Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Государство и общество в послевоенные годы




Государственный механизм

 

Система власти.Победа в войне в глазах партийно-государственного руково-дства подтвердила эффективность существовавшего в Советском Союзе строя. Поэтому никаких изменений в отношении государства и общества, государства и партии, персо-нальных изменений в руководстве страны после 1945 г. не произошло. И.В. Сталин со-хранил все высшие партийные посты, должности Председателя Совета Министров и Министра обороны (до марта 1947 г.). Он правил с помощью ближайшего окружения, куда входили все те же, проверенные временем, лично преданные ему А.А. Андреев, Л.П. Берия, Н.А. Вознесенский, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов, Л.М. Каганович, Г.М. Ма-ленков и Н.С. Хрущев.

В феврале 1946 г. состоялись выборы в Верховный совет СССР, в феврале 1947 г. – в Верховные советы союзных республик. Верховный совет СССР собирался по одному разу

в год, хотя по Конституции 1936 г. было положено проводить две сессии в год. В его ком-петенцию входила не разработка, а утверждение государственного бюджета и указов Президиума Верховного совета.

 

В марте 1946 г. в целях повышения оперативности, Президиум было сокращен с 42 человек до 16. Ясно, что эти люди физически не могли вести огромную законодатель-ную работу и что этот орган также являлись декоративным.

И.В. Сталин и партию лишил остатков власти. К июню 1941 г. в рядах ВКП (б) на-считывалось около 4 млн. За годы войны в нее вступили 5, 3 млн. человек, из них 3 млн. погибло. Это говорит о преданности народа Родине и сложившейся системе. Однако И.В. Сталин ни с кем не собирался делиться властью. Поэтому до октября 1952 г. съезды партии не собирались. С февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. не проводились пленумы ЦК. Если в начале 30-х гг. Политбюро собиралось по нескольку раз в неделю, то в 1950 г. засе-дания Политбюро были проведены 6 раз, в 1951 г. – 5 раз, в 1952 г. – 4 раза. Причем По-литбюро в полном составе никогда не работало.

 

И.В. Сталин определял, прежде всего, политическую линию, направление внеш-ней и внутренней политики. Но, отобрав власть у конституционных органов, он просто заблокировал работу государственного механизма. Его ближайший соратник, В.М. Моло-тов, через много десятилетий, вероятно, с горечью признал: «…Стоит вспомнить поста-новления Совета министров и ЦК. В Совете министров их принимали очень много, в не-делю иногда до сотни. Эти все постановления Поскребышев в большом пакете направлял на дачу на подпись. И пакеты, нераспечатанные, лежали на даче месяцами. А выходили все за подписью Сталина. Громадная куча, которая просто не распаковывалась. Когда мы обсуждали, он расспрашивал, что вы там сегодня делали, какие были вопросы, ну, мы обедали, обсуждали, разговаривали, а поспорить — спорили, делились между собой и с ним. Естественно, вопросы выяснялись, если они были неясными, но читать ему все эти

История российского государства и права

 

бумаги, конечно, было бессмысленно. Потому что он просто стал бы бюрократом. Он был не в состоянии все это прочитать…»1. Такое руководство не могло быть эффективным.

 

Судебные органы.Улучшить работу судебной системы в условиях сталинизмабыло, конечно, очень трудно. И все-таки, после установления в июне 1948 г. ответствен-ности судей пред дисциплинарными коллегиями, обвинительная направленность судеб-ной системы несколько уменьшилась. Отныне дисциплинарные проступки судей стало рассматривать не Министерство юстиции или его подразделения, а судебные коллегии. Они образовывались из председателя суда или его заместителя и двух членов по назначе-нию председателя.

Репрессии.Репрессии имели разную форму.В лучшем случае дело ограничива-лось материальным наказанием, когда на несколько месяцев устанавливались вычеты из зарплаты. Самым страшным был расстрел. Применение этой меры, в сравнении с перио-дом 1937–1938 гг., уменьшилось, поскольку не приносило экономического эффекта.

А численность увеличилась: в 1940 г. их насчитывалось 1,6 млн. человека, в 1953 г. –

2,5 млн. чел. Из них более половины было осуждено незаконно. В целом только за 1948– 1953 гг. новыми жертвами сталинских репрессий стали более 6,5 млн. человек.

Проводившиеся в те годы репрессии можно вызывались следующими причинами.

