Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Организационная структура деятельности службыСтр 1 из 14Следующая ⇒
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0 В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Приводится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста психологической службы и в координации его работы с деятельностью других сотрудников ДОУ. Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекомендации по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы. Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7 © Айрис-пресс, 2005 Введение В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых — позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повышения психолого-педагогической компетенции педагогов-психологов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога. Данное пособие позволит лучше узнать: • права и обязанности практического психолога, направления его деятельности; • модель психологической службы в ДОУ, отражающую схему этапов работы практического психолога; • уровни и факторы социально-психологической адаптированности детей с проблемами в развитии; • методы и методики диагностики стрессового состояния и путей выхода из него; • стили семейного воспитания, формы и этапы работы педагога- психолога с родителями «проблемных» детей; • психотерапевтические приемы и методы при работе с персоналом ДОУ и родителями дошкольников. Разнообразный практический материал пособия позволит научиться: • анализировать литературу; • проводить психолого-педагогическое изучение детей, фиксировать, анализировать и обобщать данные, полученные в результате обследования детей; давать психологическое заключение и методические рекомендации родителям и педагогам по работе с «проблемным» ребенком; • создавать условия для гармонизации психологического климата в группе детского сада, осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации ребенка, исправление отклонений в поведении дошкольников; • составлять подробные конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков эффективной коммуникации, повышению самооценки и уверенности в себе, коррекции психических процессов; • подбирать и изготавливать дидактический, игровой и наглядный материал для занятий; • анализировать индивидуальные и подгрупповые занятия; • проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ Психологическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности: • Конституцией РФ; • Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об образовании»); • Декларацией прав и свобод человека; • Конвенцией о правах ребенка; • Современной Концепцией дошкольного воспитания (1989); • Концепцией специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989); • Концепцией непрерывного дошкольного и начального образования (2001). Правовой и организационно-методической основой формирования психологической службы в детском саду выступают: • Положение о службе практической психологии в системе • Проект Концепции психологической службы образования • Проект концепции службы специальной психологии в системе образования (1998). Согласно данным документам, под психологической службой «понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов государственных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений в системе образования РФ, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса». В Положении о службе практической психологии определяются: • цели и задачи службы (пункт II); • структура (пункт III); • основные направления (пункт IV) и виды деятельности (пункт V) службы; • особенности организации деятельности (пункт VI); • права и обязанности специалиста службы (пункт VII). • Остановимся на данном документе подробнее. Положение о службе практической психологии в системе образования Российской федерации (примерное) I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и порядок управления службой практической психологии (далее — Служба) в системе образования Российской федерации и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и 2. Под Службой понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов государственных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом системы общего образования, создающим условия для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса. 3. Служба оказывает содействие ... на всех этапах непрерывного образования. 4. В своей деятельности Служба руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его основе уставами и положениями соответствующих структурных элементов Службы. II. Цели и задачи службы 5. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 6. В своей деятельности Служба исходит из необходимости постановки как образовательных, так и социальных целей системы образования... 7. Целью Службы является содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса. 8. К основным задачам Службы относятся:
• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей... на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию; • содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; • профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей...; • психологическая экспертиза профессиональной деятельности • подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования; • содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки; • научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования. III. Организационная структура деятельности службы 9. В деятельности Службы выделяются три вида практической психологической помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. 10.Первичная помощь в образовательных учреждениях различных типов и видов осуществляется педагогом-психологом или группой специалистов с его участием. 11. Квалифицированная помощь оказывается в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрах), на районном или городском (муниципальном) уровне... 12.Специализированная помощь осуществляется сетью профи |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |