Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормы проектирования детских дошкольных учреждений




Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов идетских яслей-садов) изложены в СНиП 11-64-80 «Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования».

Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 мес до 7 лет. Группы комплектуются с учетом возраста (табл. 5.20).

Таблица 5.20. Компоновка дошкольных учреждений

Группа Возраст Количество мест в группе
Ясельная:    
первая раннего возраста от 2 мес до 1 года 15
вторая раннего возраста от 1 года до 2 лет 20
первая младшая от 2 до 3 лет 20
Дошкольная:    
вторая младшая от 3 до 4 лет 25
средняя от 4 до 5 лет 25
старшая от 5 до 6 лет 25
Подготовительная к школе от 6 до 7 лет 25

В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с девяти-, десяти- и двенадцатичасовым и круглосуточным пребыванием детей. Детские ясли-сады проектируют на 1, 2, 3, 4, 8, 12, 24 и более групп с количеством мест 25, 50, 95, 140, 190, 280, 330, 560, 660 шт. Размеры земельных участков детских яслей-садов следует принимать из расчета на одно место: до 95 мест — 40 м2; на 140 — 320 мест — 35 м2; на 560—660 мест— 30 м2.

На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50 %.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м2 на одного ребенка в первой и второй группах раннего возраста; 7,5 м2 — в первой младшей группе; 7,2 м2 — в дошкольных. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес площадью 40 м2 для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.

Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м2 на 50—75 детей и 250 м2 на 100 детей и более в дошкольных группах. Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м2 и глубиной не более 0,25 м.

Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выделяют по 15 м2 (для дошкольных групп допускается общий).

Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных и располагаться вблизи пищеблока.

Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает:

• приемную (15 м2);

• игральную (50 м2);

• спальню (50 м2); . туалет (12 м2);

• буфетную (3 м2).

В групповую ячейку для детей дошкольного возраста входят:

• раздевальная (16 м2);

• групповая (50,0 — 62,5 м2);

• спальня (50 м2);

• туалет (12 м2);

• буфетная (3 м2).

Комната для музыкальных занятий должна быть площадью 75—100 м2.

В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе комплексов детских яслей-садов допускается проектировать плавательный бассейн с ванной 3´7 м и переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м.

В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6—10 м2) и комната для заболевших детей (6—8 м2). В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140—280 мест с круглосуточным пребыванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4—6 м2), двух-четырех палат (по 9 м2), туалета (2—4 м2).

Пищеблок состоит из производственных помещений (кухни с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовых для хранения овощей (4—6 м2) и сухих продуктов (7—8 м2)).

Ситуационная задача 5.5

Условие.Детское дошкольное учреждение ясли-сад № 1033 Юго-западного округа г. Москвы находится на границе микрорайона и расположено в 100 м от промышленного предприятия 3-го класса. Земельный участок имеет угловое расположение. Непосредственно в ближайшем окружении находятся жилые дома. На территорию участка существует два входа: один вход для детей с родителями и обслуживающего персонала; второй — въезд к пищеблоку.

На территории участка яслей-сада, рассчитанного на 240 детей (10 групп), выделены: 10 групповых-игровых площадок, оборудованных навесами и песочницами; общая физкультурная площадка; хозяйственная площадка. Групповые-игровые площадки разделены зелеными насаждениями (кустарником). Площадь зеленых насаждений составляет 30 % от общей территории.

Ясли-сад располагается в типовом здании, главный фасад которого обращен на юг. Двухэтажное здание состоит из помещений для детей преддошкольного возраста, детей дошкольного возраста и административно-хозяйственных помещений. Помещения для детей преддошкольного возраста (ясельные) и административно-хозяйственные располагаются на первом этаже, а помещения для детей дошкольного возраста — на втором. Помещения для детей ясельного возраста имеют наружный общий вход для двух групп, а помещения для детей дошкольного возраста — для четырех групп.

В состав помещений для детей ясельного возраста входят приемная, игральная, спальня, буфетная, туалет. В состав помещений для детей дошкольного возраста входят раздевальня, групповая, спальня, буфетная, туалет. Окна игральных и групповых комнат выходят на юг.

