Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И фактор развития личности учащегося




Вопросы семинара:

1. Сущность содержания образования и его компоненты.

2. Теория формирования содержания образования.

3. Стандартизация образования. Государственные образовательные стандарты и проблема их введения в школе.

4. Характеристика базисного учебного плана, учебных программ, учебников и учебных пособий.

5. Стратегия развития вариативного образования в России.

6. Типология и многообразие образовательных учреждений.

7. Инновационные образовательные процессы.

Основные понятия: содержание образования, стандарт, учебный план, программа, инновация.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите свое отношение к процессу стандартизации, заполните таблицу «Стандартизация в образовании: “за” и “против”».

2. Как Вы считаете, почему наряду с индивидуализацией обучения усиливается ее стандартизация? Что это – наследство технократического подхода?

3. Какие авторские школы Вам известны? Дайте характеристику одной из них (по выбору).

4. Назовите принципы отбора содержания образования в различных образовательных парадигмах.

Контрольные вопросы:

1. Что определяет БУП? Каково назначение его частей?

2. Предоставляет ли БУП возможность вариативного образования? Ответ обоснуйте.

3. Каковы дидактические ориентиры конструирования вариативного содержания образования?

4. Что называется инновацией? Каковы существенные признаки инновационного процесса? Что понимается под инновационной деятельностью?

 

Литература:

1. Леднев В.С. Содержание образования [Текст] / В.С. Леднев. – М., 1989.

2. Скаткин М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. – М., 1981.

Семинар 2. Дифференцированное обучение

Вопросы семинара:

1. Смысл, цели, задачи, традиционные пути дифференциации обучения школьников.

2. Виды дифференциации (внутренняя – внешняя, уровневая – профильная).

3. Модели дифференцированного обучения в теории и на практике. Параметры сравнения моделей.

4. Возможности, ограничения, перспективы дифференциации обучения школьников.

Основные вопросы: обучение, дифференциация, модель.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Поясните особенности каждой модели дифференцированного обучения.

2. Преимущества и недостатки дифференцированного обучения.

3. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дифференциации обучения школьников в XXI веке?

Контрольные вопросы:

1. Дифференциация обучения – это его цель или средство?

2. Что означает понятие «дифференциация»?

3. Поясните особенности каждого вида (формы) дифференциации. Какой вид Вы предпочитаете? Почему?

 

Литература:

1. Гильбух, Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике [Текст] / Ю.З. Гильбух // Педагогика. – 1995. – № 3.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М., 1986.

3. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [Текст] / И.Я. Лернер. – М., 1974.

4. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин.– М., 1970.

5. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская – М., 1979.

 

Семинар 3. Методы и средства обучения

Вопросы семинара:

 

1. Понятие о методах обучения, их классификация. Проблема выбора методов обучения.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

3. Основные средства обучения.

Основные понятия: метод, средство, контроль, самоконтроль.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите наиболее распространенные классификации методов обучения. Какой признак лежит в их основе?

2. Объясните одну из групп методов по классификации Ю.К. Бабанского в позиции преподавателя.

3. Сравните эффективность различных методов обучения. Какие критерии Вы считаете главными?

4. Предложите оригинальную форму любого метода стимулирования учебно-познавательной деятельности.

5. Подготовьте защиту одного из средств обучения.

6. Разработайте модель урока, используя методические приемы "учимся вместе".

Контрольные вопросы:

1. Какие условия определяют выбор методов обучения в школе?

2. Какова роль и место активных методов в учебном процессе?

3. Как активные методы обучения стимулируют познавательную активность

учащихся?

4. Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы?

Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения?

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985.

2. Дидактика средней школы [Текст] / под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – Гл. 2.

Семинар 4. Формы организации обучения

Вопросы семинара:

1. Понятие о формах организации обучения в дидактике.

2. Проблема классификации форм обучения. Анализ трехмерной модели систематики форм организации обучения.

3. Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку.

4. Нетрадиционные (активные) формы обучения.

3. Вспомогательные формы организации процесса обучения.

Основные понятия: форма, форма обучения,урок.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какой признак лежит в основании каждой грани модели форм организации В.И. Андреева?

2. Как Вы считаете, отражает ли данная модель все многообразие форм обучения?

3. Почему некоторые формы в дидактике принято называть активными? Какие активные формы Вам известны?

4. Перечислите основные требования к современному уроку.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется термин «форма» в словарях и учебной литературе?

2. Каковы основные признаки классно-урочной системы?

 

Литература:

1. Дайри, Н.Р. Основное усвоить на уроке [Текст] / Н.Р. Дайри. – М., 1987.

2. Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведение учителя [Текст] / А.П. Ершова. – М., Воронеж, 1995.

3. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ [Текст] /                                 Ю.А. Конаржевский. – Псков, 1996.

4. Культура современного урока [Текст] / под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

5. Сухомлинский, В.А. Урок и знания [Текст] / В.А. Сухомлинский // Изб. пед. соч. – Киев, 1980.

6. Яковлев, Н.М., Сохор, А.Н. Методика и техника урока в школе [Текст] Н.М. Яковлев, А.Н. Сохор. – М., 1985.

 

Педагогические технологии

Практическое занятие 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...