Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Государство и право в 1953–1964 гг.




 

В демократических странах изменения в политических системах предопределяют-ся глубинными социально-экономическими подвижками. В тоталитарных странах и в Советском Союзе в том числе они зависели от расстановки сил в руководстве страны.

 

 

1. Борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС1

 

Борьба за власть.До конца40-х гг.И.В.Сталин чувствовал себя хорошо,но бремявласти постепенно подтачивало его здоровье. Его начали мучить гипертония и атеро-склероз мозга. С 1950 г. отпуск И.В. Сталина стал длиться уже несколько месяцев. Он уез-жал на юг в середине лета и возвращался в Москву порой поздней осенью. Стало подво-дить зрение, и в одиночестве ему приходилось носить очки. Еще несколько лет назад он был чрезвычайно активным, а в октябре 1952 г. на XIX съезде КПСС его сил хватило лишь на то, чтобы выступить с «речью» длиною в 7 минут.

 

В начале 1953 г. начались обмороки и провалы в памяти. Врачей он опасался. Ока-жись они рядом вечером 1 марта 1953 г., вряд ли они разрешили бы ему отправиться в баню. Ее посещение спровоцировало инсульт, вызвавший паралич. И.В. Сталин давно запугал всех членов Президиума. Никто из них не чувствовал себя в безопасности. И, ве-роятно, никто из них не желал его поправки. Возможно поэтому, врачей пригласили к умирающему диктатору лишь через 12 часов после известия о параличе. Вечером 5 марта Сталин скончался.

 

Смерть диктатора, который так долго находился у власти, ничего принципиально не меняла. За эти десятилетия он окружил себя такими же людьми, как и он сам. Они прочно контролировали политическую ситуацию в стране и не собирались что-либо ме-нять в своей жизни. Поэтому последовавшие реформы, во-первых, явились попыткой членов Президиума ЦК КПСС перехватить друг у друга инициативу в ходе борьбы за власть. Во-вторых, они носили исключительно поверхностный характер. Независимо от отношения друг к другу, никто из членов Президиума не ставил под сомнение правиль-ность пройденного страной пути, что исключало возможность каких-либо дискуссий по ключевым вопросам развития СССР.

Тоталитарная система не смогла создать легитимный принцип передачи власти. Этому мешали заложенные в программу партии и Конституцию демократические лозун-ги. Но партийно-государственное руководство игнорировало их с 1918 г. Поэтому после смерти диктатора началась борьба за его наследство.

 

В начале марта 1953 г. в Президиум ЦК КПСС входили Л.П. Берия, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, А.И. Микоян, В.М. Молотов, М.З. Сабу-

 

 


1 Политбюро ЦК ВКП (б) было переименовано в Президиум ЦК КПСС в октябре 1952 г. на XIX съезде партии. Сама партия до съезда называлась ВКП (б), на съезде ее переименовали в КПСС.

 

ров, Н.С. Хрущев. На партийно-государственное наследие Сталина претендовали два его соратника – Г.М. Маленков и Л.П. Берия.

 

Г.М. Маленков не обладал качества лидера. Л.П. Берия же был жестоким, циничным и напористым. Он рвался к власти и первые два дня после смерти Сталина именно он занимал его кабинет в Кремле. Как глава МВД он действительно имел возможность контролировать частную жизнь всех членов Президиума, поскольку ему подчинялась охрана правительст-венных дач и обслуживающий персонал. В апреле–мае он начал собирать материал по уча-стию членов Президиума ЦК КПСС в послевоенной депортации народов. Роль самого Л.П. Берии в этих преступлениях была менее значительной, что давало ему возможность превратиться в судью. Для членов Президиума это могло обернуться не только потерей должностей, но и вполне реальным судом. Но, скорее всего, реальность была более сложной.

 

Анализ черновых набросков материалов июльского 1953 г. пленума ЦК КПСС по-казывает, что, прежде всего, отторжение вызывали его политические идеи. С марта по июнь он вынес на обсуждение Президиума ЦК КПСС совершенно неожиданные пред-ложения:

− ослабить контроль партии над экономикой,

− перестать глушить иностранные радиостанции, − реорганизовать систему МВД-МГБ,

 

− ограничить сферу принудительного труда в народнохозяйственном комплексе страны (для чего прекратить строительство Главного Туркменского канала, Волго-Балтийского пути, канала Волга-Урал, железной дороги Чум–Салехард–Игарка и ряда других народно-хозяйственных строек),

 

− пересмотреть сфабрикованные дела,

− отменить применяемые в ходе следствия пытки, − облегчить материальное положение колхозников,

− перераспределить полномочия от партии к государственным органам,

− выдвигать в местные партийные и советские органы представителей местных на-родов,

− разрешить ГДР объединиться с ФРГ,

− нормализовать отношения с Югославией.

 

Л.П. Берия был опасен для них совсем по другой причине: не обвиняя старых со-ратников И.В. Сталина в содеянном, он предлагал путь, на котором им могло не оказать-ся места. И не случайно все выступавшие на пленуме пришли к единодушному мнению – Л.П. Берия не коммунист.

 

Скорее всего, основная цель Берии состояла в усилении своих политических пози-ций, а этого никто не хотел, и его убрали привычным для того времени методом. Поэто-му Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев организовали заговор. Разумеется, никакого ордера на арест Л.П. Берии или санкции прокурора они не имели.

 

Л.П. Берия был арестован 26 июня группой генералов и офицеров на заседания Президиума ЦК КПСС по обвинению в «сотрудничестве с империалистическими развед-ками». 23 декабря того же года его расстреляли «за организацию антисоветской заговор-щической группы в целях захвата власти и установления господства буржуазии».

 

В соответствии с традициями того времени, вслед за начальником были расстре-ляны его нынешние и бывшие подчиненные: министр Госконтроля СССР, бывший ми-нистр Госбезопасности СССР В.Н. Меркулов, министр внутренних дел Грузии, бывший начальник одного из управлений НКВД СССР, В.Г. Деканозов, заместитель министра внутренних дел СССР, бывший заместитель министра госбезопасности Б.З. Кабулов, бывший нарком внутренних дел Грузии, начальник одного из управлений МВД СССР

 

 

С.А. Гогладзе, министр внутренних дел Украинской ССР, бывший начальник одного из управлений НКВД СССР П.Я. Мешик, бывший начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР Л.Е. Влодзимирский.

 

Желание обезопасить себя от появления подобных ситуаций в будущем толкнуло членов Президиума к ликвидации самостоятельности карательных органов и установле-нию некоторой коллегиальности в работе:

 

− были ликвидированы Особое совещание при министре внутренних дел и проку-ратура войск МВД,

 

− Верховный суд получил право пересмотра постановлений дел, которые вели «тройки», Особое совещание и коллегия ОГПУ,

− начался регулярный созыв пленумов ЦК,

− крайне медленно, но все-таки начался процесс реабилитации: из более чем 2 млн. заключенных на свободу вышли 4 тыс. человек.

