Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные средства обучения и их назначение




Учебно-методический комплекс –основноесредство обучения, включающее набор компонентов: книгу для учащихся, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудио и видео материалы.

Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения ТСО. Эта идея как раз и реализуется в комплексе обязательных компонентов УМК. Исключение даже одного из них ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения. Например, в УМК обязательно входит звуковое пособие для использования в классе и дома. Исключение пособия из работы учащихся отрицательно скажется на овладении языком. Использование звукозаписи обеспечивает учащимся возможность лучше овладеть произносительной стороной английского языка, техникой чтения и аудированием.

Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум средств, который необходим для осуществления процесса обучения на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». Рассмотрим каждое из основных средств, входящих в УМК.

Программа –документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. Учителю следует внимательно изучить введение, поскольку именно в нем определяется основное направление в обучении иностранному языку: далее формулируются цели и конкретные задачи по формированию основных видов речевой деятельности, даются общие методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, указывается также содержание обучения. Таким образом, назначение программы заключается в том, чтобы создать методическую ориентацию учителя в обучении этому предмету в школе [1].

Книга для учителя –второе важное средство обучения. Именно книга для учителя раскрывает суть работы по УМК в целом: где, когда, какой из компонентов, для решения какой конкретной задачи подключается в той или иной точке учебно-воспитательного процесса.

Приступая к работе в данном классе, учитель обязан не только прочитать вводную часть, но внимательно изучить и усвоить основные положения, на которых он будет строить обучение в классе. Это значит, что он, в первую очередь, выясняет принципы, на которых построен УМК для данного года обучения, соотносит их с общими методическими рекомендациями программы, уточняет цели и задачи, как они сформулированы в УМК, и также соотносит с требованиями программы по каждому виду речевой деятельности. Далее учитель выясняет состав УМК для данного класса и проверяет, все ли у него есть в наличии. Затем учителю следует просмотреть содержание всей книги и внимательно изучить планирование. Что касается распределения материала по урокам, то желательно, чтобы учитель его придерживался и без необходимости не нарушал.

Учебник– основное средство для обучения учащихся английскому языку. Он содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности. Поскольку учебник – основное средство в руках ученика и он с ним работает и в классе, и дома, то ему необходимо знать уже с первого урока, как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается учителю на первом уроке так называемое «путешествие по учебнику».

Книга для чтения - находится в распоряжении учащегося и помогает в овладении чтением на английском языке. Для формирования этого сложного умения домашнее чтение является обязательным. Чтение дополнительных текстов на различную тематику дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели. Назначение книги для чтения чрезвычайно велико: она формирует интерес к чтению на иностранном языке; на ней идет обучение приемам работы над иноязычным текстом; при этом должны максимально использоваться те умения, которыми дети овладели уже на родном языке.

Звукозапись.При обучении английскому языку на любом этапе звукозапись играет очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке и является образцом для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

Практика показывает, что это важное средство иногда недооценивается учителями. Они просто его не используют, ограничиваются воспроизведением материала только со своего голоса, «жалея тратить время» на подключения магнитофона. Другие пользуются звукозаписью формально: дети прослушивают запись, но вся работа ведется с голоса учителя, в том числе и повторная имитация. Третьи понимают всю важность звукозаписи и с первых же дней, даже иногда и во внеурочное время, приучают детей правильно работать с кассетой в школе и дома, обязательно контролируют домашние звуковые задания и тем самым с первых шагов открывают детям возможность самостоятельно работать с этим пособием. Труд таких учителей в скором времени награждается, во-первых, правильным произношением учащихся, чтением в слух и аудированием и, во-вторых, что не менее важно, воспитанием у учащихся интереса к этому средству получения знаний и актуализации имеющихся навыков и умений для самостоятельного их расширения.

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся дома позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку. Рабочая тетрадь формирует у школьников самоконтроль, самокоррекцию и самооценку [6].

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического обеспечения, от его соответствия современным требованиям личности, общества, государства. В условиях вариативности, многообразия подходов, концепций, теорий возникает проблема оценки качества и эффективности УМК по иностранным языкам, которые должны отвечать единым требованиям к их разработке и использованию на практике. Так, Н.А. Горлова выделяет три группы требований, которым должны отвечать современные УМК.

Первая группа. Требования к отбору и систематизации содержания УМК.

Содержание УМК должно:

- соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, отражать основные направления современной российской языковой образовательной политики;

- отражать социокультурную специфику ИЯ, представленную в контексте культурно-исторической парадигмы отечественного образования;

- включать не менее трех аспектов: чему, как, для чего обучать и воспитывать?

- соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их интересам и потребностям; а также типу, виду, профилю ОУ;

- ориентироваться на развитие всех сторон личности и межличностных отношений обучающихся соответствующего возраста;

- отражать менталитет и образ жизни сверстников обучающихся;

- ориентироваться на реализацию практической цели в двух направлениях: развитие общения на ИЯ (живой разговорный язык) и развитие связной монологической речи в устной и письменной формах (нормативный литературный язык);

- задавать ориентиры развития (физического, психологического, социального) обучающихся и векторы формирования их языковой, речевой и коммуникативной компетенций;

- ориентироваться на образ «человека-деятеля», готового к самостоятельному выбору, ответственному решению, творческому созиданию;

- включать нормативное содержание (минимум) и дополнительное (максимум), количество единиц которого соответствует реальному времени его усвоения.

Вторая группа. Требования к методической организации содержания обучения.

При методической организации содержания обучения необходимо учитывать ведущие и значимые виды деятельности учащегося, которые реализуются в совместной деятельности и общении.

В УМК должны быть четко определены:

- темы уроков, отражающие соответствующий уровень языковых обобщений учащихся определенного возраста;

- цели обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, практическая) и количественные и качественные показатели реализации этих целей.

Тематическое содержание должно быть организовано по ситуативно-тематическому принципу.

Должно быть определено процентное соотношение языковых, речевых, коммуникативных и иных единиц усвоения соответственно каждому возрасту обучающихся.

Должно быть четко определено функциональное назначение всех единиц усвоения и прописаны дополнительные варианты их использования.

Должна быть представлена типология упражнений и заданий на развитие языковых, речевых и коммуникативных умений и навыков (первичных и вторичных).

Методическая организация программного содержания должна отражать две стороны образовательного процесса: модель обучения (деятельность учителя) и технологию развития обучающегося средствами иностранного языка.

В УМК должен быть представлен методический инструментарий для учителя (инструкции и рекомендации) и для учащегося (памятки).

Третья группа. Требования к уровню достижений обучающихся.

В книге для учителя и в учебнике должна быть представлена шкала достижений обучающихся, дифференцированная по группам в зависимости от уровня личностного развития и степени усвоения программы. При разработке шкалы достижений необходимо помнить, что все ученики – успевающие, у каждого индивидуальный темп развития и усвоения содержания.

Показатели развития учащихся на уроке ИЯ должны определяться по следующим линиям: физическое здоровье, психическое здоровеет, социальное благополучие.

Степень усвоения программы должна быть представлена в шкале достижений в контексте приобретения языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Показатели личностного развития и степень усвоения программы позволят определить уровень достижений обучающихся.

Степень овладения программным содержанием должна быть зафиксирована в конце каждого урока и каждой темы формулировками «Ты должен знать, уметь, владеть…» (минимальный уровень требований) и «Ты можешь узнать, овладеть…» (максимальный уровень требований). В УМК должна быть предложена анкета для учителя, ученика и родителей, которая позволит определить их отношение к УМК и процессу обучения ИЯ [2].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...