Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) —




наиболее распространенная форма индивидуального сопро­вождения развития ребенка, закрепленная нормативно (при­ложение 2). Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ.

2. Служба сопровожденияв структуре типового штатного рас­писания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополни­тельных материальных средств и заключается в перерас­пределении обязанностей с учетом целей и задач создавае­мой службы.

3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на осно­ве индивидуального штатного расписания (ППМС центр).
Вводится распоряжением главы администрации по согла­сованию с органами управления образованием.

Независимо от организационной формы (консилиум, служ­ба, Центр) основные направления работы службы психологи­ческого сопровождения являются следующие:

• организация и проведение медико-психолого-педагогиче­ских консилиумов;

• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определе­ние образовательных программ и планирование времени, необходимого для усвоения их разделов, с учетом актуаль­ных возможностей детей);

• разработка, уточнение (в процессе динамического обследо­вания) и реализация схем и программ комплексного пси­хологического сопровождения;

• гигиеническое нормирование нагрузок и организация «ох­ранительного режима» для ЦНС детей в условиях воспита­ния и обучения в ДОУ;

• обеспечение преемственности и последовательности рабо­ты с ребенком всех специалистов ДОУ и родителей.

Направления работы педагога-психолога в ДОУ разных видов в целом сходны, хотя отличия заключаются в изменении иерархии целей и задач работы специалиста психологической службы.

Специфический контингент детей, имеющих как психонев­рологические, так и соматические проблемы при недостаточно­сти способности к взаимодействию со взрослыми и сверстника­ми, требует акцента на некоторых значимых факторах:

• необходимости максимально тщательных усилий специа­листов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нару­шением развития), от проблем педагогической запущенно­сти, социальной депривации и дезадаптации);

• дополнительных усилий по адаптации детей в непривыч­ных условиях;

• четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекоменда­ций врачей и психологов;

• кропотливой работы врачей, зачастую с привлечением вы­сококвалифицированных специалистов извне и организа­цией дорогостоящих исследований;

необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности. Проиллюстрируем это на примере документа.

Проект концепции службы специальной психологии в системе образования


Специальная психология как составная часть психологической службы России

Распространенность нарушений физического и психического раз­вития детей, по имеющимся данным, составляет не менее 9-11% от всего детского населения. Усложнение этого контингента и его не­полный охват существующей системой психолого-педагогической поддержки, особенно в раннем возрасте, когда психолого-педагогиче­ская поддержка является важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обусловливает острую необхо­димость создания службы специальной психологии.

Будучи исторически связанной с дефектологией, а именно, высту­пая в качестве ее методической основы, в настоящее время специаль­ная психология расширяет области своего применения и выходит за традиционные рамки дефектологии. Связано это с тем, что увеличива­ется количество детей, которых нельзя отнести ни к одному из тради­ционно выделяемых видов психологического дизонтогенеза, но кото­рые ... испытывают выраженные трудности в адекватной самореали­зации, интеграции.... В мировой практике также отмечается тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном пси­хологическом сопровождении...

Учитывая современные тенденции состояния здоровья детей и уже имеющиеся компоненты психологической службы страны в це­лом, службу специальной психологии целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, направленной на решение задач, находящихся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты.

Цели и задачи службы специальной психологии

  Вышеизложенное позволяет определить специальную психоло­гию как психологию особых состояний, возникающих преимущественно

в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобра­зии психосоциального развития ребенка и затрудняющих его соци­ально-психологическую адаптацию, включение в образовательное про­странство и дальнейшее психологическое самоопределение.

Объектом социальной психологии являются дети... с различны­ми отклонениями в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии..., нуждающиеся в специальном психологическом сопровождении...










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...