 

Кроме этого, так как И.В. Сталин работал ночью, а спать ложился лишь под утро, то и весь партийно-государственный аппарат ночью должен был находиться на работе.

 

С 1 сентября ночные дежурства руководителей отменили. Отменили также обязательный минимум выработки трудодней для колхозников. В декабре не было награждений ста-линскими премиями. И.В. Сталин все еще причислялся к классикам марксизма-лениниз-ма, однако хвалебные эпитеты при каждом упоминании его имени исчезли,

После ареста и расстрела Л.П. Берии в руководстве возник новый очаг напряжен-ности между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым.

 

Власть того или иного человека определялась не его должностью, а его личностью. Например, в сентябре 1953 г. Н.С. Хрущеву досталась должность Первого секретаря ЦК КПСС. С момента ее образования в 1922 г. ее занимал И.В. Сталин. Но Н.С. Хрущев сыг-рал чуть ли ни главную роль в аресте Берии, это подхлестывало его амбиции, ему хоте-лось большей власти.

 

Г.М. Маленков с Н.С. Хрущевым и раньше сталкивались друг с другом. Так, в кон-це 40-х гг. Н.С. Хрущев выдвинул утопическую идею строительства новых крупных дере-вень; Маленков же ее отверг из-за экономической необоснованности.

В августе 1953 г. состоялась сессия Верховного совета СССР, а в сентябре – пленум ЦК КПСС, на которых Г.М. Маленков изложил планы социального и экономического развития страны (доклад на пленуме делал Н.С. Хрущев, но его идеи сформулировал Г.М. Маленков). Сельское хозяйство агонизировало: среднегодовой сбор зерна едва пре-вышал уровень сбора 1913 г., положение в животноводстве оказалось хуже, чем до рево-люции. Население страны питалось плохо. Поэтому, хотя Г.М. Маленков подчеркивал «неоспоримые преимущества колхозного строя», фактически он предложил сменить приоритеты в экономике: оказать материальную помощь измученной деревне, перерас-пределить капиталовложения из тяжелой промышленности в легкую и пищевую, вклю-чить принцип материальной заинтересованности.

 

Со времен НЭПа целесообразность и возможность использования экономических рычагов в партии не обсуждалась. Интересы промышленности считались более значи-мыми, нежели задача повышения уровня жизни народа. Поэтому предложения Маленко-ва партийно-хозяйственная элита встретила с недоумением. В качестве главного оппо-нента выступил Н.С. Хрущев. На февральско-мартовском пленуме 1954 г. он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель в Казахстане, Поволжье и Сибири.

Между тем, шел процесс пересмотра дел партийно-хозяйственных работников, репрессированных в 40-е – начале 50-зх гг. Основную вину за фабрикацию «ленинград-ского дела» возложили на уже расстрелянных Л.П. Берию и Абакумова, но следствие ярко

высветило и личную ответственность Г.М. Маленкова. К тому же в 1954 г. он осуществил массовое сокращение государственного аппарата: из сферы управления было выведено около миллиона человек. Это породило недовольство бюрократии. Н.С. Хрущев восполь-зовался сложившейся ситуацией и заставил Г.М. Маленкова уйти в отставку. Новым гла-вой правительства стал Н.А. Булганин. В мае 1955 г., путем назначения на должности за-местителей Председателя Совета синистров своих единомышленников – А.И. Микояна, М.Г. Первухина, М.З. Сабурова Н.С. – Н.С. Хрущеву, удалось ослабить позиции двух сво-их возможных противников – Л.М. Кагановича и В.М. Молотова. Такую же должность взял себе и сам Н.С. Хрущев.

 

Осенью 1955 г. были получены результаты пересмотра приговоров лиц, осужден-ных в 1937–1939 гг. К этому времени члены Президиума ЦК КПСС уже знали, что НКВД в 30-40-е гг. поистине зверствовал. Но полученные результаты их просто ошеломили. И это притом, что по личному распоряжению Н.С. Хрущева к этому времени руководитель КГБ генерал И. Серов уничтожил 11 мешков с документами. В начале ноября 1955 г. Л.М. Ка-ганович высказался против обычно проводившихся торжеств в декабре в честь дня рож-дения И.В. Сталина . Его поддержал Н.В. Булганин. В декабре 1955 г. была создана специ-альная комиссия по обобщению полученных в ходе пересмотра дел жертв репрессий.

 

В ходе пересмотра члены Президиума получали все больше материалов, подтвер-ждающих, что И.В. Сталин лично руководил массовым террором, был инициатором раз-нарядок на уничтожение огромного количества людей. К началу февраля 1956 г. комиссия подготовила обобщающий материал на 70 страниц. Оказалось, что все процессы 30-х гг. были сфабрикованы И.В. Сталиным. Встал вопрос, что делать с этим материалом.

С одной стороны, необходимость исключить повторения подобных событий в будущем требовала внимательно проанализировать причины этих репрессий на предстоящем XX съезде КПСС. С другой стороны, В.М. Молотов, Л.М. Каганович и К.Е. Ворошилов опасались подорвать веру советских людей в идеалы социализма. Поэтому, хотя Прези-диум и решился на обнародование материалов комиссии на съезде, решено было сделать это осторожно и частично. Кроме того, членов Президиума беспокоило то, что, узнав правду о сталинских действиях, делегаты съезда не проголосуют за переизбрание членов Президиума на новый срок. Поэтому было принято решение: сначала провести выборы в Президиум, а затем – обнародовать доклад о И.В. Сталине.

 

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Он проходил в обычном режиме. Перед началом работы, 1436 делегатов почтили память И.В. Сталина. Затем выслушали отчет-ный доклад ЦК, доклад ревизионной комиссии, «обсудили» директивы шестого пятилет-него плана. Чтение доклада «О культе личности и его последствиях» состоялось на за-крытом (для иностранцев и советских журналистов) заседании.

Уровень теоретического мышления его составителей не позволял в то время найти правильные причины трагических событий 20-40-х гг. В результате в докладе оказались ошибки, предопределившие теоретическую и организационную деятельность КПСС на тридцать лет вперед.

 

Во-первых, сложнейшие социально-экономические процессы были сведены к ошибкам одного человека. Была дана негативная оценка И.В. Сталина, осуждены массо-вые репрессии, нарушения принципов коллективного руководства партией и государст-вом. Делался вывод, будто отход И.В. Сталина от правильного ленинского пути начался в 1934 г., а все сделанное им до этого находилось в русле марксизма-ленинизма.

