Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моделирование школьного самоуправления




План занятия:

1. Организация школьного климата. Методика исследования состояния школьного климата.

2. Школьное самоуправление: проблемы, поиски, пути развития.

3. Модели школьного ученического самоуправления:

· «Школьный совет» – административная модель самоуправления.

· «Ньюландия» – игровая модель самоуправления.

· «День дублера» – раздельная административно-игровая модель самоуправления.

· «Демократическая республика» – совмещенная административно-игровая модель самоуправления.

 

Ход занятия:

1. Работа в группах с учебно-методическим пособием «Модель школьного самоуправления». Задания для групп:

1-я группа. Разработать «Положение о школьном самоуправлении».

2-я группа. Разработать«Положение о школьном Совете».

3-я группа. Разработать«Положение о выборах членов школьного Совета и лидера».

4-я группа. Разработать Декларацию прав учащихся.

5-я группа. Разработать «Положение о совете справедливости».

6-я группа. Разработать «Положение о дежурстве по школе».

7-я группа. Разработать «Положение об организации и проведении общешкольных дел.

2. Выступления групп. Обсуждение. Ответы на вопросы.

3. Обсуждение «Законов, норм и правил школьной жизни» (для учащихся).

4. Технологии изучения эффективности школьного самоуправления.

5. Мозговой штурм «Тематика педсоветов по проблеме школьного самоуправления».

Методические рекомендации:

Положение о школьном самоуправлении

I. Общие положения

1. Современный социальный заказ общества определяет школу как воспитательную систему, ориентированную на формирование образованной, творческой, социально ответственной личности, готовой включиться в обновления общества. Исходя из этого в школе возникает потребность в самоуправлении.

2. Деятельности органов школьного самоуправления ориентирована на выполнение Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Администрация и коллектив школы признают право учащихся на уважение и свободное выражение их собственных взглядов, мнений и убеждений, и способствуют деятельности органов школьного самоуправления.

4. Деятельность школьного самоуправления ориентирована на учащихся школы.

II. Цель и задачи школьного самоуправления.

1. Цель – реализация права учащихся на участие в управлении школой.

2. Задачи:

§ приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности;

§ создание условий для получения воспитанниками опыта действий в демократическом правовом пространстве, социально значимого опыта гражданских действий;

§ ориентирование учащихся на коллективно-творческий поиск совместной деятельности, на развитие всех структур жизни коллектива;

§ воспитание ответственности, организаторских способностей, стремления к самореализации.

III. Принципы школьного самоуправления:

§ принцип сотрудничества;

§ принцип полноты доверия;

§ принцип предметной деятельности;

§ принцип единого планирования;

§ принцип сменяемости актива;

§ принцип согласованности.

IV. Основные черты школьного самоуправления:

§ каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся направлению работы – орган детского самоуправления (совет, штаб, центр и т.д.);

§ школьным лидерам и органам коллектива должны быть даны не мнимые и фиктивные, а действительные права и обязанности;

§ школьное пространство стимулирует гражданскую активность воспитанников, ставит их в активную позицию творца повседневной жизни.

V. Организация школьного самоуправления:

1. Структура школьного самоуправления строится на трех уровнях: индивидуальный, ученик – класс, ученик – школа.

2. На первом уровне учащийся выполняет индивидуальные поручения, участвует в выполнении групповых: чередование традиционных поручений. Второй уровень – ученическое самоуправление на уровне классных коллективов. Третий уровень – ученическое самоуправление на уровне школьного пространства.

3. Чередование традиционных поручений (ЧТП) – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.

4. Сбор детского коллектива является высшей формой самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы.

5. Совет девяти является выборным органом самоуправления учащихся МОУ и избирается на основе Положения о выборах членов Совета девяти и лидера.

6. Совет девяти действует на основе Положения о Совете девяти: 

§ обсуждает и принимает решения по планированию деятельности на новый учебный год, вносит предложения в Совет школы;

§ оказывает помощь учащимся детских коллективов в их организации и проведении КТД;

§ защищает интересы учащихся, участвует в разрешении конфликтных ситуациях между учащимися;

§ организует работу школьного печатного органа, информационного центра;

§ рассматривает предложения по награждению учащихся.

7. Лидер Совета девяти избирается на основе Положения о выборе членов Совета девяти и лидера.

8. Лидер совета действует на основе Положения о Совете девяти:

§ созывает и проводит заседания Совета девяти;

§ контролирует выполнение членами Совета девяти своих обязанностей;

§ принимает участие в работе Совета школы.

9. Школьная конференция – орган ученического самоуправления. Конференция проводится два раза в год. Представительство на конференции обеспечивается путем выбора делегатов от каждого класса: от 5-х и 6-х классов по 5 делегатов; от 7-х классов по 7 делегатов; от 8-х классов по 8 делегатов; от 9-х классов по 9 делегатов.

10. Компетенция школьной конференции: обсуждение вопросов по теме конференции.

VI. Содержание деятельности школьного самоуправления:

1. Демократизация школы как составной части системы гражданского воспитания.

2. Социальная практика. Социальные проекты.

3. Реализация личностного потенциала в деятельности: политико-правовой; гражданско-патриотической; социально-экономической; профориентационной; ценностно-ориентировочной; общественно-значимой; экологической и т.д.

4. Познание себя через коллективно-творческое дело [7, с. 11–12].

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какова цель самоуправленческой деятельности?

2. Какие методики определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе Вам известны?

3. Составьте «Памятку школьнику-организатору».

4. Разработайте план занятий школьного клуба «Лидер» для учащихся 1–4, 5–9, 10–11-х классов.

Литература:

1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ [Текст] / В.И. Бочкарев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

2. Кабуш, В.Т. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания [Текст] / В.Т. Кабуш // Кл. руководитель. – 2003. – № 8. –  С. 6 – 24.

3. Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

4. Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина,    Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

5. Опалихин, В.М. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] / В.М. Опалихин, В.И. Бочкарев // Воспитание в школе. – 1996. – № 3. – С. 14–16.

6. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / под общ. ред. Прутченкова А.С. – М.: Новый учебник, 2003. – 320 с.

7. Скребцова, Т.П. Модель школьного самоуправления: методические рекомендации для учителей, руководителей образовательных учреждений и студентов педагогических вузов [Текст] / Т.П. Скребцова, Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2003. – 50 с.

Практическое занятие 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...