Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики познавательной сферы школьникаСтр 1 из 15Следующая ⇒
Педагогическая практика в образовательных учреждениях Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов: физико-математического, филологического, иностранных языков, естественно – географического, исторического, исторического, художественного образования, физической культуры.
Воронеж 2007
Рецензенты: Вединяпина В.А., д-р пед. н., профессор Винокурова О.В., канд. психол. н.
Авторы: Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В., Рогов М.В., Гончаренко Е.С.
Педагогическая практика в образовательных учреждениях / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.М. Трофимовой, - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2007/
Введение Уча, учимся! Сенека При изучении наук примеры полезнее правил. Исаак Ньютон Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей А. Лигов Педагогическая практика – ответственный период в жизни будущего специалиста – учителя. Следует осознать значительный момент данного события: для студентов педагогического ВУЗа – это проверка себя на готовность принадлежать к особому миру, имя которому «Образование». Образованный человек всегда хочет учиться. Переступая порог Школы, важно понять, что задача Учителя состоит в прежде всего в том, чтобы зарождать и поддерживать это уникальное состояние, используя личный положительный опыт, способы работы Учителей, открывших путь в педагогическую профессию, накопленный багаж теоретических знаний в педвузе. Достижения успехов в любой деятельности обусловлено взаимодействием ее участников. От того, как будут выстраиваться общение, отношения, общие интересы в школьной жизни зависит степень удовлетворенности от практической деятельности студента – практиканта. Важно как можно быстрее узнать своих будущих соучастников учебной деятельности, организатором которой предстоит стать и раскрыть с наибольшей полнотой тот запас возможностей, которые накоплены в школе и вузе. Данное пособие предназначено для оказания практической помощи студентам в проведении психологического исследования, предусмотренного программой педагогической практики. В психологии накоплен немалый арсенал средств и методов, используемых учителями для изучения психологического климата в классе, диагностики познавательных процессов, типологических и характерологических особенностей личности учащегося, определения психологического эффекта конкретного педагогического приема и т.д. Знакомство с некоторыми из них будет способствовать становлению профессиональной компетентности будущих учителей. Учебные программы педагогических практик ориентируют студента на активный характер работы как специалиста, позволяют увидеть себя в роли учителя, воспитателя, исследователя. Учебный план предусматривает проведение одной ознакомительной и двух учебно-профессиональных практик. Все виды практик студенты проходят на базе общеобразовательных учебных заведений. Цель педпрактики: Совершенствование теоретических знаний и практической подготовки студентов к педагогической деятельности, овладение умениями научно-исследовательской работы. Задачи практики: - углубление представлений о будущей профессиональной деятельности; - закрепление теоретических знаний, полученных в вузе; -овладение основными психолого-педагогическими приемами работы с детьми, детскими коллективами; - приобретение начальных практических умений и навыков по психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса в школе с учетом данных общей, возрастной и педагогической психологии; - практическое применение усвоенных методов психолого-педагогического исследования для получения необходимого эмпирического материала и его интерпретации, разработка практических рекомендаций по развитию личности учащихся.
Обязанности студента – практиканта: - внимательно ознакомиться с программой практики; - студент-практикант выполняет все виды работы, предусмотренные программой педагогической практики; - своевременно предоставить отчет ( за неделю до окончания практики); Отчет по психолого-педагогической практике состоит из: - титульного листа, на котором указаны Ф.И.О. студента, факультет, группа, место и сроки прохождения практики; - психолого-педагогической характеристики учащегося (или классного коллектива, анализа урока); - психолого-педагогических выводов и рекомендаций направленных на развитие и формирование личности школьников; - стимульного материала, бланков и протоколов исследования, интерпретации полученных результатов.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА III КУРСЕ
I Цели и задачи практики: 1. Изучение познавательной сферы учащегося. 2. Освоение методов психологической диагностики уровня развития познавательных процессов учащегося-подростка ( IV-IX классы ). 3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе результатов психодиагностического исследования.
Задания исследователю: 1. Выбрать для психологического исследования конкретного ученика (ученицу), обосновать свой выбор; 2. Изучить с помощью методов наблюдения и тестирования развитие познавательных процессов учащегося: - восприятия; - внимания; - памяти; - мышления; - воображения; - речи. 3. Составить психолого-педагогическую характеристику познавательной сферы школьника. 4. Проанализировать приемы, техники и методики, используемые педагогом для активизации развития познавательных процессов учащихся. 5. Основываясь на выводах психодиагностического исследования, разработать программу коррекционной работы с обследованным школьником.
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики познавательной сферы школьника 1. Анкетные данные (имя и фамилия, дата и место рождения, возраст, школа, класс и год обучения). 2. Факторы развития и жизненные условия (физическое состояние, здоровье, культурный уровень семьи и ее состав, внесемейные и внешкольные влияния, влияние учителей и классного коллектива). 3. Отношение школьника к учению (добросовестность, успеваемость, дисциплинированность, интересы). 4. Особенности познавательной сферы: - особенности восприятия (глубина, объективность, ширина, схватывание); - особенности внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.); - особенности памяти (тип памяти, механическая, логическая память, произвольное запоминание, мнемотехника и т.п.); - особенности мышления (быстрота, понятливость, критичность, систематичность, самостоятельность в суждениях и высказываниях и т.п.) - особенности воображения (живость, активность, творческий характер); - особенности речи (ясность, яркость, выразительность, развитость устной и письменной речи, богатство словаря, умение выражать свои мысли). 5. Реализация и эффективность используемых педагогом приемов и техник, нацеленных на развитие познавательной сферы учащегося (показать на примерах). 6. Общие выводы и рекомендации. Произвести анализ взаимосвязи развития познавательной сферы ученика с его успеваемостью. Указать возможные причины, вызывающие те или иные затруднения в учебной деятельности. Предложить коррекционные меры по повышению успеваемости, развитию познавательной сферы школьника. Примечание: примерные психолого-педагогические методики для исследования познавательной сферы школьников см. Приложение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |