Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальное своеобразие воспитания




Вопросы семинара:

1. Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора.

2. Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания.

3. Формирование культуры национального и межэтнического общения.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте словарь терминов по данной проблеме.

2. Разработайте проект коллективного творческого дела, целью которого является ознакомление учащихся с национальными традициями.

Контрольные вопросы:

1. Назовите причины, по которым важно учитывать национальную специфику в воспитательной работе.

2. Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы в учебно-воспитательном коллективе, обладающем в том или ином виде национальной спецификой.

3. Дайте характеристику культуры межнационального общения и основных средств ее формирования.

 

Литература:

1. Данилюк, А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы [Текст] / А.Я. Данилюк //Педагогика. – 1997. – № 1.

2. Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России [Текст] / М.Н. Кузьмин // Педагогика. – 1999. – № 6.

3. Куранов, М. Культура межнационального общения [Текст] /М. Куранов // Педагогика. –1992. – № 7–8.

4. Леонов, А.М. Морально-этические традиции: общее и национально-религиозное [Текст] / А.М. Леонов // Педагогика. – 1994. – № 4.

 

Семинар 8

Толерантность, ненасилие, миролюбие

Вопросы семинара:

1. Толерантность. Декларация принципов толерантности: проблемы дискриминации.

2. Ненасилие как общечеловеческая ценность, жизнеутверждение, независимость, способность к позитивному взаимодействию. Ненасилие как принцип гуманистической педагогики.

3. Деятельность миротворцев и миротворческих организаций по сохранению мира на нашей планете.

Основные понятия: толерантность, интернационализм, патриотизм, эмпатия, гуманизм, веротерпимость.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте Ваши комментарии к п. 4.3. Декларации принципов толерантности. Как Вы считаете, какими рамками должны ограничиваться независимость мышления и критический подход выработки суждений молодого поколения, взрослых и детей.

Новый век предлагает нам новые возможности, которые мы должны использовать. Совместными действиями мы сможем на практике осуществить идею культуры мира, терпимости, ненасилия, сделав ее реальностью, а не просто нашим видением. Будущее находится на этом пути. Это или мир без насилия, или гибель; единый мир или никакого мира.

Контрольные вопросы:

1. Справедливо ли утверждение, что проявление нетолерантности связано с нарушением прав человека? Покажите на примерах.

2. Что является основой толерантности? Обоснуйте свое суждение.

3. Как Вы думаете, означает ли толерантность терпимость ко всему?

4. Как Вы понимаете выражение: «Толерантность – это гармония в многообразии»? Дайте пояснения.

5. Какое из вышеназванных определений толерантности Вы считаете наиболее полно раскрывающим его содержание? Прокомментируйте свой ответ (см. Основные положения Декларации).

Статья 1. Понятие толерантности (извлечение)

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

 

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России [Текст] /А.Г. Асмолов. – М., 1998.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб для сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

3. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: материалы «круглого стола» [Текст] // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 41–58.

4. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д. Дмитриев.– М.: Народное образование, 1999.

6. Толерантность в общественном сознании России [Текст]. – М., 1998.

Семинар 9

Семья как фактор воспитания

Вопросы семинара:

1. Семья: понятие, основные функции, типы семей.

2. Специфика семейного воспитания. Правовые основы семейного воспитания.

3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

4. Кризис семьи и проблемы с ним связанные. Работа классного руководителя с родителями.

Основные понятия: семья, семейное воспитание, социализация.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Благополучные и неблагополучные семьи как фактор воспитания. Как это учитывать в школьном воспитании ребенка?

2. В чем заключается специфика семейного (домашнего) воспитания в отличие от общественного?

3. Разные подходы в семейном воспитании, их воздействие на развитие ребенка.

4. В каких условиях семья является негативным фактором развития и воспитания ребенка (подростка).

5. Подготовьте программу изучения конкретной семьи.

Контрольные вопросы:

1. Как философско-педагогический смысл понятия «дом» определяет судьбу ребенка?

2. В каких условиях семья является негативным фактором развития и воспитания ребенка (подростка).

3. Каковы тенденции в деятельности традиционных институтов социализации личности (семья, школа, общественные объединения детей и молодежи)?

 

Литература:

1. Безлепкина, Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности [Текст] / Л.Ф. Безлепкина // Вестник социальной работы. – 1993. – № 3.

2. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения в России [Текст]                 /В.В. Беляков. – М.: «Дом», 1993.

3. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. – М., 1994.

4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] /                 Ю.В. Василькова, Т.А Василькова. – М.: «Академия», 2000.

5. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания [Текст] / Б.З. Вульфов // Педагогика – 1992. – № 5, 6.

6. Диалоги о воспитании [Текст]: книга для родителей. – М, 1985.

7. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С. Макаренко // Соч. в 8т. Т.5. – М., 1985.

Теория обучения (дидактика)

 

Семинар 1

Содержание общего образования как средство обучения










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...