Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какого числа СССР прекратил свое существование?




а) 28 августа 1991 г., б) 18 сентября, в) 25 декабря.

В каком году Б.Н. Ельцин был избран президентом?

а) 12 июня 1990 г. б) 12 июня 1991 г.

 

Раздел  VIII.

 

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

 

Основным содержанием начавшегося в 1991 г. периода русской истории является движение в сторону европейской модели общественного устройства, в основе которой лежат рыночная экономика и демократия. Однако еще в 20-е – начале 30 -х гг. были раз-рушены основы гражданского общества , которое является единственной основой такой экономики и демократии. В результате в 90-е гг., в условиях резкого сокращения влияния государства на жизнь общества и отсутствия у этого общества опыта самоуправления, итоги реформ оказались не теми, какие ожидались.

 

 

Геополитические изменения

В результате распада СССР Россия сократилась на 5,3 млн. кв. км. На сегодняшний день площадь страны составляет 17,1 млн. кв. км. Произошло ее смещение на северо-восток. В доиндустриальную эпоху это означало бы национальную катастрофу и пере-черкивало будущее страны. Однако утрата земель на юге и западе ставит под вопрос только развитие сельского хозяйства и не мешает развитию наукоемких отраслей.

Население России – 147 млн. чел.

 

Разрыв экономических связей явился одной из основных причин катастрофиче-ского падения уровня жизни и экономического кризиса.

 

1. В социальной сфере кризис выразился в следующем:

− реструктуризация экономики повлекла за собой спад производства и рост безра-ботицы,

 

− массовым явлением стали многомесячные задержки зарплаты, выплат пенсий и пособий,

− следствием этого стали забастовки горняков, учителей и других групп граждан, − быстрые реформы сопровождались ломкой привычного уклада жизни.

3. Десятки миллионов русских оказались за пределами России, где фактически были брошены на произвол судьбы. Нигде из бывших союзных республик отношение к русским не было доброжелательным.

 

4. К концу 90-х г. внешний долг составил чуть ли ни 90% валового внутреннего продукта.

 

Но на вопрос ,что означает развал СССР в перспективном плане, нет однозначного ответа.

 

С одной стороны, в Европе происходит консолидация национальных государст-венных структур и экономики. В 90-е гг. фактически создана конфедерация европейских стран с единой валютой и границами. И развал СССР, провал планов экономической ин-теграции СНГ означает отход от общеевропейского развития.

 

С другой стороны, от России отошли отсталые в социально–экономическом плане регионы (Средняя Азия, Закавказье, Молдавия) Даже теоретически невозможно просчи-тать, когда в будущем будут решены социально-экономические проблемы этих регионов

 

и сколько для этого понадобиться средств. При сохранении СССР эти проблемы реша-лись бы за счет русского народа. Развал же Советского Союза позволяет сконцентриро-вать имеющиеся в России ресурсы на решении собственных социальные задач.

 

Государственная система

 

Центральные органы власти.Новейшая история российского государства делит-ся на два периода:

 

− 1991–1993 гг., когда параллельно существовали Советы и институт президентства, − с октября 1993 г. и по сей день.

Основным содержанием первого периода стал конфликт Верховного совета и Пре-

зидента.

 

Начиная с 1988 г., политическая жизнь страны проходила под лозунгом перехода власти от КПСС к Советам. Для этого был возрожден институт съездов народных депута-тов. В 1990 г. был создан институт президентства. И депутаты , и президент были едины во мнении относительно будущего страны. К этому времени наиболее высокий уровень жизни был достигнут в странах Западной Европы и США. Поэтому вполне логично, что за образец были взяты те экономические и политические механизмы, которые функцио-нировали в этих странах. Казалось, что уменьшение роли государства в экономической сфере , передача предприятий в руки частных предпринимателей, предоставление ши-роких возможностей для иностранных инвесторов позволит автоматически решить все проблемы. Между тем, степень применимости чужого исторического опыта к нашей стране просчитана не была. Все исходили не из возможностей существующего российско-го общества, а из предполагаемых ориентиров, которые должны быть созданы.

Осенью 1991 г. правительство разработало план «шоковой терапии». Путем либе-рализации цен, приватизации и финансовой стабилизации планировалось относительно быстро создать значительный слой собственников, повысить экономическую активность

 

и уровень жизни населения. По расчетам реформаторов, трудности переходного периода должны были растянуться не более чем на год.