Световой коэффициент в игральных и групповых комнатах равен 1:5, коэффициент заглубления — 1,0:2,5.

На первом этаже здания располагаются музыкальный зал площадью 100 м2, комнаты для занятий по развитию речи и ручного труда, медицинский пункт, состоящий из медицинской комнаты, процедурного кабинета и изолятора. Пищеблок и служебно-бытовые помещения расположены на первом этаже изолированно от детских групп.

Задание.Дайте оценку условий размещения и планировки яслей-сада № 1033.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Укажите наиболее рациональное размещение земельного участка детского дошкольного учреждения.

2. Оцените степень озеленения территории участка и представьте перечень зеленых насаждений, используемых для озеленения.

3. От чего зависит площадь земельного участка детского дошкольного учреждения и согласно каким документам регламентируется его строительство?

4. Какой принцип положен в основу планировки земельного участка и здания детского дошкольного учреждения?

5. Перечислите варианты размещения возрастных групп в детском дошкольном учреждении.

6. Назовите минимальное функциональное звено детского дошкольного учреждения и перечислите его составляющие элементы.

7. Укажите оптимальный вариант ориентации окон игральных и групповых комнат.

8. Перечислите помещения общего назначения, входящие вструктуру детского дошкольного учреждения.

9. Отметьте особенности расположения хозяйственной площадкина территории участка яслей-сада.

10. Определите расположение пищеблока в структуре здания детского дошкольного учреждения и набор его помещений в зависимости от специфики снабжения продуктами.

11. Из каких помещений состоит медицинский пункт? Как он располагается в здании?

12. Перечислите основные обязанности врача детского дошкольного учреждения.

13. Назовите мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, проводимые в детских дошкольных учреждениях.

Вариант ответа

Данное детское дошкольное учреждение размещено с нарушением действующих норм и правил. Участок имеет угловое, а не внутриквартальное расположение. Не соблюдена ширина санитарно-защитной зоны от промышленного предприятия (100 м вместо положенных по нормам 300 м), не выдержан процент озеленения территории (30 % вместо положенных 50 %).

1. Самым рациональным расположением детского учрежденияявляется внутриквартальное (внутри микрорайона — для застройки последних лет). Его следует располагать в достаточном отдалении от предприятий, загрязняющих воздух газами, дымом исоздающих значительный шум; от железных и шоссейных дорог;от рынков и некоторых коммунальных зданий и сооружений (прачечных, пожарных депо, гаражей). Установлена ширина санитарно-защитных зон для детских дошкольных учреждений в зависимости от класса промышленного предприятия. Согласно этимтребованиям, детское учреждение следует размещать на расстоянии:

· не менее 1 000 м от промышленных предприятий 1-го класса;

· 500 м от промышленных предприятий 2-го класса;

· 300 м от промышленных предприятий 3-го класса;

· 100 м от промышленных предприятий 4-го класса;

· 50 м от промышленных предприятий 5-го класса.

2. Согласно нормативным данным не менее 50 % территории земельного участка должно отводиться под зеленые насаждения. В качестве зеленых насаждений рекомендуется использовать кустарники (без шипов), цветники, газоны, травяное покрытие.

3. Размер детского дошкольного учреждения определяется числом детей согласно планируемой посещаемости данного учреждения, системой строительства, спецификой учреждения. Строительство регламентируется санитарными правилами и нормами.

4. Земельный участок и здание подчиняется единому принципу проектирования и планировки дошкольного учреждения — принципу групповой изоляции.

5. Возрастные группы в дошкольном учреждении размещают с учетом обеспечения мероприятий по профилактике распространения инфекционных заболеваний:

а) поэтажное размещение — ясельные группы располагаютсяна первом этаже, а садовские на втором;

б) торцовое размещение — разновозрастные группы размещаются в разных торцах здания;

в) павильонное (блочное) размещение — для каждого возраста имеется свой павильон (блок).

