Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогический анализ урока




В современной школьной практике следует различать две важные проблемы: развитие интеллектуальное и развитие  личностное. Наблюдения показывают, что вся организация школьной жизни ребенка предполагая развитие его мотивации саморазвития. Важной стороной успешности обучения является учебная мотивация.

В значительной мере она определяется интеллектуальным развитием личности. В значительной мере она определяется интеллектуальным развитием личности. Данные факторы необходимо учитывать при подготовке к проведению урока. Управлять формированием учебной мотивацией на уроке значительно труднее, чем сообщать новый материал по теме. Приступая к практической деятельности по усвоению учащимися нового материала, необходимо достаточно четко представлять их уровень учебной мотивации. Ориентируясь на позитивное отношение школьников к учебной деятельности, следует конструировать содержание урока в зависимости от их особенностей сосредотачиваться на изучаемом новом материале или включаться в деятельность через систему посильных интеллектуальных действий. Рассматривая урок как деятельность, где единство обучающих и воспитывающих задач обеспечивает развитие личности, определим его назначение.

Приведем в качестве иллюстрации следующее развернутое тол­кование урока, ( по Л.Т. Охитиной).

«1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, что­бы, воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определен­ные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качест­ва личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чув­ства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не толь­ко в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развиваю­щим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

2.Изменения в структуре личности происходят лишь в том
случае, если ученик действует по внутреннему побуждению.
Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как
только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему
побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как
вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ру­гать за лень, а стимулировать познавательную активность и ин­тересы, не наказывать за невыполнение требований, а так ор­ганизовать деятельность учащихся, чтобы требования учите­ля стали внутренними побуждениями самих ребят.

3.Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитатель­ным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель.

4. Центральный компонент любого урока организация по­знавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредст­вом этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопро­сов и творческое решение задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и орга­низация внимания.

5. Успех обучения зависит не только от внешних факторов
содержания уроков, совершенствования методики, мастерства
учителя и т.д., но и от внутренних условий — индивидуально-
психологических особенностей учащихся»
.

Данные педагогические установки позволяют реализовать на уроке принципы проблемности, мотивированности, необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Успешность педагогических достижений может быть рассмотрены на основе психологического анализа урока. Психологический анализ урока как явление в це­лом, имеет три уровня. Первый — это психологический анализ, относящийся к воспитанию, раз­витию личности учащегося, формированию его научного миро­воззрения, нравственности в процессе обучения. Это общепедагогический анализ урока, где в целом рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспи­тательным целям современного образования. Очевидно, что в об­щем контексте реформирования образовательного процесса не­обходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и осуществляя бо­лее детальное их рассмотрение.

Актуальным становится психо­логический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной со­циальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным выступает и психологичес­кий анализ процесса воспитания у обучающихся, чувства ответ­ственности, готовности к сотрудничеству; условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа.

Второй уровень тесно соотносится с методическим анализом уро­ка: обоснованием его целей, содержания, организации и т.д. Важно определить, насколько организация и содержание урока соответствует уров­ню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного ма­териала, развития интеллектуальной активности учащихся в учеб­ном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и т.д.

Третий уровень анализа урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, ус­ловия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с дру­гими учениками, с учителем. В то же время психологический ана­лиз урока — это инструмент, средство совершенствования соб­ственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адреса­том является сам учитель. В этом случае психологического ана­лиза урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, ос­мысления, вербализации собственного внутреннего мира челове­ка (мотивов, состояний, направленности личности, уровня при­тязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха т.д.). Существенно отметить, что «педагогическая рефлексия» соотно­сится с профессиональным самосознанием учителя как субъек­та педагогической деятельности, личности, социально ответствен­ной за воспитание и обучение других людей.

Психологический анализ урока - это многостороннее и многообъектное явление, он поз­воляет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Психоло­гический анализ урока является тем мощным средством, с по­мощью которого формируется и развивается педагогическое са­мосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мас­терство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и предполагая соответствующие им уме­ния, психологический анализ урока развивает и совершенству­ет их. Процесс совершенствования мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогичес­кого самосознания являются основными предпосылками и источ­никами постоянного повышения эффективности обучения по любо­му учебному предмету. Психологический анализ урока может быть представлен и как ответ на те задачи, которые ставит учитель по отношению к себе и учащимся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...