Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики познавательной сферы школьника




Педагогическая практика в образовательных учреждениях

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов: физико-математического, филологического, иностранных языков, естественно – географического, исторического, исторического, художественного образования, физической культуры.

 

Воронеж 2007

 

    

 

 

Рецензенты:

Вединяпина В.А., д-р пед. н., профессор

Винокурова О.В., канд. психол. н.

 

 

Авторы:

Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В.,

 Рогов М.В., Гончаренко Е.С.

 

Педагогическая практика в образовательных учреждениях

/ Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.М. Трофимовой, - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2007/

 

Введение

Уча, учимся!

Сенека

При изучении наук примеры

                                                             полезнее правил.

                                                                                                       Исаак Ньютон

Ничто так прочно не  запоминают

 ученики, как ошибки своих учителей

А. Лигов

Педагогическая практика – ответственный период в жизни будущего специалиста – учителя. Следует осознать значительный момент данного события: для студентов педагогического ВУЗа – это проверка себя на готовность принадлежать к особому миру, имя которому «Образование». Образованный человек всегда хочет учиться.  Переступая порог Школы, важно понять, что задача Учителя состоит в прежде всего в том, чтобы зарождать и поддерживать это уникальное состояние, используя личный положительный опыт, способы работы Учителей, открывших путь в педагогическую профессию, накопленный багаж теоретических знаний в педвузе.

Достижения успехов в любой деятельности обусловлено взаимодействием ее участников. От того, как будут выстраиваться общение, отношения, общие интересы в школьной жизни зависит степень удовлетворенности от практической деятельности студента – практиканта. Важно как можно быстрее узнать своих будущих соучастников учебной деятельности, организатором которой предстоит стать и раскрыть с наибольшей полнотой тот запас возможностей, которые накоплены в школе и вузе.

Данное пособие предназначено для оказания практической помощи студентам в проведении психологического исследования, предусмотренного программой педагогической практики.

В психологии накоплен немалый арсенал средств и методов, используемых учителями для изучения психологического климата в классе, диагностики познавательных процессов, типологических и характерологических особенностей личности учащегося, определения психологического эффекта конкретного педагогического приема и т.д. Знакомство с некоторыми из них будет способствовать становлению профессиональной компетентности будущих учителей.

Учебные программы педагогических практик ориентируют студента на активный характер работы как специалиста, позволяют увидеть себя в роли учителя, воспитателя, исследователя. Учебный план предусматривает проведение одной ознакомительной и двух учебно-профессиональных практик. Все виды практик студенты проходят на базе общеобразовательных учебных заведений.

Цель педпрактики: Совершенствование теоретических знаний и практической подготовки студентов к педагогической деятельности, овладение умениями научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

 - углубление представлений о будущей профессиональной деятельности;

 - закрепление теоретических знаний, полученных в вузе;

 -овладение основными психолого-педагогическими приемами работы с детьми, детскими коллективами;

 - приобретение начальных практических умений и навыков по психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса в школе с учетом данных общей, возрастной и педагогической психологии;

 - практическое применение усвоенных методов психолого-педагогического исследования для получения необходимого эмпирического материала и его интерпретации, разработка практических рекомендаций по развитию личности учащихся.

 

Обязанности студента – практиканта:

- внимательно ознакомиться с программой практики;

- студент-практикант выполняет все виды работы, предусмотренные программой педагогической практики;

- своевременно предоставить отчет ( за неделю до окончания практики);

Отчет по психолого-педагогической практике состоит из:

- титульного листа, на котором указаны Ф.И.О. студента, факультет, группа, место и сроки прохождения практики;

- психолого-педагогической характеристики учащегося (или классного коллектива, анализа урока);

- психолого-педагогических выводов и рекомендаций направленных на развитие и формирование личности школьников;

- стимульного материала, бланков и протоколов исследования, интерпретации полученных результатов.

 

 

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА III КУРСЕ

     

I

Цели и задачи практики:

1. Изучение познавательной сферы учащегося.

2. Освоение методов психологической диагностики уровня развития познавательных процессов учащегося-подростка

( IV-IX классы ).

3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе результатов психодиагностического исследования.

 

Задания исследователю:

1. Выбрать для психологического исследования конкретного ученика (ученицу), обосновать свой выбор;

2. Изучить с помощью методов наблюдения и тестирования развитие познавательных процессов учащегося:

- восприятия;

- внимания;

- памяти;

- мышления;

- воображения;

- речи.

3. Составить психолого-педагогическую характеристику познавательной сферы школьника.

4. Проанализировать приемы, техники и методики, используемые педагогом для активизации развития познавательных процессов учащихся.

5. Основываясь на выводах психодиагностического исследования, разработать программу коррекционной работы с обследованным школьником.

 

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики познавательной сферы школьника

1. Анкетные данные (имя и фамилия, дата и место рождения, возраст, школа, класс и год обучения).

2. Факторы развития и жизненные условия (физическое состояние, здоровье, культурный уровень семьи и ее состав, внесемейные и внешкольные влияния, влияние учителей и классного коллектива).

3. Отношение школьника к учению (добросовестность, успеваемость, дисциплинированность, интересы).

4. Особенности познавательной сферы:

- особенности восприятия (глубина, объективность, ширина, схватывание);

- особенности внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

- особенности памяти (тип памяти, механическая, логическая память, произвольное запоминание, мнемотехника и т.п.);

- особенности мышления (быстрота, понятливость, критичность, систематичность, самостоятельность в суждениях и высказываниях и т.п.)

- особенности воображения (живость, активность, творческий характер);

- особенности речи (ясность, яркость, выразительность, развитость устной и письменной речи, богатство словаря, умение выражать свои мысли).

5. Реализация и эффективность используемых педагогом приемов и техник, нацеленных на развитие познавательной сферы учащегося (показать на примерах). 

6. Общие выводы и рекомендации. Произвести анализ взаимосвязи развития познавательной сферы ученика с его успеваемостью. Указать возможные причины, вызывающие те или иные затруднения в учебной деятельности. Предложить коррекционные меры по повышению успеваемости, развитию познавательной сферы школьника.

Примечание: примерные психолого-педагогические методики для исследования познавательной сферы школьников см. Приложение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...