 

Во-вторых, И.В. Сталина неосознанно отделили от партии, но это позволило вы-вести из-под критики государственный строй и деятельность КПСС.

 

В-третьих, о преступлениях партии перед народом не было сказано ни слова.

 

Развенчав культ личности И.В. Сталина, система должна была найти нового куми-ра для продолжения идеологической обработки населения в привычном духе. Им стал В.И. Ленин. Культ основателя большевистской партии был создан без особого труда и ка-кого-либо отторжения со стороны масс, поскольку менялось только имя, а идеологиче-ские постулаты оставались прежними.

 

Последовавшие робкие попытки со стороны узких интеллигентских групп разо-браться в реальной природе деформаций социализма были решительно пресечены в том же году. Правда, это удалось сделать только в собственной стране. В международном коммунистическом движении доклад Н.С. Хрущева вызвал шок, а в Венгрии – восстание.

 

В Венгрии с 26 октября по 7 ноября с венгерской стороны погибло 2,5 тыс. и ранено около 20 тыс. человек, 200 тыс. было вынуждено покинуть страну1. Попытку мятежа поляков осенью того же года удалось предотвратить политическими методами без применения военной силы.

События 1956 г. в Венгрии вызвали психологический шок в советском руководстве и заставили скорректировать курс ХХ съезда. В декабре 1956 г. ЦК КПСС утвердил письмо «Об усилении работы партийных организаций по пресечению вылазок антисоветских, враждеб-ных элементов». Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, Н.А. Булганин увидели, что в критике сталинизма Н.С. Хрущев зашел слишком далеко, подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении и авторитет самого движения.

Н.С. Хрущеву срочно требовалось укрепить свое лидерство. В этих условиях, во-преки мнению Государственной комиссии по экономике, он в феврале 1957 г. предложил

 

и начал проталкивать через прессу и Верховный совет явно непродуманную реформу системы управления промышленностью. Стране действительно нужна была реформа системы управления. Во-первых, тоталитарная система обладала такими родовыми при-знаками, как бюрократизм, малая эффектность, волокита. На появление новых проблем система реагировала только созданием очередной организационной структуры. Так в Министерстве торговли СССР насчитывалось 369 структурных подразделений, в Мини-стерстве электростанций – 366. Проект государственного бюджета 1954 г. включал 52340 показателей. Зачастую для решения простейших проблем требовалось согласование на уровне министерства. Во-вторых, ликвидация системы ГУЛАГа, отмена репрессивного трудового законодательства 30–40-х гг. породили определенные сложности: обострились проблемы финансирования экономики, упала производственная дисциплина, возросла текучесть рабочей силы, увеличился разрыв между спросом населения на товары первой необходимости и их предложением и т.д.

 

В мае 1957 г. Н.С. Хрущев добился принятия Верховным советом закона «О даль-нейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительст-вом». Его суть состояла в изменении отраслевого принципа управления экономикой на территориальный. Для этого на базе 141 союзного, союзно-республиканского и респуб-ликанского министерства создавались 105 совнархозов. Их деятельность Госплан СССР не контролировал. Все это было непривычно.

 

Чашу терпения сторонников Сталина переполнило майское выступление Н.С. Хру-щева в Ленинграде, где он поставил задачу за четыре года обогнать США по производству на душу населения мяса и молока. Заговорщики решились за смещение Н.С. Хрущева. Возгла-вил их председатель Совета Министров Н.А. Булганин.

 

18 июня 7 членов Президиума ЦК из 10 приняли решение о смещении Н.С. Хру-щева. На пост Первого секретаря планировали В.М. Молотова. Но Н.С. Хрущев неожи-данно для своих противников нарушил сложившиеся практику (когда вопросы такого

 

уровня всегда решались в узком кругу) и потребовал созыва пленума ЦК. Оппозиция на это не рассчитывала и поддержкой членов ЦК заранее не заручилась. Между тем, Н.С. Хрущев среди членов ЦК пользовался популярностью: большинство из них получи-ли свои должности именно при Н.С. Хрущеве.

 

На состоявшемся с 22 по 29 июня пленуме ЦК Н.С. Хрущев сразу же умело сместил акценты. Вместо того, чтобы начать обсуждение экономической ситуации в стране, чего добивались члены Президиума, он обрушился на них, обвинив в репрессиях 30-х гг. Те растерялись. Подавляющее число членов ЦК поддержали Н.С. Хрущева. В сложившейся ситуации К.Е. Ворошилов, Н.А. Булганин, М.З. Сабуров и М.Г. Первухин выступили с по-каянными речами. Свои ошибки признали и Г.М. Маленков и Л.М. Каганович. Пленум лишил Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова, Д.Т. Шепилова, М.Г. Первухина

и М.З. Сабурова их постов. Но впервые за 20 лет побежденные не были расстреляны. Это означало, что 4 года после смерти И.В. Сталина не прошли даром: характер борьбы за власть изменился. Состав Президиума ЦК был увеличен до 15 человек за счет сторонни-ков Н.С. Хрущева.

 

Победа Н.С. Хрущева была обеспечена позитивными сдвигами в жизни партийно-государственной номенклатуры. При И.В. Сталине государственный аппарат, обладая без-граничной властью над народом, по отношению к карательным органам во главе со И.В. Сталиным сам оказывался беззащитным. После смерти диктатора, расстрела Л.П. Берии

 

и реформы карательных органов жизнь номенклатуры стабилизировалась, постоянно ви-севшая над нею опасность исчезла. Большинство членов ЦК КПСС не хотели возвращения к прежним порядкам. И видели в Н.С. Хрущеве силу, которая не допустит этого. В.М. Молотов же, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков начали восприниматься как оживающее прошлое.

 

Н.С. Хрущев победил, но первой жертвой этого стала коллегиальность. Оставаясь Первым секретарем ЦК КПСС, он в 1958 г. получил также должность Председателя Совета министров, и таким образом совместил руководящие посты в партии и государстве, как это было при И.В. Сталине. Последние препятствия для авторитаризма оказались снятыми. Однако и ответственность за происходящее в стране отныне легла только на него.

