Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ключи к методике выявления установок  на




 «альтруизм - эгоизм», «процесс -результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки — вопросы: 1,5,9, 13,17,21,25,29,33,37-
«ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее
задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2.Сумма «плюсов» второй строки — вопросы: 2, 6,10,14,18, 22, 26, 30, 34,38 — «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат,— одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Сумма «плюсов» третьей строки—вопросы:1, 3,11,15,19, 23, 27, 31, 35, 39 - «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм — наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может оказаться неразумным, но приносит счастье.

4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным
эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто. Вопросы: 4, 8,12,16, 20,24,28,32,36,40.

 

Ключи к методике выявления установок «свобода - власть», «труд - деньги»:

 Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике— подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки— «ориентация на труд»—обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки— «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей—это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

3. Сумма третьей строки— «ориентация на власть»-—эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола.

4. Сумма четвертой строки— «ориентация на деньги» — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориентации имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентации интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А могут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например, при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках вносит часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее

и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.






Отношение к здоровью

 Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (прило­жение).

Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачи­тывают следующую инструкцию:

Вамбудет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожа­луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 — абсолютно не согласен или совершенно не важно;

2 — не согласен, это не важно;

3 — скорее не согласен;

4 — не знаю (не могу ответить);

5 — скорее согласен, чем нет;

6 — согласен, очень важно;

7 — абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами ответ обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения дол­жен быть выбран и помечен только один ответ.

Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много време­ни на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь предста­вить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и, исходя из этого, выбирайте ответ. Обратите внимание, что в третьем вопросе вариантов ответа не пред­усмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки, оставлены также для возможных дополнительных вариантов от­ветов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределе­ны по четырем шкалам:

• когнитивной (3, 4, 5 вопросы);

• эмоциональной (6, 7 вопросы);

• поведенческой (8, 10 вопросы);

• ценностно-мотивационной (1, 2, 9 вопросы) .

Анализ результатов проводится на основании качественного анали­за полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:

• каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;

• анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);

• каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).

 

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти­воположные типы отношений — адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена. И поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или, неадекватности.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватно­сти—неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

•   на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;

•   па поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;

•   па эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;

•   на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированное мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) использует­ся процедура контент-анализа: при анализе определений понятия «здоровье», полученных при исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц — элементов содержания рассматриваются существенные признаки здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных).

По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационных уровнях.

Приложение. Опросник «Отношение к здоровью»

 

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.

1.1 Счастливая семейная жизнь 1 2 3 4 5 6 7
1.2 Материальное благополучие 1 2 3 4 5 6 7
1.3 Верные друзья 1 2 3 4 5 6 7
1.4 Здоровье 1 2 3 4 5 6 7
1.5 Интересная работа (карьера) 1 2 3 4 5 6 7
1.6 Признание и уважение окружающих 1 2 3 4 5 6 7
1.7 Независимость (свобода) 1 2 3 4 5 6 7

2. Как Вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?

2.1 Хорошее образование 1 2 3 4 5 6 7
2.2 Материальный достаток 1 2 3 4 5 6 7
2.3 Способности 1 2 3 4 5 6 7
2.4 Везение (удача) 1 2 3 4 5 6 7
2.5 Здоровье 1 2 3 4 5 6 7
2.6 Упорство, трудолюбие 1 2 3 4 5 6 7
2.7 Нужные связи (поддержка друзей, рузей, знакомых) 1 2 3 4 5 6 7

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?

 

 

 

4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:

4.1. Средства массовой информации(радио, телевидение) 1 2 3 4 5 6 7
4.2. Врачи (специалисты) 1 2 3 4 5 6 7
4.3. Газеты и журналы 1 2 3 4 5 6 7
4.4. Друзья, знакомые 1 2 3 4 5 6 7
4.5 Научно- популярные книги о здоровье 1 2 3 4 5 6 7

5. Как вы думаете, какие из перечисленные ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?