 

Решиться на «шоковую терапию» Б.Н, Ельцин мог лишь при массовой поддержке народа. Для этого, помимо должности Президента РСФСР, Б.Н. Ельцин сначала взял на себя функции Председателя Правительства, а в ноябре попросил у V Съезда народных депутатов чрезвычайные полномочия и получил их.

 

Второго января 1992 г. началась либерализация цен. Но социальные результаты реформы оказались столь катастрофичными, что уже 14 января Председатель Верховного совета РСФСР Р. Хасбулатов выступил с требованием отставки правительства. Аналогич-ную позицию занял вице-президент А. Руцкой. Весной 1992 г. Верховный совет Россий-ской Федерации потребовал отказа от политики «шоковой терапии» и сохранения систе-мы социальной защиты.

 

Социально-экономические трудности во многом являлись порождением советской экономики: подавляющее число заводов выпускало либо военную, либо неконкуренто-способную гражданскую продукцию. В условиях рынка эти предприятия не могли обес-печить своих работников зарплатой. Но и закрыть эти предприятия не представлялось возможным, потому что в них были заняты десятки миллионов людей. Между тем ин-фляция начала галопировать и даже выплаченной зарплаты (за ненужную продукцию)

История российского государства и права

 

уже не хватало , и требовалось ее постоянно повышать. Поэтому с мая правительству пришлось идти на уступки: сначала директорам выделили финансы на пополнение обо-ротных средств, затем был произведен всеобщий зачет долгов. А в результате экономиче-ское положение в стране еще более ухудшилось.

Осенью 1992 г. между Президентом и представителем Съезда – Верховным советом началось открытое противостояние по вопросу методов и темпов реформирования стра-ны. Для того чтобы осудить политику Б .Н. Ельцина, Совет в марте специально собрал VIII и IX съезды народных депутатов. IX съезд принял решение о проведении общерос-сийского референдума о доверии Б.Н. Ельцину, проводимой им политике, досрочном проведении выборов президента и народных депутатов . Состоявшийся в апреле рефе-рендум показал, что население доверяет Б.Н. Ельцину, в то же время не желает проведе-ния досрочных перевыборов народных депутатов.

 

Возник политический кризис. Его истоки заключались, во-первых, в новизне цен-тральных органов власти. Их полномочия должным образом разграничены не были. Ме-жду тем, Верховный совет и Б.Н. Ельцин по -разному смотрели на темпы и направления развития реформ. Во-вторых, политический кризис 1992–1993 гг. был прямым следствием советского тоталитаризма: политическая элита не имела опыта компромисса, никто не умел и не стремился понять оппонента.

 

Поводом к кровавому разрешению этого кризиса стало принятие новой Конституции.

 

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституци-онной реформе Российской Федерации». В соответствии с ним признавалось необходи-мым прекратить работу Съезда народных депутатов и создать вместо него постоянно действующий законодательный орган – Государственную думу.

В свою очередь, избранный съездом Верховный совет РФ прекратил полномочия Б.Н. Ельцина, назначив на его место А. Руцкого. В ответ Б.Н. Ельцин приказал милиции и войскам блокировать здание Верховного совета. 3 октября произошли столкновения сто-ронников съезда с милицией и войсками. Противостояния Верховного совета и Прези-дента завершилось 4 октября вооруженным захватом Совета и арестом депутатов.

По официальным сведениям, в ходе столкновения погибло около 150 человек. Субъекты Федерации.К началу90-х гг.субъекты Российской Федерации находи-

 

лись и на разных уровнях исторического развития, например, Москва и Санкт-Петербург – на постиндустриальном уровне, Екатеринбург и Нижний Новгород – на индустриальном, а Бурят-Агинский Автономный округ, Тува, Чечня – на доиндустриальном. И у каждого были свои проблемы, не понятные другим субъектам. В условиях резкого и значительного увели-чения прав субъектов Федерации это стало одной из причин развала государства.

Вторая причина заключалась в появлении еще летом 1991 г. в субъектах РСФСР – Ма-рийской, Мордовкой, Чувашской, Якутской – должностей президентов. Для Б.Н. Ельцина тогда было важно развалить коммунистическую власть, и он призвал регионы взять «столько власти, сколько они смогут». В результате начался глубокий политический кризис:

− уже в сентябре 1991 г. республика Саха (Якутия) провозгласила свой суверенитет. Через год это сделал Татарстан,

 

− Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия подняли свой государст-венно-правовой статус с автономных областей до уровня автономных республик,

 

− к лету 1992 г. десятки субъектов Федерации – Башкирия, Удмуртия, Новосибир-ская, Самарская, Тюменская области и др. – поставили себя вне рамок единой финансо-вой системы: они прекратили отчисление налогов в общегосударственный бюджет, сами устанавливали цены на товары, производимые на их территории1;

 

− осенью 1992 г. «Конфедерация народов Кавказа» выступила с призывом к превра-щению Российской Федерации в конфедерацию самостоятельных государств;

 

− в Северо-Осетинской и Ингушской республиках начались столкновения на на-циональной почве, в результате чего в марте 1993 г. там пришлось в ввести военное положение.

 

В течение 1992 г. правительству удалось договориться национальными регионами. Между тем, ущемленными оказались большинство исконно русских областей. Реакцией на эту ситуацию стало объявление Волгоградской, Свердловской, Читинской и рядом других областей независимыми республиками. В январе 1993 г. Нижегородский областной совет также заявил о возможности объявления области самостоятельным государством.

Фактически начался распад страны. Крайней формой противостояния местных органов власти и центра стала война в Чечне.

 

Кризис во взаимоотношении местных органов власти и правительства удалось преодолеть лишь во второй половине 90-х г. путем заключения договоров и соглашений между федеральными органами власти и субъектами Федерации.

Авторитаризм.1989–1991г.общество переживало период иллюзий и надежд набыстрое создание светлого и справедливого, честного и открытого строя. Создателем это-го строя должны были стать съезд народных депутатов, Верховный совет РСФСР, и, пре-жде всего, Б.Н. Ельцин.

Однако уже через несколько месяцев после августовского путча 1991 г. за демокра-тическим фасадом неожиданно для всех стала формироваться система, мало чем отли-чающаяся от системы сталинских времен. На месте бывшего аппарата ЦК КПСС возник-ла Администрация президента. Новый президент обескураживающе быстро перешел на позиции авторитаризма. В 1992–1993 гг. возник государственный механизм, против кото-рого и была начата перестройка в 1987 г.

 

Определенный отказ от демократических методов был неизбежен.

Новое руководство страны во главе в Б.Н. Ельциным во многом само невольно спровоцировало будущие социальные беды и экономический кризис. Запретив КПСС, оно тем самым невольно разрушило механизм управления страной. Иного же механизма не существовало. В этих условиях Б.Н. Ельцин попытался преодолеть кризис управления авторитарными, внеэкономическими мерами.

У этой системы управления были и исторические предпосылки. Фактически в пред-шествующий период советское партийно-государственное руководство страны только этими методами и пользовалось. Основы демократического управления страной отсутствовали. По-этому после вооруженного разгона Верховного совета в октябре 1993 г. остановить Б.Н. Ель-цина было уже не кому. В результате кризис дошел до своей низшей точки.

В 1999 г. в России произошла смена политических элит. В отличие от Б.Н. Ельцина, для которого главной политической целью являлся демонтаж коммунистической, тота-литарной системы, для В.В. Путина основной задачей стало восстановление российской государственности. Он стремился найти баланс интересов отдельных граждан, слоев и общества в целом. И, в определенной степени, это ему удалось.

 

Судебная система.В настоящее время деятельность этой системы определяетсяфедеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федера-ции» от 28 апреля 1995 г., федеральным конституционным законом «О судной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., а также уточняющими их последующими законами1.

 


1 Например, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Феде-рации» от 28 апреля 1995 г., Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. И др.

 

Наиболее значительным шагом на пути реформирования судебной системы явля-ется учреждение органа конституционного надзора, возрождение института суда при-сяжных, существенное укрепление статуса судей, а также установление подлинной неза-висимости судебной власти.