6. Минимальное функциональное звено детского учреждения —групповая ячейка. Это набор помещений, позволяющий обеспечить организацию воспитательного процесса, удовлетворение всехбытовых потребностей детей, входящих в определенную возрастную группу.

В состав ясельной групповой ячейки входят следующие элементы: приемная, игральная, спальня, туалет. Дошкольная групповая ячейка состоит из раздевальни, групповой, спальни и туалета. Планируемая наполняемость ясельной группы — 20 детей, садовской — 25 детей.

7. В средних широтах наилучшими ориентациями, обеспечивающими достаточную освещенность и инсоляцию помещений без перегрева, являются южная и юго-восточная.

8. В структуру детского дошкольного учреждения входят помещения общего назначения: музыкальный зал, комната для занятий по развитию речи и ручного труда, медицинский пункт.

9. Хозяйственная площадка на территории детского дошкольного учреждения не должна примыкать к групповым и физкультурным площадкам.

10. Пищеблок, как правило, размещается на первом этаже с самостоятельным входом с улицы. Набор помещений зависит от специфики снабжения продуктами. Если пищеблок снабжается полуфабрикатами, то в его состав включаются охлаждаемые камеры. Если там готовят пищу из сырья, то вводятся кладовые и заготовочные цеха.

11. Медицинский пункт в детских дошкольных учреждениях, имеющих более восьми групп, состоит из медицинской комнаты, процедурного кабинета и изолятора, имеющего наружный выход. Он располагается на первом этаже здания.

12. Основными обязанностями врача детского дошкольного учреждения являются:

а) наблюдение за развитием детей;

б) проведение противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;

в) контроль за питанием детей и за санитарным состояниемпомещений;

г) проведение периодических медицинских осмотров.

13. Для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия в детских дошкольных учреждениях необходимо:

а) выполнять существующие санитарные правила и нормы размещения детей (наполняемость групп, принцип групповой изоляции);

б) правильно и по назначению использовать все помещения;

в) соблюдать правила доставки, хранения продуктов, технологию приготовления пищи, сроки ее реализации;

г) выполнять правила приема персонала на работу и контролировать своевременное прохождение плановых профилактических осмотров;

д) выполнять правила приема вновь поступающих и переболевших детей;

е) организовывать ежедневный прием детей в ясельные группы;

ж) прививать гигиенические навыки детям и персоналу;

з) осуществлять ежедневный осмотр работников пищеблока;

и) содержать все помещения и участок в соответствии с санитарными правилами и нормами;

к) иметь средства для проведения текущих дезинфекционных мероприятий.

Ситуационная задача 5.6

Условие.Участок земли планировали использовать для размещения детского сада. Был проведен анализ санитарного состояния почвы. Получены следующие результаты:

• санитарное число — 0,7;

• коли-титр — 0,3;

• единичные личинки мух на 0,25 м2 поверхности почвы.

В населенном пункте интенсивно развита химическая и металлообрабатывающая промышленность.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по приведенной ситуации.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Дайте определение понятия «санитарное состояние почвы».

2. Какова роль почвы в возникновении эндемических и инфекционных заболеваний?

3. Охарактеризуйте понятие «естественные и искусственные биогеохимические провинции».

4. Назовите мероприятия по профилактике эндемических заболеваний (три группы).

5. Какие раневые инфекции возникают при контакте с почвой?

6. Перечислите группы инфекционных заболеваний, связанных с интенсивным загрязнением почвы органическими веществами.

7. Перечислите этапы очистки населенных мест от твердых бытовых отбросов.

8. Какие существуют виды обезвреживания твердых отбросов?

9. Назовите недостатки мусоросжигания.

10. Перечислите правила обезвреживания промышленных отходов.

Вариант ответа

Данные анализа пробы почвы свидетельствуют о ее эпидемиологической опасности и плохом санитарном состоянии населенного пункта. Наличие личинок мух свидетельствует о нарушении сроков очистки населенного пункта от твердых отбросов, а низкое санитарное число (менее 0,8) — о загрязнении почвы органическими веществами. Коли-титр 0,3 предполагает высокое микробное обсеменение почвы, в том числе возбудителями кишечных инфекций. Необходимо провести мероприятия по санации территории.