 

Реформы Н.С. Хрущева.Первые годы после сосредоточения всей власти в рукахН.С. Хрущева казались вполне успешными. Прирост национального дохода в 1958 г. со-ставил 12,4%, в сравнении с 7% в 1957 г. Правда, с политикой Н.С. Хрущева эти успехи связаны не были. Пока шла реорганизация системы управления, предприятия остались бесхозными и экономические показатели улучшились. Но к началу 60-х гг. реорганиза-ция завершилась, и возникли новые трудности. Главным из них оказалось местничество: совнархозы стремились обеспечить необходимой продукцией и сырьем свои предпри-ятия, в ущерб выполнению общегосударственных планов. В 1960–1963 гг. пришлось при-нимать дополнительные решения, фактически означавшие отказ от реформы 1957 г.:

 

− в РСФСР вместо 67 совнархозов осталось 24,

 

− для координации деятельности всех совнархозов в масштабах страны сначала был соз-дан Совет народного хозяйства СССР, а затем и Высший совет народного хозяйства СССР,

 

− для осуществления единой научно-технической политики в масштабах страны создали более 40 отраслевых комитетов при Совете министров СССР,

− вопросы капитального строительства изымались из ведения совнархозов и пере-давались в подчинение Госстроя СССР.

Н.С. Хрущев не понимал неустранимости пороков сталинской системы. Ему каза-

лось: стоит подправить методы государственного управления, отказаться от репрессий, и социализм докажет свои исторические преимущества. На самом деле, плановая экономи-ка могла обеспечить приоритетное развитие и мировое лидерство лишь в очень незначи-тельной группе отраслей и за счет остановки развития всех остальных.

Однако он не мог не видеть, что не все задуманное удается достичь, что его авто-ритет может пошатнуться. Для того чтобы избежать этого, он в 1961 г. на XXII съезде КПСС вернулся к критике культа личности И.В. Сталина. В совершении преступлении перед партией и народом теперь обвинялся не только И.В. Сталин, но его ближайшие соратники. Вместе с тем, Н.С. Хрущев и на этот раз не подверг сомнению правильность основных направлений деятельности партии. В резолюции XXII съезда было сказано, что «партия сказала народу всю правду о злоупотреблениях власти в период культа лично-сти». Это означало, что дальнейшего обсуждения проблемы не будет. Об уровне теорети-ческого осмысления этой ключевой проблемы советского общества говорит эпизод с вы-ступлением на съезде большевички с 1902 г. Лазуркиной. С трибуны съезда она рассказа-ла делегатам свой сон, в котором к ней будто бы явился В.И. Ленин и пожаловался: «Мне неприятно быть рядом со Сталиным». 30 октября тело И.В. Сталина вынесли из мавзолея.

 

Третья программа КПСС.В сознании Н.С.Хрущева и партийно-государственногоруководства сочетались упрощенный марксизм с конкретным государственным опытом. Они не могли подвергнуть критическому анализу пройденный страной путь, в то же время, пытались теоретически обосновать ее дальнейшее развитие. Эти попытки выли-лись в третью программу КПСС – программу построения коммунизма.

 

Впервые о ее необходимости заговорили на XVI съезде партии в 1930 г. Поскольку И.В. Сталин и его окружение сделали вывод, о построении в СССР социалистического обще-ства, закрепили его в Конституции 1936 г., требовалось определить следующую цель.

 

О необходимости новой программы говорили на XIC съезде в 1952 г., на XX съезде

в 1956 г. и на XXI съезде в 1959 г. Наконец, 30 июля 1961 г. был опубликован проект треть-ей программы КПСС. Считается, что в обсуждении программы приняли участие более 9 миллионов коммунистов, а всего – около 73 млн. человек. На самом деле внесенные в комиссию по подготовке программы поправки показывают, что дискуссия проходила в жестко обозначенных властью рамках и в таком виде не могла вызвать чей-либо интерес. В результате в текст были включены 138 малозначимых поправок. Например, во введении усилено прославление В.И. Ленина, в экономическом разделе подчеркнуто значение ки-бернетики. В проекте ставилась цель обеспечить каждую семью к 1980 г. отдельной квар-тирой, а в окончательном варианте программы говорилось, что «в стране будет поконче-но с недостатком жилья», стоявшее в проекте определение «франко-германские противо-речия» заменили «франко-западногерманскими» и т.д. Власть не нуждалась в серьезном обсуждении дальнейшего развития страны, поэтому не случайно на XXII съезде не было даже отдельного доклада по программе: Н.С. Хрущев совместил этот вопрос с Отчетным докладом ЦК за истекший период. Кроме того, большую часть времени, он уделил не программе, а критике И.В. Сталина и его бывших соратников.

Программа предполагала, что в течение ближайших 20 лет советский народ под руководством партии должен решить ряд взаимосвязанных задач: создать материально-техническую базу коммунизма, преобразовать социалистические общественные отноше-ния в коммунистические, поднять материальное благосостояния народа и воспитать «но-вого человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

 

В отличие от ситуации 1918–1919 гг., когда у власти оказались революционеры-марксисты, третья программа создавалась авторитарными лидерами во главе с Н.С. Хру-щевым. Ни он, ни правящий номенклатурный слой никаких перемен в своем положении не хотел. Поэтому логично, что ключевая характеристика коммунизма – саморазвиваю-щееся, безгосударственное общество,– в программе отсутствовала. Вместо этого оказалось, что в будущем общество должны сохраняться и государство, и его основа – КПСС. Это означало отказ от коммунизма как от цели.

Используя марксистскую терминологию, программа обещала советскому народу не коммунизм, а рост благосостояния людей. Средством достижения этой цели станови-лось развитие экономики. Создание экономического фундамента индустриального об-щества даже само по себе являлось крупной исторической целью. Но К. Маркс рассмат-ривал высокоразвитую экономику как средство решение политической задачи: она дела-ла ненужным принуждение к труду, а в третьей программе экономика должна была обеспечить достижение материального благосостояния советского народа. И в этой части программа КПСС фактически порывала с марксизмом.

 

В социально-экономической сфере программа в целом была реалистична. В отли-чие от пятилетних планов, она представляла собой долгосрочный (двадцатилетний) про-гноз развития СССР, без каких-либо качественных изменений.

По оценкам западных экономистов, третья программа к 1980 г. должна была обес-печить советскому народу среднеевропейский уровень жизни. Даже если бы эта цель ока-залась достигнутой, она не оправдывала принесенные народами страны жертвы в ходе революции, гражданской войне и в период сталинизма. В реальности же ее достичь не удалось.

 

Вред этой программы состоял в признании правильности пройденного страной пути. Это не просто заблокировало анализ всех иных вариантов общественного развития: критика поставленных целей и методов государственного управления вскоре вновь стала рассматриваться как государственное преступление.

 

Заговор против Н.С. Хрущева.В начале60-х гг.вновь осложнилось положение всельском хозяйстве. Ликвидация сталинской репрессивной системы вызвала разложение колхозного строя. А начавшаяся выдача паспортов колхозникам позволила им бежать от голода и нищеты в города. В результате темпы роста сельскохозяйственного производства за 1959–1964 гг. снизились в 5 раз по сравнению с 1953–1958 гг.

