Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип личностно ориентированной направленности обучения как синтез принципа воспитывающего и развивающего обучения, а также индивидуализации обучения.




Сегодня выпускник школы должен уметь осуществлять различные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, творческую; уметь пользоваться новыми информационными технологиями; быть готовым к межличностному и межкультурному общению; уметь избегать и преодолевать конфликты. Все это возможно при личностно ориентированном подходе, основной ценностью которого является свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы иноязычного образования (цели, содержание, методы, приемы, средства) и на процесс обучения иностранным языкам в целом (личностно ориентированное взаимодействие учителя и учащегося). Так, например, при отборе содержания обучения в большей мере учитываются личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Отбор материала предполагает индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к выражению собственного мнения, оценки.

Сам же предмет «Иностранный язык» обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, а поэтому может вносить свой вклад в развитие личности учащегося. Воспитательный аспект состоит в осуществлении нравственного и эстетического воспитания учащихся. Образовательный аспект – расширение филологического кругозора и приобщение к иноязычной культуре. Развивающий аспект – развитие общеучебных умений, а также интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер личности учащегося.

Таким образом, содержание принципа личностно ориентированной направленности это учет индивидуальных особенностей и способностей, эмоций и настроений, личностного опыта, интересов и потребностей каждого учащегося, а также развитие всех этих личностных параметров [1,4,5].

Принцип сознательности.

Принцип сознательности реализуется в целенаправленном восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их творческой переработке и применении в ходе выполнения речевых действий. Осмысление должно обеспечиваться:

 через ситуативную обусловленность предлагаемого для усвоения материала; через контекст и другие языковые средства (синонимы, антонимы, дефиниции, словообразовательные элементы); через наглядность, позволяющую соотносить слышимое с видимым; через выделение характерных признаков в усваиваемом материале.

Сознательность учащихся в обучении должна проявляться:

- в понимании изучаемого материала, т.е. в умении логически связывать последующее с предыдущим, выделять главное и второстепенное, существенное и несущественное в воспринимаемой на слух или при чтении информации;

- в умении пользоваться приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в решении возникающих коммуникативных задач;

- в овладении учащимися приемами самостоятельной работы по иностранному языку, а также в формировании самоконтроля и самокоррекции при изучении иностранного языка [1,4,5].

Принцип деятельностного характера обучения как отражение принципа активности в обучении.

Достижение сознательности учащихся неразрывно связано с их активностью и самостоятельностью. Обучение ИЯ нацеленное на формирование у учащихся способности к коммуникативной и межкультурной коммуникации должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней умственной активности ученика.

Овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый ученик является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения этому предмету. Активность – основная характеристика процесса познания, основными источниками которой являются мотивация, желание, интерес. В изучении ИЯ различают интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность.

Интеллектуальная активность напрямую связана с мыслительными операциями учащихся, такими как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение. Эмоциональная активность проявляется через положительные и отрицательные эмоциональные переживания, которые возникают в ходе выполняемой учениками деятельности. Речевая активность определяется интеллектуальной и эмоциональной активностью, а также потребностью использовать полученные иноязычные знания на практике: потребность прочитать, прослушать, понять, сказать, написать что-либо на иностранном языке.

Чтобы изучить иностранный язык ученику необходимо рационально использовать отводимое на уроке время, а дома самостоятельно тренироваться и совершенствоваться в том, чему научился в классе. Использование нижеперечисленных организационных режимов работы позволяет вовлекать всех учащихся в активную иноязычную деятельность: работа хором, работа классом, работа маленькими группами, работа в парах, индивидуальная работа [1,4].

Принцип автономности или самостоятельности учащихся.

Личностно ориентированный подход предполагает иную степень свободы, которую получает учащийся в выборе содержания, стратегий, средств обучения и учения. Другими словами, речь идет о способности школьника принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса изучения иностранного языка. Сегодня эту способность называют способностью к автономному учению, т.е. самостоятельному изучению иностранного языка. Автономное учение заключается в следующем: ученики участвуют в определении целей и задач учения; в отборе тем для изучения; в планировании уроков (сюжетные ходы, ситуации, виды взаимодействия с другими учащимися); влияют на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним; при необходимости запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее самостоятельно из различных источников; высказывают свое отношение к выполняемым видам деятельности и упражнениям; организуют внеклассные мероприятия на изучаемом языке.

Важным фактором успешности усвоения ИЯ является автономность ученика как в конкретной учебной ситуации, так и в ходе всего процесса обучения. Автономность связана с формированием у школьника готовности и привычки самостоятельно работать над языком и с языком, осознанно оценивать свой речевой опыт, в случае необходимости его корректировать, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за них [1,4].

Принцип наглядности.

Наглядность – специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении и использовании. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом – служит опорой в понимании воспринимаемого на слух материала, в третьем – создает условия для практического применения усваиваемого материала. С помощью различных средств наглядности создаются естественные условия для проявления коммуникативной функции языка. Зрительная и слуховая виды наглядности широко используются при формировании навыков и развитии умений [4].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...