5.1. Качество медицинского обслуживания 1 2 3 4 5 6 7
5.2 Экологическая обстановка 1 2 3 4 5 6 7
5.3 Профессиональная деятельность 1 2 3 4 5 6 7
5.4. Особенности питания 1 2 3 4 5 6 7
5.5. Вредные привычки 1 2 3 4 5 6 7
5.6. Образ жизни 1 2 3 4 5 6 7
5.7. Недостаточная забота о своем здоровье 1 2 3 4 5 6 7
5.8 Другое 1 2 3 4 5 6 7

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?

6.1. Я спокоен 1 2 3 4 5 6 7
6.2 Я доволен 1 2 3 4 5 6 7
6.3 Я счастлив 1 2 3 4 5 6 7
6.4. Мне радостно 1 2 3 4 5 6 7
6.5. Мне ничего не угрожает 1 2 3 4 5 6 7
6.6. Мне это безразлично 1 2 3 4 5 6 7
6.7. Ничто особенно не беспокоит меня 1 2 3 4 5 6 7
6.8. Я чувствую уверенность в себе 1 2 3 4 5 6 7
6.9. Я чувствую себя свободным 1 2 3 4 5 6 7
6.10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 5 6 7

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья?

7.1. Я спокоен 1 2 3 4 5 6 7
7.2. Я испытываю сожаление 1 2 3 4 5 6 7
7.3. Я озабочен 1 2 3 4 5 6 7
7.4. Я испытываю чувство вины 1 2 3 4 5 6 7
7.5 Я расстроен 1 2 3 4 5 6 7
7.6. Мне страшно 1 2 3 4 5 6 7
7.7. Я раздражен 1 2 3 4 5 6 7
7.8. Я чувствую себя подавленно 1 2 3 4 5 6 7
7.9. Я встревожен и сильно нервничаю 1 2 3 4 5 6 7
7.10 Мне стыдно 1 2 3 4 5 6 7

8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.

8.1. Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег, трусцой и т.п.) 1 2 3 4 5 6 7
8.2. Придерживаюсь диеты 1 2 3 4 5 6 7
8.3. Забочусь о режиме сна и отдыха 1 2 3 4 5 6 7
8.4. Закаляюсь 1 2 3 4 5 6 7
8.5. Посещаю врача с профилактической целью 1 2 3 4 5 6 7
8.6. Слежу за своим весом 1 2 3 4 5 6 7
8.7. Хожу в баню (сауну) 1 2 3 4 5 6 7
8.8. Избегаю вредных привычек 1 2 3 4 5 6 7
8.9. Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т.п.) 1 2 3 4 5 6 7
8.10. Практикую специальные оздоровительные системы(йога, китайская гимнастика и др.) 1 2 3 4 5 6 7
8.11. Другое 1 2 3 4 5 6 7

9. Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?

9.1. В этом нет необходимости так как я здоров (а) 1 2 3 4 5 6 7
9.2. Не хватает силы воли 1 2 3 4 5 6 7
9.3. У меня нет на это времени 1 2 3 4 5 6 7
9.4. Нет компании (одному скучно) 1 2 3 4 5 6 7
9.5. Не хочу себя ни в чем ограничивать 1 2 3 4 5 6 7
9.6. Не знаю, что нужно для этого делать 1 2 3 4 5 6 7
9.7. Нет соответствующих условий 1 2 3 4 5 6 7
9.8. Необходимы большие материальные затраты 1 2 3 4 5 6 7
9.9. Есть более важные дела 1 2 3 4 5 6 7
9.10 Другое 1 2 3 4 5 6 7

10. Если вы чувствуете недомогание, то:

10.1. Обращаетесь к врачу 1 2 3 4 5 6 7
10.2. Стараетесь не обращать внимание 1 2 3 4 5 6 7
10.3 Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта 1 2 3 4 5 6 7
10.4. Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым 1 2 3 4 5 6 7
10.5 Другое 1 2 3 4 5 6 7

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...