 

Прокуратура.В условиях усложнения социальных отношений,развития рыноч-ной экономики, курса на реальное разделение власти на законодательную, исполнитель-ную и судебную ветви, роль прокуратуры многократно возрастает. К сожалению, проку-ратура в 90-е гг . оказалась не столько надзорным органом , сколько органом уголовного преследования. Это произошло , прежде всего , потому, что в ходе революций , когда ста-рое законодательство уходит, а новое только создается, прокуратуре трудно выполнять свои надзорные функции. Не случайно в действующей Конституции роль прокуратуры как специфического правоохранительного государственного органа должным образом не отражена. И даже закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.) прин-ципиально не изменил соотношений функций прокуратуры.

Армия.С точки зрения политических пристрастий,право на существование могутиметь все, порой самые противоположные точки зрения. Например, неопровержимым фактом является сокращение производства военной техники, значительное ухудшение материального содержания офицерского корпуса, снижение с 1991 г. по 1998 г. боеспо-собность вооруженных сил в 6 раз1. И это в то время, когда западные армии качественно улучшили свои боевые возможности. Эти возможности многократно превышают потреб-ности обороны, и в условиях прекращения «холодной войны» могут означать подготовку

 

к будущей войне. С точки зрения сторонников бывшего Союза всё это расценивается как национальная катастрофа.

 

Но наука отличается от политики тем, что ее выводы базируются на анализе боль-шего числа фактов и процессов, поэтому ее выводы глубже и неожиданнее. Что касается качественного улучшения боеспособности западных армий, то на сегодняшний день оно зависит не столько от стремления достичь превосходства в военно-политической сфере, сколько объясняется спецификой развития западной экономики. Законы рынка предопре-деляют постоянное развитие, появление все новых и новых видов продукции. Составной частью экономики являются национальные военно-промышленные комплексы, которые обеспечивают поступление в вооруженные силы все более совершенной техники.

 

Что касается источников развития советских вооруженных сил, то главным из них являлись социальные статьи бюджета. И значительное сокращение объемов финансиро-вания Министерства обороны и военно-промышленного корпуса в 90-е гг. в условиях разрядки международной напряженности, изменение приоритетов для власти можно только приветствовать.

 

Научный анализ положения вооруженных сил должен начинаться с определения характера военной угрозы. Традиционная военная угроза для России в виде прямой аг-рессии в обозримом будущем маловероятна, поскольку постиндустриальный характер развития экономики наиболее сильных в военном отношении стран исключает войны как источник дохода. Советская же армия была рассчитана на противостояние именно с этими странами. В этих условиях военная доктрина становится оборонительной.

В то же время, в обозримом будущем угроза безопасности страны остается. Она предопределяется невысокой численностью населения России, в сравнении с другими странами, и самой большой в мире территорией. На сегодняшний день это проявляется в виде международного и внутреннего терроризма, преодолеть который могут не армии, а спецслужбы.

 

Изменение характера обеспечения безопасности заставило руководство страны принципиально пересмотреть численность, структуру, систему управления войсками, систему подготовки командного состава. Часть проблем решена. Многое предстоит еще сделать.

 


Общество

 

Политически активные слои поколения, сформировавшегося до 1917 г., были пе-ребиты в ходе революции и гражданской войны. В 20-е гг. в определенной мере верну-лась экономическая свобода. Но идеология была только большевистской, да и числен-ность нэпманов не стала значительной. Так, что дореволюционные традиции и мировоз-зрение постепенно уходили в прошлое. В 30-е гг. в стране выросло уже новое поколение, со своими идеалами, ценностями и образом жизни. Оно выступало как пассивный объект для сталинистов и последующего поколения тоталитарных вождей.

 

Целью же реформаторов конца XX в. являлось превращение общества в субъект власти. Ради этого правительство во главе с Б.Н. Ельциным передало ему максимальный объем власти. Казалось, что освободившееся от тоталитарной власти общество автомати-чески решит все свои проблемы. Однако результат этой свободы оказался совершенно неожиданным.

 

В первой половине 90-х гг. страну поразила массовая преступность. Ее правовые возможность появились с началом перестройки, когда были сняты ограничения на раз-меры индивидуального имущества. Оперативный учет данных об организованной пре-ступности начался в 1989 г. Тогда в стране было выявлено 489 групп. В 1995 г. их оказалось уже 8222. Рост в 17 раз. Среди них коррумпированных групп сначала было всего лишь 6,

 

а в 1995 г. – 10341. Рост более чем в 170 раз.

Психологической причиной роста массовой преступности является культура насе-ления, терпимая к преступникам и преступности. Эта терпимость уходит корнями в со-ветский строй, где власть монополизировала все средства производства, в результате чего населению не хватало вещей, средств существования, денег. В этих условиях теневая эко-номика, в определенной степени, компенсировала то, что должна была создавать власть.

С развалом СССР и ошибочным отказом от созданных в предшествующие десятилетия нравственных норм психологическая ситуация в стране еще более ухудшилась. В резуль-тате чего в рядах организованной преступности оказались люди из всех слоев общества.

Ситуация начала меняться лишь с середины 90-х гг., когда были более или менее отлажены экономический, таможенный, валютный, финансовый, налоговый контроль за размерами и способом получения собственности.

 

Итоги поведения разных социальных групп в 90-е гг. – начале XXI в. показали, что российское общество обладает специфической ментальностью, этнической психологией. В этой системе ценностей базовыми остаются коллективизм, определенный патриотизм, социальная же активность низка. Это означает, что процесс создания гражданского обще-ства выйдет за рамки жизни, как минимум, двух поколений.

На этом долгом пути сделан только первый шаг – произошел психологический пе-релом. Скорее всего, в России закончился период тоталитарных и авторитарных режи-мов. Большая часть населения страны выступает против патерналистских функций госу-дарства. Молодые социальные группы надеются на свои собственные силы. Но в обозри-мом будущем и западный – либеральный – вариант развития общества тоже не привьет-ся, поскольку социальной основой либерализма является класс собственников, а его чис-ленность совершенно недостаточна для формирования собственной идеологии. Пред-стоит долгий путь формирования нового национального мировоззрения. И помочь об-ществу в достижении этой цели власть не может.

 

Помощь государства концентрируется на создании экономических основ граж-данского общества (помощь мелкому и среднему бизнесу) и правовых основ для системы местного самоуправления. На этом направлении достигнуты наиболее ощутимые успехи. Еще в 1992 г. Верховный совет принял ряд законов, регулирующих структуру и компе-тенцию местных органов власти в новых политических условиях: «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О местном само-управлении в РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных де-путатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и др. Большую работу в этом на-правлении проделала Администрация президента. На сегодняшний день юридической основой для этого системы является федеральный закон «Об общих принципах органи-зации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной думой в августе 1995 г.

 

Право

С 1991 г. начался процесс коренного преобразования права. Появились принципи-ально новые, невиданные в советские времена законы, например: «О товарных биржах и биржевой торговле», (февраль 1992 г.), «О несостоятельности (банкротстве) предпри-ятий» (ноябрь 1992 г.) Стали формироваться целые отрасли права: антимонопольное, за-бастовочное и другие.

 

Но в условиях кризиса государства новым правовым отношениям было суждено пройти через «войну законов»: многие региональные парламенты принимали норматив-но-правовые акты, идущие вразрез с Конституцией страны и федеральными законами. Этот разрушительный процесс, в определенной степени, был остановлен в декабре 1993 г. принятием новой Конституции.

 

Еще I Съезд народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. создал Конституционную ко-миссию. К осени был подготовлен первый проект новой Конституции. В ноябре 1991 г. про-ект был вынесен на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов. Однако, в свя-зи с изменившейся в стране политической обстановкой, его рассмотрение отложили.

 

Процесс разработки растянулся на три года. Свои проекты в комиссию направили ряд партий и общественных движений. Комиссия приняла около 400 поправок к дейст-вующей Конституции РСФСР 1978 г. Однако Б.Н. Ельцина не устраивало то, что в соот-ветствии с проектом Россия становилась не президентской республикой, а парламент-ской, а его личная власть оказывалась урезанной Парламентом. Поэтому в мае 1993 г. он опубликовал президентский проект Конституции.