 

Половину распаханных в Казахстане земель поразила эрозия почвы. В 1962 г. за счет сокращение посевов зерновых культур кукурузой было засеяно 37 млн. гектаров. Вы-зреть кукуруза смогла лишь на 7 млн. К тому же урожай 1962 г. выдался плохим. Чтобы сократить потребность населения в продовольствии, власти в 1962 г. подняли цены на мя-со на 30%, на молочные продукты – на 25%. В 1962–1963 гг. в большинстве городов и рабо-чих поселков были введены карточки. В 1963 г. впервые в истории страны, правительство, во избежание голода, закупило за границей 12 млн. т. зерна.

Недовольство Н.С. Хрущевым в высших партийно-государственных кругах воз-никло в 1963 г. Тоталитарная система требовала концентрации власти в одних руках и давала такую возможность. Но после смерти И.В. Сталина прошло десять лет и сформи-ровалось новая номенклатура, которую активный и властный Н.С. Хрущев раздражал. Весной 1964 г. начал готовиться заговор, который и был осуществлен в октябре по всем правилам конспирации: членов ЦК, близких к Н.С. Хрущеву, предварительно отправили

 

в заграничные командировки, организаторы заговора заранее обеспечили себе поддерж-ку КГБ и Министерства обороны. Необходимость заговора возникла потому, что партий-но-государственное руководство еще не научилось жить в условиях демократии: все, что поставили Н.С. Хрущеву в вину, можно было бы обсудить спокойно и открыто, но меха-низм принятия решений со времен смерти И.В. Сталина изменился лишь частично.

14 октября 1964 г. состоялся пленум ЦК КПСС. В прочитанном на нем докладе скрупулезно были перечислены все промахи руководителя партии и государства вплоть до участия в репрессиях 30-х гг. Н.С. Хрущев был снят со всех должностей и отправлен на пенсию. Это известие не вызвало у советских людей не радости, ни возмущения. Ни од-ного выступления в его защиту не было.

 

Итак, в течение второй половины 50-х – начале 60-х гг. в обществе происходили определенные подвижки: были несколько расширены полномочия союзных республик (в сфере образования, управления местной промышленностью, правотворчества), восста-новлено большинство форм участия населения в делах государства, (товарищеские суды, институт общественных обвинителей и защитников, общественных следователей, народ-ные дружины по охране общественного порядка).

 

Политические отношения трансформировались в минимальной степени, и то лишь в результате противостояния групп, которые обвиняли друг друга в нежелании «восстановить ленинские нормы внутрипартийных отношений». К принципиальным изменениям в государственном механизме, в отношениях между властью и обществом никто из руководителей страны не стремился.

 

 


Государственный механизм

 

Государственный механизм в этот период в определенной степени был приведен в соответствие с духом и буквой Конституции 1936 г.

 

Национально-государственное устройство.При И.В.Сталине Советский Союзлишь на бумаге являлся федерацией. На само деле степень централизации власти была гораздо выше, чем даже в обычном унитарном государстве. Крайней централизм тормо-зил развитие как республик, так и страны в целом.

 

В мае 1955 г. были несколько расширены права союзных республик в сфере утвер-ждения планов и распределения всех видов продукции, вырабатываемой республикан-скими предприятиями.

 

В следующем году из союзного подчинения в республиканское было передано около 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского значения повысился с 31% до 47%.

В мае 1956 г. им были переданы еще 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, рыбной промышленности, производства продовольствия, строительных материалов и некоторых других видов продукции.

 

В феврале 1957 г. были расширены права республик и в сфере законодательства и судопроизводства. За центральной властью осталась разработка основ уголовного, граж-данского и процессуального законодательства, а кодексы принимались уже союзными республиками. Это позволяло полнее учитывать специфику национальных обычаев каж-дой отдельной республики.

 

Большое значение для улучшения психологического климата в стране имели меры по восстановлению прав репрессированных в оды Великой Отечественной войны наро-дов. Правда, восстановление справедливости коснулось не всех народов: клеймо предате-лей сохранилось за крымскими татарами, немцами Поволжья и турками-месхетинцами.

Советы депутатов трудящихся.В течение этого периода никто из партийно-государственного руководства не предлагал перестроить государственных механизм в соответствии с Конституцией, то есть передать свою власть Советам депутатов трудящих-ся. Тем не менее, это руководство невольно оказывалось под влиянием собственной по-стоянной идеологической риторики. В результате началась работа по некоторому укреп-лению связи государственных органов с населением.

 

В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В результате принятых мер стали регулярно созываться сессии Советов, несколько расширились экономические

 

возможности Советов, активизировалась деятельность постоянных комиссий, теснее ста-ли связи с населением.

 

Судебная система.Целью реформирования этой системы являлась их демократи-зация. Ради этого в феврале 1957 г. надзорные функции Верховного суда СССР были со-кращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. Это увеличило кассационные возможности судебной системы.

 

Принятые Верховным советом СССР в декабре 1958 г. «Основы законодательст-ва о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» продолжили ре-формы. В частности, вводились гарантии независимости судей, повышались требова-ния к ним.

 

На демократизацию судопроизводство были направлены меры по развитию сис-темы товарищеских судов на предприятиях и в организациях, участие общественных об-винителей и защитников при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

 

Существенные изменения в декабре 1958 г. были внесены в деятельность военных трибуналов. Прежде всего, полностью исключалась возможность осуществления ими дел

в каком-либо особом порядке.

 

Правоохранительные органы

 

Органы государственной безопасности.После смерти И.В.Сталина,опасаясь за

 

свою собственную жизнь, партийно-государственное руководство реорганизовало ре-прессивную систему. Уже в сентябре 1953 г. ликвидировали печально знаменитое Особое совещание при министре внутренних дел СССР. Тем самым репрессивные органы лиши-лись права внесудебной расправы и стали правоохранительными. Отныне дела о госу-дарственных преступлениях стали рассматриваться в обычном процессуальном порядке. Аппарат МВД и Министерства госбезопасности сократили на 12%, 1342 сотрудника были преданы суду и приговорены к разным мерам наказания, 2370 – наказаны в администра-тивном порядке. Был ликвидирован сталинский ГУЛАГ.

 

До октября 1956 г. в областях и краях параллельно существовали управления Ми-нистерства внутренних дел и управления милиции. Первые являлись политической по-лицией, а вторые выполняли собственно милицейские функции. Отныне это были еди-ные государственные структуры и милицейскими функциями. Был также восстановлен принцип двойного подчинения органов внутренних дел: вертикального министерского и горизонтального – местным Советам.

 

Прокуратура.Были восстановлены принципы организации и деятельности про-куратуры. В мае 1955 г. было принято «Положение о прокурорском надзоре в СССР».

