Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гигиеническая оценка школьной мебели




Существенную часть общей школьной нагрузки детей составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Это прежде всего относится к учащимся младших классов в связи с особенностями центральной нервной системы и несовершенством костно-мышечного аппарата. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая в свою очередь зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели, — рост учащихся. Для оборудования классов общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений раньше использовали школьные парты с № 6 по 12, которые делали одноместными или двухместными. Ростовой интервал для каждого последующего номера парт составлял 10 см. Существовали парты постоянных размеров и универсальные парты с изменяющейся высотой стола, сиденья и угла наклона крышки.

В связи с введением в 1977 г. кабинетной системы обучения были приняты ГОСТ 11015—93 «Столы ученические» и ГОСТ 11016 — 93 «Стулья ученические», согласно которым школьная мебель распределялась на пять групп в зависимости от роста учащихся (с интервалом 15 см) и имела буквенное обозначение (от А до Д). Этими ГОСТами пользуются и в настоящее время (табл. 5.16).

Таблица 5.16. Размеры ученической мебели для детей школьного возраста, мм

Номер

Цвет маркировки

Высота

Рост учащихся

рабочей плоскости стола сидения
А Оранжевый 460 260 1000-1150
Б Фиолетовый 520 300 1 150-1300
В Желтый 580 340 1300-1450
Г Красный 640 380 1450-1600
д Зеленый 700 420 1600-1750
Голубой 760 460 Выше 1 750

Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозначение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей, для которых предназначена данная мебель, в знаменателе дроби. Например,

Кроме того, с внешних сторон стола наносят дополнительную цветовую маркировку в виде круга диаметром 15 — 20 мм или прямоугольника.

Несоответствие мебели росту детей, стол и стул, подобранные из разных групп, могут привести к неравномерной нагрузке инеодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная асимметрия, которая является одной из причин нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находится на расстоянии 25—35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной высоте параллельно краю стола.

При правильной посадке органы грудной и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено (рис. 5.9).

Если мебель соответствует росту и размерам тела ребенка, то его посадка будет правильной. Высота сидения должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5 — 2,0 см на высоту каблука, а рельеф — форме бедра и ягодиц. Сиденье должно иметь небольшой наклон назад: при такой форме учащийся не соскальзывает вперед. Глубина (переднезадний размер) сиденья равняется приблизительно 3/4 длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося становится менее устойчивой и более утомительной. При глубине сиденья более 3/4 бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Рис. 5.9. Правильная посадка:

а — вид спереди; б — вид сбоку

Правильная посадка школьников обеспечивается также рациональным устройством стола и определенным соотношением между ним и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Наклонное положение крышки облегчает также аккомодационную работу глаз при письме и чтении, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково и степень аккомодации глаз при чтении постоянная. Соотношение между столом и сиденьем определяется дистанциями спинки и сидения, а также дифференцией.

Дистанция спинки — расстояние по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сиденья. Эта величина должна быть на 3—5 см больше переднезаднего размера туловища. При большей дистанции создается возможность для излишнего наклона туловища, при меньшей ребенок зажат между краем стола и спинкой стула, в результате чего затрудняется экскурсия грудной клетки.

Дистанция сиденья — расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Она может быть отрицательной, положительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край скамьи на 3 — 5 см, при нулевой края стола и стула расположены на одной вертикали. При положительной дистанции вертикальная линия проходит впереди края скамьи. Такая дистанция необходима учащемуся при ответе с места, при усаживании за парту и при выходе из-за нее. Она создается при наличии откидной крышки или при отодвигании стула. При письме и чтении наиболее благоприятна отрицательная дистанция.

Дифференция — это расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья. Различают нормальную, большую и малую дифференцию.

Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция) ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол. Это приводит к сдавливанию органов грудной клетки и брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза.

При высоком столе и низком стуле создается большая дифференция, которая также приводит к неправильной посадке учащихся: правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.

К началу учебного года медицинский персонал школы совместно с классным руководителем должен позаботиться об укомплектовании каждого класса соответствующей мебелью. Практика показывает, что для этого необходимо иметь в каждом классе столы илипарты различных размеров. Двухместные парты расставляют в классе в три ряда, одноместные — в пять рядов. Впереди ставят столы или парты меньших размеров, дальше от доски — больших. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7 м, а расстояние от стен до крайних рядов — от 0,5 до 0,6 м.

Контролировать правильность рассаживания детей должен медицинский персонал школы. При рассаживании следует обратить особое внимание на детей с нарушенным здоровьем. Дети с пониженным зрением должны сидеть за передними партами или столами, стоящими у окна. Школьников с пониженным слухом также рассаживают на передние парты ближе к стене (явление резонанса). Учащихся, страдающих ревматизмом и склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за парты и столы, расположенные у наружной стены класса. Школьников размещают за партами или столами в строгом соответствии с их ростом. В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах.

При двухсменной работе школы в одной и той же классной комнате следует размещать параллельные или смежные по годам обучения классы (1-й и 2-й, 3-й и 4-й, 5-й и 6-й и т.д.).

Для кабинетов черчения и рисования, кабинетов иностранного языка (языковых лабораторий) и лабораторий разработаны специальные столы. Для кабинетов черчения и рисования изготавливают одноместные столы двух типов: с постоянным (Iтип) и переменным (IIтип) расположением края крышки, обращенного к ученику. Для этих кабинетов предусмотрены столы размеров В, Г и Д. Для кабинетов иностранного языка (языковых лабораторий) также предусмотрены столы двух типов: Iтип — с акустическими полукабинами (закрытые) и IIтип — без акустических полукабин (открытые). Для лабораторий предусмотрены ученические двухместные лабораторные столы трех типов: физические, химические и биологические для ростовых групп В, Г и Д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...