 

Фактически к 1993 г., посредством внесения поправок в Конституцию РСФСР 1978 г., был юридически оформлен новый общественный строй. И политическая борьба, завер-шившаяся трагическими событиями в Москве в октябре 1993 г., была бы хоть как-то оп-равдана, если бы сам факт принятия Конституции позволял решить основную массу со-циально-экономических проблем. Но этого быть не могло. Оба проекта – и Б.Н. Ельцина, и Верховного совета – представляли собой хорошие сборники основных законов, соответ-ствующие лучшим мировым образцам. Безусловным плюсом было четкое заявление о це-лях: создание высокого уровня жизни, зрелой демократии и развитого гражданского об-щества. Но заложенные в Конституцию идеи (принципы частной собственности и сво-бодного предпринимательства, защита государством прав и свобод человека, идеи есте-ственных и неотчуждаемых прав личности, презумпция связанности государства правом) по существу, являлись плодом научного творчества юристов, они не вытекала из опыта отечественной истории и доминирующего в стране мировоззрения. сожалению, у оппозиции не нашлось лидеров, способных объяснить Б.Н. Ельци-ну, что начавшийся этап в развитии страны будет очень долгим, и форсировать уже ни-чего не надо.

12 декабря 1993 г. президентский проект Конституции был принят. Сам факт ее принятия, а также ее содержание стали важным этапом развития современной России. Вероятно, в той политической ситуации лучший вариант создать было невозможно. Но Конституция принималась в спешке, в условиях политического кризиса. В составе Кон-ституционного совещания преобладали лица, назначенные Президентом. В результате сегодня, спустя десятилетие, видно, что основной закон требует доработки.

В частности, не сформулирован механизм защиты Конституции и возможности сопротивления народа угнетающей его власти. Отсюда логично вытекает отсутствие по-ложения о политической оппозиции.Нет статей и разделов о политических партиях и политической системе, что не со-ответствует мировой конституционной практике.

Смешиваются понятия «политическая власть» и «государственная власть». Неполным является положение о социальном государстве. Принцип социальнойсправедливости отсутствует, в результате социальная поддержка граждан страны оказа-лась ниже прожиточного минимума1.

Тем не менее, преуменьшать значение Конституции, конечно, не стоит. Она стала правовой и идеологической основой для работы постоянно действующего законодатель-ного органа – Государственной думы.Новое право базируется на классических ценностях европейской юриспруденции. Прежде всего, если раньше в основе всех отраслей права лежали интересы власти, то те-перь интересы человека и гражданского общества. В России вновь появилось частное право. Его основополагающими принципами стали:

− запрет на вмешательство государства в частную жизнь граждан, − судебная защита частных прав, − неприкосновенность частной собственности,− свобода заключения договоров физических и юридических лиц, ограничение масштабов вмешательства государства в эту сферу.Дума разработала и приняла крайне необходимые кодексы: − в октябре 1994 г. – Первую часть Гражданского кодекса, − в апреле 1995 г. – Арбитражно-процессуальный кодекс, − в октябре 1995 г. – Водный Кодекс,− в декабре 1995 г. – Вторую часть Гражданского кодекса и Семейный кодекс, − в июле 1996 г. – Уголовный кодекс, − в декабре 1996 г. – Уголовно-процессуальный кодекс, − в январе 1997 г. – Лесной кодекс, − в феврале 1997 г. – Воздушный кодекс,− в июле 1998 г.– Бюджетный и Налоговый кодексы, − в феврале 2002 г. – Трудовой кодекс.

 

История российского государства и права

 

 

Источники и литература

Общая литература

 

1. Агафонов Ю.А., Упоров И.В. Историческое развитие уголовного права России.Крас-

 

нодар, 2001.

2. Асланян Н.П. Основные начала российского частного права.Иркутск, 2001.

3. Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России с древ-нейших времен до XVII века. М., 1999.

4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права.Ростов-на-Дону, 1995.

5. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России(XII –начало

XX в.). М., 1999.

6. Исаев И.А. История государства и права России.М., 2004.

7. История полиции России. Краткий очерк и основные документы. М., 1998.

8. Ключевский В.О. История сословий в России.Т. 6.М., 1989.

9. Макаров В.Б. История государственного управления и местного самоуправления вРоссии (IX в.–1917 г.). Нижний Новгород, 2000.

 

10. Мейер Д.И. Русское гражданское право.Т. 1,2.М., 1997.

11. Российское законодательство X–XX вв. Т. 1–9. М., 1984–1991

12. Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России.М., 1992.

13. Рубцов С.Н. История российской полиции.Иркутск, 1998.

14. Синайский В.И. Русское гражданское право.М., 2002.

15. Фархтдинов Я.Ф. Возникновение и развитие источников гражданского процессу-ального права России. Казань, 2001.

По разделам










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...