В соответствии с ним, высший надзор за точным исполнением законов всеми государст-венными органами, должностными лицами и гражданами страны возлагался на Гене-рального прокурора СССР. Повышались требования к образовательному и профессио-нальному уровню работников прокуратуры.

 

Для уменьшения возможности ошибок в деятельности прокуратуры в феврале 1959 г. в прокуратурах союзных республик и Прокуратуре СССР были образованы коллегии.

На укрепление социалистической законности и правопорядка были ориентирова-на и адвокатура. «Положение об адвокатуре РСФСР» от 25 июля 1962 г. возлагало на кол-легии адвокатуры задачу обобщения имевшегося у них материала, и вносить в законода-тельные органы предложения по совершенствованию действующих законов.

Право

 

После смерти И.В. Сталина законодательство 30-40-х гг. оказалось устаревшим. Оно не соответствовало провозглашенным социалистическим идеалам и изменившейся социально-политической ситуации. Конечно, сталинские соратники сохраняли многие методы и принципы решения возникающих проблем. И новые кодексы не стали ради-кальным разрывом со сталинизмом. И все-таки в этот период был сделан определенный шаг вперед. Главное заключалось в отказе от беззакония.

 

Гражданское право .В декабре1961г.Верховный совет утвердил«Основы граж-данского законодательства Союза ССР и союзных республик». В них закреплялись госу-дарственная, колхозно-кооперативная и собственность общественных организаций (на-пример, профсоюзных). «Частной собственности» на средства производства, естественно,

 

в них места не нашлось. Государство защищало «личную собственность» граждан, накоп-ленную за счет зарплаты: предметы личного потребления, трудовые сбережения, жилой дом. При этом закон запрещал извлекать «нетрудовые доходы» из личной собственности.

 

Особенность советского гражданского права заключалась в том, что оно регулиро-вало имущественные отношения в обществе, где нет частной собственности на средства производства и землю. Возникал парадокс: Гражданский кодекс был, а гражданское право (в его римском понимании) отсутствовало. Череда нестыковок продолжилась в 1964 г., ко-гда был принят ГК РСФСР: в нем не оказалось места институту вещного права, хотя в ГК РСФСР 1922 г. он закреплялся в отдельной главе. В результате в кодексе, наряду с поняти-ем «юридическое лицо», присутствовало понятие «физическое лицо», но «объекта», по отношению к которому это лицо могло проявить свою волю, для подавляющей массы на-селения не существовало.

 

Земельное и колхозное право.Основная задача законодателя состояла в преодоле-нии правовыми методами отставания сельского хозяйства. Основным методом решения этой проблемы стало частичное использование принципа материальной заинтересованности.

 

В 1953 г. законом о сельхозналоге был резко сокращен объем налогов, введены многочисленные льготы. Это делало выгодным работу колхозников на приусадебном участке и увеличивало объемы продаж сельхозпродукции на городских рынках.

 

В 1955 г. правительство постановлением «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» расширило права колхозов в сфере планирования.

 

В 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР разрешил колхозам самим устанав-ливать размеры приусадебных участков колхозников, количества скота, находившегося в их личном пользовании, устанавливать минимум трудодней.

В 1958 г. вместо прежней оплаты труда колхозников раз в год по окончании сель-хозработ частью собранного урожая, была введена, как и в городе, ежемесячная зарплата.

 

Уголовное право.Прежде всего,требовалось восстановить справедливость по от-ношению к незаконно осужденным гражданам. Процесс реабилитации шел крайне мед-ленно, поскольку требовал переоценки истории СССР или, как минимум, того, что происходило в 30–40-е гг. А власть до 1957 г. находилась в руках тех, кто творил эти безза-кония. Поэтому реабилитация не сопровождалась признанием необоснованности арестов миллионов граждан страны. Власть не извинилась перед оставшимися в живых и не по-пыталась хоть как-то загладить вою вину.

 

В 1958 г. Верховный Совет принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Они состояли из 4 разделов и 47 статей.

 

Отменялся действовавший ранее принцип аналогии, то есть осуждение человека за действия, не предусмотренные уголовным законодательством.

 

Закон, устанавливающий или усиливающий наказание, не имел обратной силы.

 

Закон, устранявший или смягчающий наказание, такую силу имел.

Наказание могло применяться только по приговору суда.

 

Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел, 14 лет, сохранялся для совершивших особо тяжкие преступления.

Максимальный срок лишения свободы сокращен с 25 до 15 лет.

Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения для осужденных, про-явивших хорошее поведение и честное отношение к труду.

В 1960 г. в РСФСР был принят УК РСФСР. Он отразил общую тенденцию демокра-тизации общества и освобождения от мировоззрения времен революции. Например, ко-декс освободился от классового подхода.

Трудовое право.Как и большинство других отраслей права,трудовое право юри-дически оформляло отношения в максимально бесправном – сталинском – обществе.

А поскольку необходимость его демонтажа осознавалась крайне медленно, то и трудовые отношения менялись такими же темпами. Прежде всего, практика прикрепления рабо-чих и служащих к рабочим местам была отменена лишь через 3 года после смерти И.В. Сталина – в 1956 г. Наконец-то была отмена судебная ответственность за самоволь-ный уход с предприятия, а также за прогул.

 

В 1956 г. на 2 часа была сокращена продолжительность рабочего дня в предпразднич-ные и выходные дни. Для подростков с 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день. Тогда же был начат перевод рабочих и служащих на 7–6 – часовой рабочий день.

 

В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Единым критерием для их начисления становился возраст: для мужчин – 60 лет для женщин – 55, при трудовом ста-же для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет. Закон устанавливал правовые рамки для начисления минимальной и максимальной пенсий. В результате этого закона средний размер пенсий увеличился на 50-60%, а по старости – более чем на 90%.

В 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и пред-праздничные дни.

В 1955–58 гг. повышалась зарплата низкооплачиваемым работникам, в 1964 г. – учителям, врачам и медсестрам, работникам жилищно-коммунальных служб, общест-венного питания и других отраслей народного хозяйства.

 

Продолжительность отпуска по беременности и родам была увеличена с 77 до 112 дней.

 

В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о поряд-ке разрешения трудовых споров. В соответствии с ним на предприятиях из равного числа представителей профсоюзов и администрации создавались комиссии по трудовым спо-рам. Они рассматривали споры между рабочими (служащими) и администрацией. Реше-ния комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем – в суде.

Уголовно-процессуальное право.В1956г.был отменен печально знаменитый уп-рощенный порядок судопроизводства, введенный постановлениями ЦИК СССР 1 декаб-ря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. Вслед за этим были ликвидированы многие принципы, понятия (например, «враг народа») и нормы сталинского времени.

В декабре 1958 г Верховным Советом СССР были приняты «Основы уголовного су-допроизводства Союза ССР и союзных республик». Они состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов.

 

Основы устанавливали следующие принципы уголовного судопроизводства: − осуществление правосудия только судом, − обязательное присутствие обвиняемого в суде,

− независимость судей, подчинение их только закону, − гласность судебного разбирательства,

− обеспечение обвиняемому права на защиту,

− участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, недо-пустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании и в по-рядке, установленном законом.

 

Хотя судебная система осталась под контролем местных партийных и советских орга-нов, в определенной степени она приблизилась к мировым стандартам юриспруденции.

Гражданско-процессуальное право. «Основы гражданского судопроизводстваСоюза СССР и союзных республик» были приняты Верховным советом СССР в декабре

1961 г.

«Основы» были направлены на быстрое и справедливое рассмотрение граждан-ских дел. Для этого, в частности, предусматривалось расширение участие общественных организаций и коллективов трудящихся в рассмотрении гражданских дел.

 

Отталкиваясь от «Основ», все союзные республики разработали свои кодексы.

В РСФСР ГПК был принят в июне 1964 г. Он состоял из 6 разделов, 42 глав и 438 статей.

Кодекс расширял права общественных организаций, трудовых коллективов и гра-ждан в гражданском судопроизводстве.

 

Большое значение имело расширение права суда при рассмотрении дел в порядке надзора.

В целом ГПК 1964 г. обеспечивал в те годы эффективную работу судов.

 

Советский народ

 

Происходившие в течение этого периода изменения затрагивали, в основном, сферу управления экономикой. Политические отношения трансформировались в мини-мальной степени как результат противостояния друг другу групп, которые обвиняли друг друга в нежелании «восстановить ленинские нормы внутрипартийных отношений», «более широкое участие народа в управлении государством» и т.д. Тем не менее, проис-ходили определенные позитивные подвижки: так, в течение в 1953–1964 гг. были несколь-ко расширены полномочия союзных республик (в сфере образования, управления мест-ной промышленностью, правотворчества). Восстановлено большинство форм участия на-селения в делах государства, созданных на рубеже 20-30-х гг. (товарищеские суды, инсти-тут общественных обвинителей и защитников , общественных следователей, народные дружины по охране общественного порядка). К принципиальным изменениям в государ-ственном механизме, в отношениях между властью и обществом никто из руководителей страны, конечно, не стремился.

 

Вся полнота власти по-прежнему находилась в руках узкой группы членов Прези-диума ЦК КПСС. Его решения принимали форму закона, хотя партия не являлась эле-ментом государственного механизма. Официально считалось, что Политбюро избирается пленумом ЦК КПСС. На самом деле члены ЦК не имели возможности даже выступить на пленуме. Постановления пленумов ЦК заблаговременно составлялись секретариатом и выносились на пленум лишь для формального одобрения. Еще меньшими возможностя-ми влияния на формирование политики обладали участники съездов КПСС. Таким обра-зом, советский народ по-прежнему было лишен какой-либо возможности влиять на поли-тику, он являлся не вершителем собственной судьбы, а объектом политического манипу-лирования и социальной политики партийно-государственного руководства.

 

После смерти И.В. Сталина масштаб репрессий сразу же уменьшился. Но сама форма расправы с Берией, отсутствие каких-либо принципиальных изменений в работе репрессивных органов, крайне медленное возвращение людей из лагерей и ссылок, поли-

тическая цензура делали невозможным пробуждение общественного сознания, блокиро-вали критическую оценку действительности.

 

Отношение общества к И.В. Сталину было сложным. С одной стороны, после его смерти и расстрела Л.П. Берии в прессе возник непонятный вакуум, порождавший сомне-ния, на которые не могло быть ответа: вроде бы И.В. Сталин имел какое-то отношение к че-му-то нехорошему в ближайшем прошлом. С другой стороны, за два десятка лет пропаган-дистская машина сделала свое дело, поэтому тяжелая жизнь, а тем более репрессии с его именем не связывались. Это полностью соответствовало национальной ментальности, пере-кладывавшей ответственность за все плохое на злых и проворовавшихся бояр.

 

В Грузии двусмысленное отношение власти к И.В. Сталину воспринималось осо-бенно обостренно. В глазах простых людей он был не столько руководителем великого социалистического государства, «величайшим полководцем всех времен и народов», сколько грузином, прославившим свою нацию.

В марте 1954 и 1955 гг. (в годовщину смерти И.В. Сталина) в Тбилиси у его памятника

 

в течение недели собирались молчаливые митинги. Не понимая роли самого И.В. Сталина в создании бесчеловечной системы, люди приходили к его памятнику помимо воли властей и воспринимали свое поведение как шаг к свободе, победу над этой системой.

 

3 марта 1956 г. у памятника И.В. Сталину и на площади В.И. Ленина собрались де-сятки тысяч человек. Число митингующих каждый день увеличивалось и, по оценкам со-временников, 8 марта уже значительно превышало сто тысяч. В Москве было принято решение о «прекращении беспорядков». На следующий день в Тбилиси объявили воен-ное положение. Власть умела разговаривать со своим народом только языком силы, в ре-зультате в ходе столкновения армии и спецслужб с демонстрантами, по подсчетам совре-менников, пострадало от пятисот до тысячи двухсот человек, по официальным же дан-ным число погибших и раненых превысило сотню.

 

За прошедшие после революции 1917 г. десятилетия всякое политической сопро-тивление было подавлено, и политическая жизнь в стране полностью отсутствовала. Тем не менее, некоторая растерянность внутри этого руководства (в условиях борьбы за власть и обвинений друг друга в зажиме демократии) породила иллюзию политической свободы и вызвала оживление общественной жизни. На короткий срок возникла ситуа-ция, получившая название «оттепель».

Еще в 1953–1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев опубликовали свои статьи и повести, где поставили вопросы о назначение интеллиген-ции, о допустимости разных литературных течений. В 1954 г. с трибуны Второго всесо-юзного съезда Союза писателей прозвучало, что не все произведения советской литерату-ры, отмеченные правительственными наградами, в достаточной степени хороши и по-лезны обществу. И власть на эту дерзкую попытку писателей иметь собственное мнение не отреагировала.

 

Происходил вполне осязаемый отказ от прежней, хотя официально не осужденной политики И.В. Сталина.

 

После XX съезда появились новые журналы «Юность», «Иностранная литература», «Вопросы литературы» и др., начали показывать советскую действительность без при-крас. Властителем дум для интеллигенции стал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. Казалось, открываются такие возможности для творчества, от которых радостно билось сердце.

Появились новые научные журналы «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Мировая экономика и международные отношения». Те-матика их исследований была всё шире и вселяла большие надежды.

