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

6. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.

 

Приложение

I. Возрастное развитие школьников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...