1. Санитарное состояние почвы — это совокупность физико-химических и биологических свойств почвы, обеспечивающих ее безопасность при использовании в народно-хозяйственных целях. Физико-химические показатели (структура почвы, рН, химический состав) изучают при определении плодородия почвы, ее влияния на химический состав воды и продуктов питания. Биологические свойства почвы определяются при оценке ее эпидемиологической роли. Безопасная, т.е. чистая, почва не содержит личинок мух, яиц гельминтов, ее санитарное число не ниже 0,9, коли-титр — 1 г.

2. Почва как основа среды обитания, а также в силу своего химического минерального состава влияет на химический состав воды, пищевых растительных и животных продуктов, благодаря чему удовлетворяет потребность человека в микро- и макроэлементах. Недостаток или избыток каких-либо элементов в почве может привести к недостатку или избытку их в организме человека и способствовать возникновению эндемических заболеваний (стронциевого рахита, молибденовой подагры, селеновой лихорадки, эндемического зоба и др.). Установлено, что в почве в зависимости от степени ее загрязнения органическими веществами могут длительно выживать и сохранять свои вирулентные свойства возбудители кишечных инфекций, вирусы полиомиелита, возбудители туберкулеза и других заболеваний.

3. Территории, на которых отмечаются эндемические заболевания, называются естественными биогеохимическими территориями (провинциями). На сегодняшний день на территории России их насчитывается свыше 14. В районах с интенсивной химической и металлургической промышленностью из-за постоянных промышленных выбросов возникли большие концентрации цинка, свинца, кадмия, фтористых соединений, бериллия, молибдена и других элементов. Эти территории на сегодняшний день названы искусственными биогеохимическими провинциями.

4. На сегодняшний день наиболее плодотворно ведется профилактика эндемических заболеваний, связанных с дефицитом микроэлементов. Эта профилактика ведется в трех направлениях:

а) использование комплекса биомикроэлементов как лекарственных препаратов;

б) введение дефицитных элементов в состав наиболее потребляемых пищевых продуктов или пищевых добавок (соли, сахара, муки, жиров и др.);

в) завоз продуктов, наиболее насыщенных элементами, издругих регионов страны и мира. Этот метод пока что самый эффективный.

5. Раневые инфекции, возбудители которых обитают даже в самой чистой почве и, следовательно, могут возникать у человека при нарушении целостности кожных покровов, — столбняк, газовая гангрена (CI. perfingensтипа А), сибирская язва. Эти возбудители находятся в почве и сохраняют жизнеспособность в течение 20 лет.

6. При загрязнении почвы органическими веществами в ней можно обнаружить возбудителей кишечных инфекций, зоонозов; возбудителей инфекции, переносимых грызунами; возбудителей гельминтозов, пылевых инфекций; возбудителей вирусных заболеваний; возбудителей инфекций, вызываемых спороносными микробами.

7. Населенные места очищают от твердых бытовых отбросов в три этапа:

а) сбор (через мусоропроводы, дворовые накопители);

б) вывоз (во всем мире преимущественно автотранспортом);

в) обезвреживание.

8. Обезвреживание твердых бытовых отбросов осуществляется двумя способами:

а) утилизацией (использование компонентов отбросов в народно-хозяйственных целях, что требует тщательной сортировки отходов);

б) ликвидацией — мусоросжиганием или складированием на свалках.

9. Недостатки мусоросжигания — большой выброс загрязняющих веществ в атмосферу и возможность образования токсических веществ при горении синтетических материалов (например, диоксина).

10. Промышленные отходы обезвреживаются на специально отведенных территориях (полигонах). Следует исключить возможность фильтрации химических веществ в нижние слои почвы. Кроме того, необходимо хорошо изучить химический состав этих отходов, что позволит контролировать содержание отдельных элементов (ПДК) в окружающих объектах (воздух, вода, прилегающие территории).

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5.6










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...