История российского государства и права

 

После XX съезда были реабилитированы такие реформаторы и новаторы литера-туры и искусства, как В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.Э. Бабель, И.И. Катаев. В мае 1958 г. власть отказалась от своих прежних резко отрицательных оценок в отношении произве-дений композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шеба-лина, Г.Н. Попова и Н.Я. Мясковского.

 

В 1956–1958 гг. началась выборочная реабилитация партийно-государственного руководства, уничтоженного в 30-е гг. Честное имя было возвращено М.Н. Тухачевскому, Якиру, Блюхеру, Эйхе, Рудзутаку, Постышеву и другим репрессированным.

 

В 1957 г. чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки получили разреше-ние вернуться в родные места после депортации 1944–945 гг.

Однако свобода оказалась призрачной. Власть спровоцировала общественно-политическую активность, но уже в 1957 г. «за клевету на советскую действительность» отправила на скамью подсудимых более 100 человек. На следующий год за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака исключили Союза писателей и выну-дили отказаться от Нобелевской премии по литературе.

 

Дезориентированная противоречивыми процессами интеллигенция сначала не заметила узких рамок «оттепели» и по инерции продолжала верить, что жизнь измени-лась в лучшую сторону.

Летом 1958 в Москве был открыт памятника Маяковскому. Он олицетворял револю-ционную романтику и быстро превратился в излюбленное место встреч московской интел-лигенции. Там читались стихи, велись жаркие дискуссии об искусстве и литературе.

Но в конце 50-х гг. уже начала осознаваться призрачность свободы, власть стала восприниматься как противник. Общество в критике советского строя явно выходило за рамки, обозначенные партийно-государственным руководством. В результате возник «самиздат» – машинописные нелегальные журналы, где печатались запрещенные или отвергнутые официальной периодической прессой произведения. Первым из них стал «Синтаксис» А. Гинсбурга.

В 1961 г. участников встреч на площади В.В. Маяковского начали задерживать, сту-дентов – исключать из институтов. В октябре троих – В. Осипова, Э. Кузнецова и И. Бак-штейна – арестовали. Они были обвинены в антисоветской агитации и получили от пяти до семи лет заключения.

 

В 1961 г. КГБ зафиксировало появление 7705 листовок и анонимных писем, изго-товленных 2522 авторами. Имена 1039 из них были установлены. Среди авторов 364 ока-зались рабочими, 210 – студентами и школьниками, 192 – служащими, 108 – лицами без определенных занятий, 105 – пенсионерами и 60 – колхозниками. В масштабах СССР ка-кую-либо политическую роль эти люди сыграть, конечно, не могли.

 

В этот период с властью сталкивались и другие социальные группы, но они вызы-валось бытовыми причинами и не имело политической направленности.

 

В 1959 г. произошли крупные беспорядки в г. Темиртау (Казахстан). Власть давно паразитировала на энтузиазме молодежи и нетребовательности советских людей. Но го-ды шли, бытовые условия не улучшались: 3 тыс. строителей комбината в районе Темир-тау продолжали жить в палатках. Труд был организован плохо, то и дело возникали про-стои. 3 октября на базаре вспыхнули беспорядки, в ходе которых приняли участие более полутора тыс. человек. Восставшие отобрали у прибывших на нескольких машинах сол-дат оружие. Партийно-хозяйственное руководство Казахстана ввело воинские подразде-ления. 4-5 октября было убито несколько десятков человек.

В 1960–1962 гг. беспорядки произошли в 14 городах страны. Наиболее трагические последствия имели события в Новочеркасске.

 

В конце мая на электровозостроительном заводе Новочеркасска понизили расцен-ки, в результате чего заработок рабочих упал на 30%. А 1 июня 1962 г. правительство по-высило цены на мясо и молоко на 20–25%. Повышение цен стало толчком к стихийному митингу. Единственной формой общения с народом власть считала только силу, поэтому

 

к заводу были подтянуты войска и милиция численностью 200 человек. Рабочие мили-цию разогнали, войска силу не применяли. На следующий день горожане с портретами В.И. Ленина двинулись к горкому КПСС. К этому времени в город спешно прилетели члены Президиума и секретариата ЦК КПСС Козлов, Микоян, Полянский, Кириленко, Ильичев, Шелепин. Никто из них с рабочими не вышел и с жителями города не встре-тился. Между тем, преодолев заграждения из машин и танков, толпы прорвались к гор-кому. «Несколько хулиганов, – сообщалось в справке КГБ, – пробрались на балкон и в провокационных целях вывесили красное знамя и портрет В.И. Ленина». С разрешения Н.С. Хрущева по собравшимся перед горкомом был открыт огонь. 20 человек погибли сразу, 4 скончались позднее в больнице, около 40 – получили ранения.

 

На следующий день состоялись переговоры руководителей области с делегацией горожан. Сам факт участия в переговорах власти вскоре был расценен как государствен-ное преступление, все члены рабочей делегации были арестованы.

Через месяц была принята печально знаменитая 70-я статья УК РСФСР об антисо-ветской агитации и пропаганде, что означало восстановление политических репрессий. На основании этой статьи в Новочеркасске с 14 по 20 августа (то есть через два месяца по-сле трагедии, когда у руководства страны было время проанализировать причины недо-вольство рабочих, ради интересов которых большевики в 1917 г. взяли власть в свои ру-ки), состоялся суд. Обвинительное заключение принял до суда Президиумом ЦК КПСС.

В соответствии с ним, суд 7 человек приговорил к расстрелу, еще 7 были отправлены в тюрьму на срок от 10 до 15 лет.

 

Разумеется, о таких событиях в прессе не сообщалось. Да и вряд ли они могли бы радикально изменить политическую ситуацию в стране. Репрессии в 30-40- гг. сформи-ровали у людей сначала страх, а затем – конформизм. Поэтому во второй половине 50-х

– первой половине 60-х гг. общество в целом оставалось аморфным. Народ и власть по-прежнему представляли собой два мирно сосуществующих социальных слоя. Они уста-ли от недавних волнений и страха и довольствовались полученным спокойствием и уровнем жизни.

 

Контрольные вопросы и тесты

1. Почему советский народ после смерти И.В. Сталина и прекращения репрессий не восстал и не потребовал у власти ответа за преступления?

 

2. Почему в 1956–1957 г. была прекращена критика сталинизма?

3. Чья позиция в июне 1957 г. была предпочтительнее для страны – Хрущева или его противников?

4. Почему Н.С. Хрущев не смог стать реформатором, хотя от пороков сталинизма стремился освободиться?

 

5. Какая отрасль права и почему изменилась в этот период в наибольшей степени?

 

Тесты

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...