Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология разработки и реализации социальных проектов




Вся нравственность человека заключается в его намерениях

 /Ж.Ж. Руссо/

Цель – познакомить студентов с технологией подготовки и реализации социальных проектов.

План лекции

1. Метод проектов в мировой педагогике.

2. Социальный проект. Социальное проектирование.

3. Выполнение проектной работы.

Основные понятия: социальный проект,социальное проектирование.

Метод проектов в мировой педагогике

Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в этом знании. Важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Проблема должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ребенка. Для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, может просто направить мысль учеников для самостоятельного поиска. Ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, получить реальный и ощутимый результат. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Ее суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В зарубежной школе метод проектов развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX века. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. И только в конце 90-х годов ряд педагогов вновь обращается к методу проектирования. В настоящее время он находится в центре внимания многих исследователей, переживая период становления.

Технологии разработки и реализации социального проекта посвящены публикации А.С. Прутченкова, Б.Н. Хасанова, В.В. Башева, А.В. Бутенко – педагогов городов Самара, Красноярск, Российского фонда правовых реформ. Основной тезис современного понимания метода проектов - все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. В последнее время метод проектов становится популярным. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эта технология относится к технологиям XXI века.

Социальный проект. Социальное проектирование

Социальный проект— это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в кон­кретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения на­сущных социальных задач.

Социальное проектирование,как важнейшая для формирования гражданского общества деятельность под­ростка, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимо­действию школьного сообщества с социальными учрежде­ниями и властными органами.

Социальное проектирование включает два аспекта: 1)   методический – проект как особая форма объединения учебной деятельности на уроках общественных дисциплин и других предметов с внеклассной работой; 2) методологический – создание системы гражданского образования становится социальным проектом по фор­мированию определенной позиции у подрастающего поколения, по выполнению социального заказа.

Выделяют следующие типы проектов:методические;  исследовательские; инновационные; обучающие; развивающие; воспитательные; социальные; технические (информационные). Как и всякая классификация, данная типология условна. В социальном проектировании можно встретить черты различных проектов. В педагогической практике может использоваться, например, инновационный воспитатель­ный проект, либо обучающий, развивающий и воспита­тельный социальный проект и т. д.

Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочны­ми или долгосрочными. По уровню и масштабу выделяют следующие проекты: международные; межгосударственные; рациональные; межрегиональные; региональные; местные; школьные (проект образовательного учреждения); классные; групповые; ндивидуальные.

3.  Социальное проектирование объединяет учебную и внеучебную деятельность. Проектирование позволяет школьникам соединить теоре­тические знания и их практическое применение. Оно мо­жет осуществляться в различных формах. Социальное проектирование реализуется в граждан­ском образовании и воспитании различными путями. Имеющийся в России и за рубежом опыт показывает, что основными из них могут быть следующие: урок, тема, предмет, внеурочная воспитательная работа, методика, акция, система работы в школе. Проекты создают комплекс, где функционирует одновременно несколько направлений проектной работы, в которую вовлечены подростки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...