Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ключи к методике выявления установок на
«альтруизм - эгоизм», «процесс -результат»: 1. Сумма «плюсов» первой строки — вопросы: 1,5,9, 13,17,21,25,29,33,37- 2.Сумма «плюсов» второй строки — вопросы: 2, 6,10,14,18, 22, 26, 30, 34,38 — «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат,— одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. 3. Сумма «плюсов» третьей строки—вопросы:1, 3,11,15,19, 23, 27, 31, 35, 39 - «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм — наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может оказаться неразумным, но приносит счастье. 4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным
Ключи к методике выявления установок «свобода - власть», «труд - деньги»: Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике— подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола). 1. Сумма первой строки— «ориентация на труд»—обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. 2. Сумма второй строки— «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей—это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги». 3. Сумма третьей строки— «ориентация на власть»-—эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. 4. Сумма четвертой строки— «ориентация на деньги» — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориентации имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентации интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А могут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например, при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках вносит часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления. Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок. Отношение к здоровью Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение). Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию: Вамбудет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где: 1 — абсолютно не согласен или совершенно не важно; 2 — не согласен, это не важно; 3 — скорее не согласен; 4 — не знаю (не могу ответить); 5 — скорее согласен, чем нет; 6 — согласен, очень важно; 7 — абсолютно согласен, безусловно важно. Выбранный вами ответ обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и, исходя из этого, выбирайте ответ. Обратите внимание, что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки, оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10. Спасибо за сотрудничество! Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам: • когнитивной (3, 4, 5 вопросы); • эмоциональной (6, 7 вопросы); • поведенческой (8, 10 вопросы); • ценностно-мотивационной (1, 2, 9 вопросы) . Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях: • каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности; • анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос); • каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена. И поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или, неадекватности. Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат: • на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни; • па поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни; • па эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему; • на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированное мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа: при анализе определений понятия «здоровье», полученных при исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц — элементов содержания рассматриваются существенные признаки здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных). По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационных уровнях. Приложение. Опросник «Отношение к здоровью»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |