Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разграничение функций центральных и местных органов власти.




 

К началу 20-х гг. на территории бывшей российской империи существовало не-

 

сколько независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербай-джанская, Армянская, Грузинская, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная.

Дальневосточная республика – временное государственное образование в Восточ-ной Сибири и на Дальнем Востоке. Ее создание было вызвано стремлением большевист-ского правительства избежать войны с Японией, войска которой оккупировали часть Дальнего Востока. Эта республика была создана в 1920 г. Площадь – свыше 15 кв. км, на-селение – население – 1,8 млн. человек. В феврале 1922 г Красная Армия переела в насту-пление и к ноябрю 1922 г. вытеснила японцев с Дальнего Востока. Решением ВЦИК Дальневосточная республика была присоединена к РСФСР.

Украина и Белоруссия были включены в состав РССР в 1918–1919 гг., Армения и Азербайджан, Бухара и Хорезм – в 1920 г., Грузия – в 1921, Дальневосточная республика – в 1922 г. Руководство в этих республиках было передано местным коммунистам. Тем не ме-нее, и они стремились к определенным политическим и экономическим свободам. Напри-мер, Азербайджан и Грузия пытались самостоятельно вести торговлю с соседними страна-ми, срывали монополию внешней торговли, введение единой денежной единицы. С дру-гой стороны, Москва то и дело бесцеремонно вмешивалась в дела республик. Непрерывные конфликты (прежде всего, с Киевом и Тифлисом, требовали юридического разграничения полномочий между центральным правительством и местными органами власти.

 

Для этого в августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) организовало специальную ко-миссию. Ее руководитель – И.В. Сталин – полагал, что либерализм в сфере национально-го строительства времен гражданской войны был вызван ее экстремальными условиями.

 

И настаивать на их сохранении после окончания войны политически нецелесообразно, поскольку это порождает хаос, конфликты и обиды, мешает проводить единую хозяйст-венную политику. По его мнению, националисты лишь прикрывались коммунистиче-ским флагом, а на самом деле вступили на путь сепаратизма. И.В. Сталин стремился най-ти такую форму объединения, которая заставила бы республики подчиниться центру. Исходя из этого, он разработал проект автономизации. В соответствии с ним Украина, Белоруссия и закавказские республики входили в РСФСР на правах автономных. (С Бу-харской, Хорезмской и Дальневосточной республиками предполагалось сохранить преж-ние договорные отношения).

 

В письме от 22 сентября И.В. Сталин доказывал В.И. Ленину, что надо спешить с созданием нового государства, т.к. время работает против объединения. Созданная По-литбюро комиссия, некоторые партийные лидеры Украины (например, В. Затонский и Д.З. Мануильский), Центральные комитеты компартий Азербайджана и Армении под-держали сталинский план создания унитарного государства. Но Грузия и Украина вы-ступили резко против. Глава правительства Украины Х.Г. Раковский доказывал, что идеи И.В. Сталина противоречат политике нэпа. Ему удалось убедить в этом И.В. Ленина, ко-торый неожиданно изменил свою позицию. В.И. Ленин не считал идею создания уни-тарного государства принципиально ошибочной, но на тот момент несвоевременной. Поэтому предложил создать федеративный союз независимых, суверенных, равноправ-ных республик. Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев поддержали В.И. Ленина. Комиссия ЦК РКП (б) также одобрила его проект.

 

26 декабря в Москве был созван X Всероссийский съезд Советов. 30 декабря он пе-реименовал себя в первый Всесоюзный съезд Советов и в этом качестве утвердил Декла-рацию и Договор об образовании СССР в ленинском варианте. Но В.И. Ленин в это вре-мя был уже парализован и ситуацию в партии не контролировал, поэтому его идея на съезде была проведена формально, без дискуссий. Механизм ее воплощения в жизнь предварительно разработан не был.

В мировой практике федерация, построенная по этническому признаку – ред-кость. В подавляющем большинстве случае они построены по территориальному (как в США) или историческому (как в ФРГ) принципу. Фиктивность советской национальной федерации зависела не от болезни В.И. Ленина. Осенью 1922 г., фактически уже оторван-ный от управления государством, он рассуждал как теоретик. И.В. Сталин же должен был создать юридический документ. И как практик И.В. Сталин интуитивно осознавал, что в условиях нэпа и всеобщей нищеты федерализм, а тем более старое большевистское по-ложение «о праве нации на самоопределение вплоть до отделения и образования само-стоятельного государства», могут обернуться реальным основанием для развала страны.

 

 

Конституция 1924 г.Работа над новой конституцией началась в январе1923г.Конституционная комиссия активно работала с национальными республиками и облас-тями. Итогом этой работы, в частности, стало создание в ЦИК второй палаты – Совет На-циональностей, из представителей национальных регионов. Однако работой комиссии были довольны далеко не все. Ее критики считали, что комиссия поднимает не самые важные вопросы.

 

В апреле 1923 г. на XII съезде РКП (б) республиканские руководители попытались ослабить властные полномочия центральных государственных органов. Однако сделать этого не удалось.

 

В мае 1923 г. И.В. Сталин добился ареста члена своего наркомата (Народного комис-сариата по делам национальностей) Султан-Галиева, выступавшего за создание мусуль-манской автономии из народов Поволжья и Приуралья. Остальные руководители уже не выступали. В том же месяце Президиум ЦИК СССР создал 6 комиссий (по основным разде-лам конституции). В мае ЦИК СССР для окончательной редакции конституции на основе 6 комиссий создал одну из 25 человек. Х.Г Раковского, Б. Мдивани, Ф.И. Махарадзе и осталь-ных оппонентов И.В. Сталина в ней не оказалось.

 

Большевистские руководители ясно сознавали формальность, недемократическую сущность нового государственно-территориального устройства. Но полагали, что унита-ризм является более приемлемой формой коренной реконструкции всего общества, не-жели федерация:

 

− во-первых, СССР создавался как временное средство сдерживания националисти-ческих сепаратистских тенденций;

− во-вторых, большевики собирались строить общество пролетарского братства, где национальность не будет иметь значения.

 

Главная причина провала идеи создания демократического федеративного госу-

 

дарства состояла в том, что власть в новом государстве прочно контролировала РКП (б), а она была устроена недемократично.

 

В документах середины 20-х гг. подчеркивалось, что СССР представляет собой единое союзное государство, слово «федерация» встречалось в них крайне редко. В срав-нении с Конституцией 1918 г., в конституции 1924 г. значительно выросло число вопро-сов, относящихся к ведению центральных органов власти.

 

Национальная политика ВКП (б).(В связи с образованием СССР,большевистскаяпартия, именовавшаяся ранее «Российская коммунистическая партия (большевиков)» с 1925 г. стала именоваться «Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)».

Вторым аспектом проблемы образования СССР являлась национальная политика. Эта политика осуществлялась по ряду направлений.

 

Главным–было преодоление разницы в уровне жизни разных народов за счетбольшего финансирования национальных регионов. На протяжении всей дальнейшей истории действовало правило «больше тому, кто слабее».

Второе направление – уточненение административных границ проживания от-дельных народов. Например, в 1924–1925 гг. было проведено национально-государствен-ное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР Бухарской и Хо-резмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Это да-вало возможность более полно развивать национальные культурно-бытовые традиции.

Третье направление – вовлечение в систему управления национальных регионов национальные кадры. Это давало возможность формироваться национальной государст-венности.

Право

В 20-е гг. содержание права определялось узкой группой большевиков, захватив-ших власть в 1917 г. и сохранивших ее в ожесточенной гражданской войне. Однако те на-ивные схемы, которые он создали в своем воображении в предреволюционные годы и ко-торые попытались реализовать в зимой 1917–1918 гг., вызвали гражданскую войну. После ее окончания жизнь заставила большевиков действовать иначе, в результате появился НЭП. Таким образом, вторым источником права 20-х гг. стала сама жизнь, требовавшая учета экономических законов и психологии народа.

Законодательство этого периода обрело некоторые позитивные черты:

 

− были точнее определены органы, обладающие возможностями нормотворчества. Ими остались съезды Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК, наркоматы же такой воз-можности лишились,

 

− VIII Всероссийский съезд Советов (1920 г.) обязал Президиум ВЦИК не позднее чем за две недели до начала сессии ВЦИК публиковать в печати проекты нормативно-правовых актов,

 

− законодательными правами (в социальной сфере) были наделены некоторые об-щественные организации, например – ВЦСПС,

 

− были созданы первые советские кодексы,

− появились такие важные правовые категории как: «правовая ответственность», «правовые гарантии», «»правовые санкции», «субъективное право». Это даже в некоторой степени закладывало основы правовой культуры1.

 

Но негативных черт было бесконечно больше.

 

Прежде всего, сама идея права рассматривалась как буржуазная, с ее дальнейшим отрицанием. В 1921–1922 гг. среди большевиков-юристов развернулась дискуссия о «ре-волюционной законности»2. Прийти к пониманию необходимости права ее участникам не удалось. Большевики-юристы знали, что НЭП – вынужденная политика, поэтому по-прежнему пропагандировали нигилистическое отношение к праву. Председатель Вер-ховного суда РСФСР (!) П.С. Стучка писал: «С точки зрения исторического материализма, права, как какой-то самостоятельной силы, регулирующей общественные отношения людей, нет»3. Эту точку зрения полностью разделял Л.М. Каганович: «Наши законы оп-ределяются революционной целесообразностью в каждый данный момент»4.

 

Поставить себя в правовые рамки власть не могла и не хотела. В результате в зако-нодательстве сохранялись пробелы, заполнявшиеся «революционной законностью». Ста-тья 9 УК РСФСР 1922 и ст. 4 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1923 г. опреде-ляли «социалистическое правосознание» руководящим началом для применения кодек-сов. Это было немного лучше, чем «революционное сознание», но принципиально си-туация не менялась.

Законодательство этого периода сочетало в себе два противоположных начала: за-конность и беззаконие. Первое проявлялось в создании кодексов, а второе – в деятельно-сти репрессивной системы, которая фактически оказалась вне законодательных рамок.

 

 

Конституция СССР 1924 г.

 

Работа над новой конституцией началась в январе 1923 г. Конституционная ко-миссия активно работала с национальными республиками и областями. Итогом этой ра-боты, в частности, стало создание в ЦИК второй палаты – Совет Национальностей , из представителей национальных регионов. Однако работой комиссии были довольны да-леко не все. Ее критики считали, что комиссия поднимает не самые важные вопросы.

 

В апреле 1923 г. на XII съезде РКП (б) республиканские руководители попытались ослабить властные полномочия центральных государственных органов. Однако сделать этого не удалось.

 

В мае 1923 г. И.В. Сталин добился ареста члена своего наркомата (Народного ко-миссариата по делам национальностей) Султан-Галиева, выступавшего за создание му-сульманской автономии из народов Поволжья и Приуралья. Остальные руководители уже не выступали. В том же месяце Президиум ЦИК СССР создал 6 комиссий (по основ-ным разделам конституции). В мае ЦИК СССР для окончательной редакции конститу-ции на основе 6 комиссий создал одну из 25 человек. Х.Г Раковского, Б. Мдивани, Ф.И. Махарадзе и остальных оппонентов И.В. Сталина в ней не оказалось.

 

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и До-говора об образовании СССР.

В Декларации изложены причины, вызвавшие объединение РСФСР, УССР, БССР

 

и ЗСФСР (Армения, Азербайджан и Грузия) в рамках единого государства, и принципы, на которых создавался СССР. Она была написана еще в 1922 г. для I Съезда Советов СССР

 

и вошла в текст Конституции без изменений.

 

Договор же подвергся значительному увеличению: если в 1922 г. он насчитывал 26 статей, то в 1924 г. их стало 72. Договор подразделялся на 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР, 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, 3. О Съезде Советов СССР, 4. О Центральном Исполнительном Комитете

 

СССР, 5. О Президиуме ЦИК СССР , 6. О СНК СССР, 7. О Верховном Суде СССР, 8. О На-родных комиссариатах СССР, 9. Об ОГПУ, 10. О союзных республиках, 11. О гербе, флаге и столице СССР.

 

Высшими органами власти в СССР являлись съезд Советов. В период между съезда-ми работал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), состоявший из двух палат – Союзного Совета и Совета Национальностей. Нижней палатой был Союзный Совет. Он состоял из 414 человек (по 5 человек от каждой союзной и автономной республик и по одному – от автономных областей). Верхней палатой считался Совет Национальностей. Он состоял из 100 человек. На совместном заседании обеих палат избирался Президиум ЦИК в количестве 21 человека. ЦИК образовывал исполнительные органы – СНК.

 

Создавалось также 10 наркоматов: 5 общесоюзных (иностранных дел, военных и морских , внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов) и 5 одноименных. По-следние имели в республиках одноименные наркоматы. Помимо одноименных в респуб-ликах имелись республиканские наркоматы: земледелия, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

 

Большевистские руководители ясно сознавали формальность , недемократическую сущность нового государственно-территориального устройства. Но полагали, что унита-ризм является более приемлемой формой коренной реконструкции всего общества, не-жели федерация:

 

− во-первых, СССР создавался как временное средство сдерживания националисти-ческих сепаратистских тенденций;

 

− во-вторых, большевики собирались строить общество пролетарского братства, где национальность не будет иметь значения.

 

Главная причина провала идеи создания демократического федеративного госу-дарства состояла в том, что власть в новом государстве прочно контролировала РКП (б), а она была устроена недемократично.

 

В документах середины 20-х гг. подчеркивалось, что СССР представляет собой единое союзное государство, слово «федерация» встречалось в них крайне редко. В срав-нении с Конституцией 1918 г., в конституции 1924 г. значительно выросло число вопро-сов, относящихся к ведению центральных органов власти.

Гражданское право.К подготовке гражданского кодекса в Наркомюсте приступи-ли в 1921 г. Перед законодателем стали две противоположные задачи. С одной стороны, жизнь требовала признания права на существования частной собственности на средства производства. С другой – отрицание частной собственности являлось экономической ос-новой марксизма.

 

Авторы первоначального проекта воспринимали НЭП как новый этап большеви-стского государства, принципиально отличающегося от политики «военного коммуниз-ма» гражданской войны. Они воспользовались давно разработанными на Западе граж-данско-правовыми нормами и заложили определенные правовые возможности для пред-принимательства. Однако, ознакомившись с проектом, В.И. Ленин настоял на расшире-нии вмешательства государства в частноправовые отношения. В результате кодекс вышел противоречивым: с одной стороны, путем предоставления предпринимателям граждан-ско-правовых свобод, он должен был помочь поднять экономику из руин, с другой – не позволить реанимироваться частнособственническим тенденциям и настроениям.

 

ГК РСФСР был принят в 1922 г. Он состоял из 435 статей, сгруппированных в че-тыре раздела: общая часть, вещное, обязательственное и наследственное право.

 

Закон различал государственную, кооперативную и частную формы собственно-сти. Но экономическая сфера находилась под жестким контролем со стороны государст-ва, поэтому свобода предпринимательской деятельности была существенно ограничена. Власть определяла виды и размеры имущества, дозволенного в частнопредприниматель-ской сфере. Например, владельцы полученных по наследству домов не могли их продать. Для сдающих свои дома в наем устанавливались предельно допустимые размеры платы с жильцов. Закон не давал возможность участникам договора самим определить размеры договорных сумм и сроки договоров и другие элементы обязательств, договоры займа не должны были превышать 6%. Причем местные должностные лица произвольно увеличи-вали ограничения для предпринимателей, и власть смотрела на это сквозь пальцы. Все это происходило потому, что законодатель рассматривал НЭП как временный период, а, следовательно, и ГК РСФСР – как временный кодекс.

 

Земельное право.Переход к НЭПу потребовал внесения изменений в сущест-вующие нормативно-правовые акты, которые регулировали земельные отношения в де-ревне. Поэтому в октябре 1922 г. ВЦИК принял Земельный кодекс РСФСР. Он состоял из Основных положений и трех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских зем-лях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении». В нем были развиты положения, впервые сформулированные еще Декретом о земле: отме-на частной собственности на землю, запрет на покупку, завещание, дарение, залог и про-дажу. Новеллой было лишь его соответствие периоду НЭПа: в случае, когда крестьянская семья была не в состоянии обработать свой участок земли, допускалась трудовая аренда (на срок не более года разрешалась).

Но развитие НЭПа требовало дальнейшего развития рыночного механизма в де-ревне. И в 1925 г. СНК разрешил применение наемного труда в крестьянских хозяйствах. Разумеется, власть подробно оговорила права батраков.

 

Колхозное право.Основным предназначением той отрасли права являлось упро-щение процесса создания коллективных хозяйств. Начало ему было положено принятым в августе 1921 г. совместным декретом ВЦИК и СНК «О сельскохозяйственной кооперации».

 

В первой половине 20-х гг. крестьяне больше объединялись ради совместно произ-водственного снабжения и сбыта продукции. Во второй половине – началось увеличение числа производственных кооперативов. Это позволило ЦИК и СНК СССР в марте 1927 г. принять постановление «О коллективных хозяйствах», в котором были намечены меры помощи всем формам объединений крестьян: товариществам по совместной обработке земли, артелям и коммунам. Правительство предоставляло им разнообразные льготы.

Финансовое право.Полный развал экономики в целом и финансов в частностивынудили большевиков перейти к НЭПу. Осуществление экономической цели – создание безрыночной, плановой экономики – на время пришлось отложить. Вместо этого нача-лось создание налоговой системы, стабилизации финансов и бюджета. Работа в этом на-правлении началась с принятия в октябре 1921 г. ВЦИКом декрета «О мерах по упорядо-чению финансового хозяйства».

 

Была восставлена кредитная система, созданы коммерческие, кооперативные и коммунальные банки.

В 1922 г. несколько видов налогов было сведено в единый натуральный, а на следую-щий год, когда финансовая система окрепла, натуральный налог заменили на денежный.

 

Устанавливался бюджет страны. В 1921–1923 г. была проведена финансовая ре-форма, укрепившая советский рубль. Это позволило правительству приступить к введе-нию внутренних государственных займов. И все-таки, из-за бедности населения в сере-дине 20-х гг. 70% бюджета формировалось за счет отчислений предприятий.

В 1921 г. в определенной степени была восстановлена финансовая автономия гу-бернских органов власти.

 

В проведении финансовой политики правительство осуществляло классовый под-ход. Например, с простого единоличника брали 18 руб. налога, а с крепкого хозяина – 172 руб. На сверхприбыль был установлен специальный налог. К 1927 г. более 30% бедняцких хозяйств было вообще освобождено от налога.

Уголовное право.С окончанием гражданской войны чрезвычайная юрисдикциявроде бы себя изжила, поэтому в 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР. Он состо-ял из Общей части и Особенной. Части делились на главы, а те, в свою очередь – на ста-тьи. Всего в нем насчитывалось 227 статей.

В Общей части определялись пределы действия УК, общие начала применения наказания, порядок определения наказания, их виды и порядок отбывания.

 

Особенная часть подразделялась на 8 глав: 1. Государственные преступления,

2. Должностные (служебные) преступления, 3. Нарушение прав отделения церкви от госу-дарства, 4. Преступления хозяйственные, 5. Преступления против жизни, здоровья, свобо-ды и достоинства личности, 6. Имущественные преступления, 7. Воинские преступления,

8. Нарушения правил, охраняющих здоровье, общественную безопасность и порядок.

УК был написан на основе теории «социальной защиты». Его цель состояла не в наказании конкретных преступников и правонарушителей (не случайно в нем нет поня-тия «наказание»), а «социальная защита» от потенциальных противников – «лиц, пред-ставляющих опасность своей связью с преступной средой или своей прошлой деятельно-стью». Например, уголовные наказания применялись к членам небольшевистских пар-тий. А поскольку в стране разрешенной осталась лишь ВКП (б), то все остальные партии считались антисоветскими. Ее членов наказывали даже в том случае, если суд не находил

 

в их действиях состава преступления.

Мера наказания определялась не рамками «от» и «до», а «не ниже…». То есть суд определял лишь верхнюю планку наказания.

 

Смертной казни в перечни видов наказания не было. В соответствии с программ-ной установкой РУП (б), она уходила в прошлое. Однако в статье 33 делалась оговорка, что революционные трибуналы могут применять эту меру. Даже в годы гражданской войны смертная казнь рассматривалась как чрезвычайная мера наказания, теперь же она вводилась в обычную практику уголовного права.

 

Хотя роста преступности в 20-е гг. не отмечалось, суды все реже приговаривали к штрафам и принудительным работам и все чаще – к лишению свободы.

Смысл реформы уголовного законодательства заключался в устранении чрезвы-чайных мер времен гражданской войны. Но сделать этого не удалось, наоборот: если раньше ВЧК была органом временным и чрезвычайным, то ГПУ стало постоянным и официальным. Термин «контрреволюционер» трактовался очень широко.

 

В 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР. Это был общесоюзный уголовный кодекс. Каких-либо принципиальных изменений этот ко-декс не внес. Власть по-прежнему делала различие между преступлениями, «направлен-ными против основ советского строя», и всеми остальными. По отношению к первым, помимо наказания за конкретные действия, к «контрреволюционерам» применялись «меры социальной защиты»: наказание могло последовать за принадлежность к опреде-ленной потенциально опасной для большевистской власти социальной группе.

Свой кодекс большевистская власть традиционно нарушала. Так, через три месяца после введения в действие УК РСФСР, ВЦИК предоставил ГПУ право внесудебной распра-вы вплоть до расстрела. Таким образом, даже при наличии норм УК, призванных защитить граждан от произвола государства, эти нормы сознательно игнорировались самой властью. Не имея возможности доказать право на свое существование с помощью политической аги-тации, большевики охраняли свою власть путем применения уголовных норм.

 

Трудовое право.Кодекс законов о труде(КЗоТ)был утвержден постановлениемВЦИК в ноябре 1922 г. Он состоял из общей части и 17 разделов (192 статьи): 1. О порядке найма и предоставлении рабочей силы, 2. О порядке привлечения к трудовой повинно-сти, 3. О коллективных договорах, 4. О трудовом договоре, 5. О правилах внутреннего трудового распорядка, 6. О нормах выработки, 7. Вознаграждение за труд, 8. Гарантии и компенсации, 9. Рабочее время, 10. Время отдыха, 11. Об ученичестве, 12. Труд женщин и несовершеннолетних, 13. Охрана труда, 14. О профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах по разрешению конфликтов по рассмотрению дел по наруше-нию законов о труде, 16. О социальном страховании.

 

В условиях окончания войны отпала необходимость в трудовых мобилизациях. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений большевистское государство перешло к методам свободного найма рабочей силы. Отныне основанием для поступления на работу становился трудовой договор. Поскольку появились частные и кооперативные предприятия, то большая роль в защите прав трудящихся отводилась профсоюзам.

 

Семейное право.В20-е гг.в обществе были распространены иллюзии относитель-но быстрого революционного переустройства всей жизни, и, в частности, института бра-ка. Считалось, что брак – это один из пережитков прошлого. Поэтому широко распро-странился гражданский, или фактический брак. Его признание в качестве юридического стало основным нововведением нового Семейного кодекса 1926 г.

 

«Кодекс законов о браке, семье и опеке». От прежнего кодекса он отличался значи-тельно большим объемом: состоял из 4 разделов и 143 статей.

Признание гражданского брака законным устранило из оборота понятие «внебрач-ные дети». Но не устраняло установление отцовства с последующей выплатой алиментов.

 

Брачный возраст повышался для женщин с 16 лет до 18.

 

Восстанавливался институт усыновления.

 

Гражданское процессуальное право.Гражданский процессуальный кодексРСФСР был принят в 1923 г. Он состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.

 

ГПК РСФСР последовательно регламентировал все стадии гражданского процесса, закреплял гарантии объективности рассмотрения дел судами. Источниками являлись действующее законодательство, распоряжения высших и местных органов государствен-ного управления (издаваемых в пределах их компетенции). ГПК уходил от порочной практики вынесения решений на основе революционного правосознания.

 

Уголовно-процессуальное право.Первый УПК РСФСР был принят в1922г.,а уже

 

в 1923 г. – новый, более совершенный. Он состоял из шести отделов (которые делились на 32 главы и 465 статей).

 

Кодекс утвердил процессуальные гарантии неприкосновенности личности. Важ-нейшей из них являлся принцип лишения свободы и заключения под стражу только в по-рядке, определенным в законе (ст. 5 УПК РСФСР). Однако на органы ОГПУ этот принцип не распространялся. Не в полной мере его соблюдали и правоохранительные органы.

 

УПК РСФСР значительно расширил право обвиняемого на защиту. Прежде всего, пре-дусматривалось обязательное участие защитника при рассмотрении дел в суде. Суд был обя-зан исследовать все обстоятельства дела, включая те, что могли смягчить вину обвиняемого.

 

В определенной степени это привело к сокращению масштабов репрессий, однако полностью оградить граждан от произвола государства не удалось. В кодексе не нашла место такая важнейшая гарантия права личности, как презумпция невиновности.

 

Суды должны были рассматривать дела даже в случае неполноты законов или их неясности. Это ориентировало суды на применение аналогии, что влекло за собой произ-вол властей. Как в гражданском, так и в уголовном процессе действовал только кассаци-онный порядок пересмотра судебных решений.

 

Значительным шагом назад, в сравнении с дореволюционным уголовным пра-вом, являлось применение наказания по аналогии. Отталкиваясь от «революционного сознания», судья наказывали за действия, которые не определялись в УК РСФСР как преступные.

 

Исправительно-трудовое право.Исходя из убеждения,что основным средствомперевоспитания правонарушителей является труд, СНК РСФР в ноябре 1921 г. принял декрет «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы».

 

В октябре 1924 г. ВЦИК утвердил «Исправительно-трудовой кодекс РСФСР». Он регулировал организацию и режим содержания осужденных.

Кодекс состоял из общих положений и 10 отделов. Предполагалось, что содержа-ние заключенных «не должно иметь целью причинение физических страданий и униже-ние человеческого достоинства». Вместо развития тюремной системы, был взят курс на увеличение «трудовых, сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и пе-реходных исправительно-трудовых домов».

 

Режим содержания заключенных зависел от их классового происхождения: два дня работы заключенных из рабочих и крестьян засчитывался за три. Профессиональные преступники и заключенные «не из трудящихся» содержались в более суровых условиях.

 

Контрольные вопросы и тесты

 

1. Почему НЭП весной 1921 г. охватил только сферу экономики и не коснулся политики?

 

2. Почему большевики разгромили восстание крестьян Тамбовской и Воронежской губерний?

3. Почему в 20-е гг. в СССР исчезла демократия?

4. Какой в действительности была форма административно-территориального уст-ройства СССР: федеративной или унитарной?

5. Кто из членов Политбюро в 20-е гг. имел высшее образование?

6. Что такое «номенклатура»?

7. Чем было вызвано массовое распространение в 20-е гг. фиктивных браков?

8. Почему не удалось создать реальную федерацию, несмотря на то, что она была за-креплена конституционно?

Тесты

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...