Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организационные формы предприятий




Объект экономики

1) предприятие или учреждение производственного или социального назначения;

2) предприятие, учреждение или организация материально-производственного или социально-производственного назначения, расположенное в единой промышленной зоне.

Объект экономики - совокупная стоимость произведенных благ.

Масштабы объекта экономики различны в зависимости от сферы экономики.

· Объект экономики на уровне мировой экономики - мировой продукт.

· Объект экономики на уровне экономики страны - ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний продукт).

· Объект экономики на уровне экономики предприятия - годовой оборот, валовый доход предприятия.

 

4.Организация инструментального хозяйства производственного предприятия.

Организация и управление инструментальным хозяйством

Значение и задачи инструментального хозяйства. Задачами инструментального хозяйства являются:

• определение потребности и планирование обеспечения предприятия оснасткой;

• нормирование расхода оснастки и поддержание на необхо­димом уровне размеров ее запасов;

• комплектное обеспечение рабочих мест оснасткой, органи­зация ее рациональной эксплуатации и восстановления;

• организация собственного производства высокопроизводи­тельной и эффективной оснастки;

• учет и анализ эффективности использования технологичес­кого оснащения.

 

В комплексе технического обслуживания производства на промышленных предприятиях, и особенно предприятиях машиностроения, ведущую роль играет инструментальное хозяйство, так как от качества и прогрессивности инструмента, рациональной организации обеспечения им рабочих мест и размера затрат на инструмент существенно зависят технико-экономические показатели производственной деятельности предприятия. Это связано с тем, что затраты на технологическую оснастку в массовом производстве достигают 25 - 30% стоимости оборудования, в крупносерийном - 10 - 15%, в мелкосерийном и единичном - около 5%. Доля затрат на оснастку в себестоимости достигает соответственно 4, 6, 8 и 15%. Величина оборотных средств, вложенных в инструменты (оснащение), колеблется от 15 до 40% общей суммы оборотных средств завода. Современное высокотехнологичное производство требует высокой оснащенности приспособлениями, пресс-формами, моделями, штампами, режущими, измерительными, вспомогательными инструментами и приборами, объединяемыми в общий комплекс технологической оснастки. На каждом машиностроительном предприятии используется технологическая оснастка десятков и сотен тысяч наименований, и от ее качества и своевременности обеспечения ею рабочих мест зависят результаты производства и деятельности предприятия в целом. Инструментальное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретением, изготовлением, ремонтом и восстановлением технологической оснастки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.

 

5) Организационно-правовые формы предприятий: сущность и особенности.

 

Понятие предприятия, его признаки

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:

 

· предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

· предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

· предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

· предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

· предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

· предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:

· по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

· по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;

· по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;

· по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

· по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

· по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.

· по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).


Организационные формы предприятий

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества:

· полное товарищество;

· товарищество на вере (коммандитное товарищество);

· общество с ограниченной ответственностью,

· общество с дополнительной ответственностью;

· акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

· они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;

· распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;

· участие акционеров в управлении обществом;

· право акционеров на получение дохода (дивиденда);

· дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм предприятий можно схематично представить следующим образом:

Тип фирмы Преимущества Недостатки
Единоличное владение • Простая процедура регистрации • Требуется относительно небольшой первоначальный капитал • Свобода действий собственника-менеджера в управлении • Отсутствует двойное налогообложение дохода • Несложный финансовый учет • Ограниченные возможности привлечения капитала как базы развития бизнеса • Необходимость выполнения всех управленческих функций самому собственнику • Неограниченная имущественная ответственность • Ограничения в привлечении наемного персонала
Партнерство (совместное владение и ведение дела) • Простая процедура регистрации • Требуется относительно небольшой первоначальный капитал • Возможна специализация в управлении • Ограниченные возможности привлечения капитала как базы развития бизнеса • Возможна несогласованность интересов участников и несогласованность в принятии решения • Неограниченная имущественная ответственность полных участников
Хозяйственные общества • Широкие возможности мобилизации капитала и других ресурсов • Ограниченная имущественная ответственность • Специализация управленческих функций • Сложность процедуры создания и регистрации • Требуется полноценный бухгалтерский и управленческий учет • Двойное налогообложение доходов собственников • Разделение функций собственности и контроля создает возможность злоупотреблений со стороны управляющих

 

 

6) Концентрация и монополизация производства. Преимущества и недостатки крупных предприятий.

 

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятииможет развиваться на основе различных форм:

· увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),

· увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

· развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);

· развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятииможет быть достигнута путем:

· увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

· применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

· одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,

· развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднесписочная численность работающих. Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции.

Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.

Монополизм в экономике может достигаться естественным путем, когда в результате конкурентной борьбы выявляются наиболее мощные, экономически эффективные и рентабельные предпринимательские фирмы, которые постепенно начинают оказывать давление на иные хозяйствующие субъекты и общество, а по мере дальнейшего развертывания конкуренции усиливают такое давление. Монополизм в экономике может достигаться и искусственным путем, когда органы власти и управления наделяют какого-либо или каких-либо хозяйствующих субъектов исключительным правом на производство и реализацию товаров.

Сущность монополии должна объединить функционально-властный и экономический аспекты. Характерные черты монополии:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака вытекает, что продавец монополии уникален, не существует хороших и близких заменителей. Покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное .значение для рекламы. Монополисту часто нет нужды использовать широко рекламу.

3. «Диктующий цену». В условиях монополизированного производства производитель диктует цену, он имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от барьеров для вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими, и они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.;







Виды монополий

· Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...