Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА II. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




Теория воспитания

Семинар 1

Общие методы воспитания

Вопросы семинара:

 

1. Сущность методов воспитания и их классификация.

2. Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

Методы контроля, самоконтроля, самооценки в воспитании.

4. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Основные понятия: метод, прием, средство воспитания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Подготовьте сообщения по темам:

- Метод как способ преобразующего взаимодействия педагога и воспитанника.

- Диалогический характер воспитания.

2. Подготовьте схему классификации методов воспитания, выделив в ней основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под методом как педагогическим термином? Какие существуют точки зрения на толкование категории «метод» в педагогике? В чем их сходство и различие?

2. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы воспитания?

3. Назовите основные факторы, обуславливающие выбор методов воспитания?

4. Когда метод воспитания превращается в форму, при каких условиях форма становится методом? Приведите примеры.

5. Что означает оптимальный выбор методов?

6. Дайте характеристику основных методов воспитания.

Литература:

1. Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] /              Л.Ю. Гордин. – М., 1980.

2. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитании: лекции [Текст] / А.С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. – Т.4. – М., 1984.

3. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики [Текст]: теория и методика воспитания /В.С. Селиванов. – М., 2000.

Семинар 2

Современные воспитательные системы школы

Вопросы семинара:

1. Взаимосвязь школы и общества. Соотношение образования, школы и общества.

2. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

3. Реализация целостного педагогического процесса в современной школе. Авторская школа как образец воспитательной системы современной школы (Н. Гузика, А. Тубельского, А. Захаренко,             В. Караковского, Школы этической культуры Ф. Адлера и др.)).

4. Воспитательные системы за рубежом (Р. Штайнер, Я. Корчак,              Ф. Адлер, Э. Дюркгейм).

5. Цели воспитательной системы. Понятие о едином воспитательном коллективе. Этапы становления воспитательной системы.

6. Тенденции и перспективы развития воспитательных систем в различных типах школ. Новые технологии воспитания (И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова и др.).

Основные понятия: воспитательная система, структура воспитательной системы, управление воспитательной системой, внеклассная воспитательная работа.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику основных зарубежных и российских воспитательных систем.

2. Раскройте содержание основных этапов развития воспитательной системы.

3. Охарактеризуйте различные формы воспитательной работы (кружки, секции, клубы и т.д.).

4. Подготовьте сообщение на тему «Зарубежные и отечественные воспитательные системы».

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение воспитательной системы.

2. Какова структура воспитательной системы?

3. В чем суть движущих сил развития воспитательной системы?

4. Как формируются познавательные потребности и интересы учащихся во внеклассной работе?

5. Перечислите основные целевые ориентации внеклассной воспитательной работы в школе.

6. На каких принципах строится внеучебная деятельность учащихся?

7. Что такое коллективное творческое дело? Какие виды коллективных творческих дел Вам известны? Охарактеризуйте одно их них (по выбору).

8. Каковы критерии эффективности воспитательной системы?

 

Литература:

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1998.

2. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания [Текст] /                  И.П. Иванов. – М., 1990.

3. Караковский, В.А. Воспитание. Теории и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.

4. Опыт разработки концепций воспитания [Текст] / под ред.                        Е.В. Бондаревской. – Ростов-на-Дону, 1993 // Воспитание шк. – 1994. – № 6.

5. Школа будущего, где царят спонтанность и творчество. Вернер Фатке. [Текст] //Учит. газета. – 1992. – № 36.

6. Американская школа для девочек «Мадейра» [Текст] // Учит. газета. –1992. – № 4.

7. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США [Текст] / под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Журинского. – М., 1989.

Семинар 3

Коллектив как объект и субъект воспитания

Вопросы семинара:

1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.

2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике.

3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.

4. Этапы и уровни развития детского коллектива.

5. Основные условия развития детского коллектива.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте проект «Ученическое самоуправление – условие развития коллектива», подготовьтесь к его защите.

2. Дайте оценку работы органов ученического самоуправления в школе, в которой Вы учились.

3. Разработайте модель школьного самоуправления.

Основные понятия: коллектив, актив, лидер, самоуправление, ученическое самоуправление.

Контрольные вопросы:

1. Что такое коллектив, чем он отличается от малой группы?

2. Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной педагогике и их отличительные особенности.

3. Каковы основные признаки детского коллектива?

4. Какие существуют подходы к выделению этапов развития детского коллектива?

5. Что такое традиции коллектива и какое значение они имеют?

6. Какие типы взаимоотношений личности и коллектива Вы знаете?

7. От каких факторов зависит эффективность педагогического руководства коллективом?

 

Литература:

1. Гордин, Л.Ю. Организация классного коллектива [Текст] /                            Л.Ю. Гордин. – М., 1984.

2. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов [Текст]: из опыта работы / И.П. Иванов. – М., 1982.

3. Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М. Коротов. Изд. 2-е изд.– М., 1976.

4. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] / А.С. Макаренко.– М., 1985 – 1986.

5. Острые проблемы воспитания: поиски решения.– М.: Изд. Дом «Нов. учебник», 2003. – 240 с.

6. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] /                            Л.И. Новикова. – М., 1988.

7. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] /                 В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

 

Семинар 4

Функции и основные направления воспитательной










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...