Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок 1. «Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный)»




Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать представления об инвалидности и особенностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

- формировать представления причинах и проявлениях инвалидности;

- знакомить технических приспособлениях и средствах, которые ликвидируют препятствия;

- формировать представление о необходимости тактичного отношения к людям с инвалидностью.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов), слайд-презентация с изображениями технических приспособлений и средств, беруши, повязки на глаза (по количеству детей в классе), карточки с заданиями, плакат «Единая планета».

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу[13].

1. Игра «Путаница».

Педагог предлагает одному из детей стать ведущим. Ведущий выходит за дверь. Остальные дети встают в круг и берутся за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, приглашается ведущий, который «распутает путаницу».

После окончания упражнения педагог предлагает детям поделить своими впечатлениями и рассказать, что было наиболее сложным.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что при выполнении некоторых действий могут возникнуть физические трудности.

Основной этап – 30 минут

2. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о разных подходах к пониманию инвалидности.

Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями. Ограничение – это когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и привычно.

Ты не можешь подняться по лестнице, если ты ушиб ногу, – но ты можешь воспользоваться лифтом (если его установили в доме). Тебе сложно есть обычную пищу в школьной столовой, если ты болен, но повар может приготовить для тебя другое блюдо (если он захочет его готовить или, если в столовой имеются другие продукты!).

Ты знаешь, что эти ограничения исчезнут, когда ты выздоровеешь. Но человек с инвалидностью сталкивается с такими сложностями каждый день.

Мы привыкли воспринимать инвалидность, как проблему человека, который отличается от других. Человек, который заболел или получил травму, действительно отличается от других. Но мы же все отличаемся друг от друга – вспомните игру про отличия!

Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Возможности человека с инвалидностью ограничены только условиями его жизни. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями.

Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия. Для этого общество должно понять, что причина инвалидности – это взаимодействие с физическими барьерами и ограничениями со стороны общества.

Медицинский подход утверждает, что инвалидность – это физические и умственные ограничения, которые надо лечить, но практически невозможно вылечить. Поэтому общество может только помогать человеку с инвалидностью, который всю жизнь остается беспомощным объектом для жалости, сочувствия и благотворительности.

С точки зрения «медицинского» подхода, человек с инвалидностью, – это больной человек, он иждивенец и обуза для общества. И с этим ничего невозможно сделать – даже в самом гуманном обществе «медицинская» точка зрения не позволяет изменить жизнь людей с инвалидностью к лучшему.

Система социальной защиты старается помочь людям с инвалидностью, но для этого она требует много денег и особых организационных усилий, так как каждый раз приходится предпринимать какие-то специальные усилия для оказания помощи. При этом люди с инвалидностью пребывают в статусе людей беспомощных и находятся в ситуации полной зависимости от того, как работает эта система.

Социальный подход утверждает, что человек с инвалидностью ограничен условиями окружающей среды и «традиционным» отношением со стороны общества.

Такие ограничения можно постепенно устранить – убрать физические барьеры (препятствия) и изменить отношение со стороны окружающих, чтобы за человеком с инвалидностью признавали права на все то, что доступно людям без инвалидности. И чтобы он мог осуществить свои права на деле и без специальных усилий, а не только на словах. На это и направлена Конвенция о правах инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов основана на признании того, что понятие «инвалидность» эволюционирует, то есть со временем меняется и развивается. В Преамбуле Конвенции сформулирован социальный подход к пониманию термина «инвалидность»: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

3. Дискуссия аквариум «Какой подход правильный?»

Обучающиеся делятся на команды. Педагог предлагает им обсудить в внутри команд какой подход является наиболее правильный в отношении понимания инвалидности: социальный или психологический.

После обсуждения каждая команда должна представить аргументы в защиту выбранного ими подхода.

Заключительный этап – 5 минут.

4. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность – это «отношенческие» и средовые барьеры, и их преодоление позволяет всем людям жить комфортно вместе на планете Земля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...