1. Подавляющая масса незаконно осужденных оказалась в заключении из-за не-эффективности экономической системы. После разрушения рыночного механизма с ее материальной заинтересованностью работников в результатах своего труда страх наказа-ния становился основным методом производственных отношений. С одной стороны, все трудоспособное населения знало, `что может последовать за нарушение трудовой дисци-плины. Поэтому многие работали, хотя работа не приносила ни удовольствия, ни денег. С другой стороны, труд заключенных государству ничего не стоил. Поэтому партийно-государственное руководство страны придумывало все новые и новые наказания. Так, в июне 1947 г. за хищение государственной собственности сроки наказаний были увеличе-ны до 10–25 лет. О населении, находящемся в условиях тотального дефицита и нищеты, для которого воровство часто было жизненно необходимым поступком, никто не думал. Причем к лишению свободы приговаривались и лица, виновные в недоносительстве.

Помимо заключенных, к предприятиям с тяжелыми условиями труда были при-креплены около 2,3 млн. спецпоселенцев. Большинство детей спецпоселенцев, достигших 16-летнего возврата, становились на учет в спецпоселения. Женщина, вышедшая замуж за спецпоселенца, приобретала его статус.

 

2. Вторую группу заключенных составляли депортированные с присоединенных в 1939–1940 гг. к СССР территорий. После войны там начались радикальные социальные преобразования. Число активных противников этих преобразований не могло быть большим. Тем не менее, из западных областей Украины и Белоруссии было депортиро-вано в Сибирь около 300 тыс. человек, из Литвы – 400 тыс., из Латвии – 150 тыс., из Эсто-нии – 50 тыс., из Молдавии – тысячи.

3. В третью группу попали партийно-государственные руководители, а также лю-ди и организации, каким-либо образом связанные с теми, против кого был направлен ос-новной удар. Их число не было значительным – несколько тысяч. Но именно эти репрес-сии парализовали работу партийно-государственного аппарата, поскольку исключили какие-либо дискуссии при обсуждении внутренних и внешнеполитических проблем.

В центре террористической системы находился И.В. Сталин. Он лично подписы-вал приказы об ужесточении пыток, редактировал обвинительные заключения и фабри-

 

 


ковал дела. При нем ничье положение не было стабильным – ни членов Политбюро, ни маршалов.

 

Весной – летом 1946 г. было сфабриковано «дело авиаторов». В соответствии с ним были арестованы главнокомандующий ВВС маршал А.А. Новиков, маршал С .А. Худяков, главный инженер ВВС А.К. Репнин, нарком авиационной промышленности А.И. Шаху-рин и ряд других высокопоставленных лиц.

 

В 1948 г. начало разворачиваться «ленинградское дело» – серия сфабрикованных дел против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда.

 

В 1950 г. были расстреляны член Политбюро ЦК ВКП (б), заместитель Председателя Со-вета министров Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Кузнецов, первый секре-тарь Ленинградского обкома П.С. Попков, председатель Госплана М.В. Басов и еще целый ряд менее именитых чиновников. В течение 1950-1952 гг. в тюрьме оказались свыше 200 партийных и советских работников Ленинграда, а также их близкие и дальние родствен-ники. Более 2 тыс. руководящих партийных и хозяйственных работников потеряли свои места, сотни были исключены из партии.

В мае 1952 г. по приказу И.В. Сталина репрессивные органы организовали процесс по делу Еврейского антифашистского комитета. Он был создан еще в годы войны, после

 

ее окончания превратился в центр национального объединения. Комитет выдвинул идею создания еврейской автономии в Крыму или Поволжье. Но власть объявила деятельность комитета «проамериканским сионистским заговором». В 1948 г. сотрудниками МГБ был убит его руководитель – выдающийся актер С. Михоэлс. Такая же страшная участь по-стигла остальных членов руководства через четыре года: в мае – июле 1952 г. по «реше-нию суда» 13 руководителей комитета из 15 были расстреляны.

 

МГБ сфабриковало также «Мингрельское дело», против лиц, якобы ставивших цель ликвидацию советской власти в Грузии, «дело врачей».

 

 


Эффективность сталинизма

 

«Холодная война».Образование антифашистской коалиции во второй половине1941 г. явилось результатом существования общего врага. С разгромом Германии союзни-ки перестали нуждаться друг в друге, и на поверхность вышли прежние непримиримые противоречия.

 

До Второй мировой войны СССР для западноевропейских стран представал в виде замкнутой системы, пытающейся вести подрывную работу через коммунистические пар-тии. Серьезно дестабилизировать положение в капиталистических странах эти партии не могли. К лету 1945 г. ситуация принципиально изменилась: СССР приобрел пугающую военную мощь, его войска заняли половину Европы . И.В. Сталин явно нарушал достиг-нутые в феврале 1945 г. на встрече с Ф.Д. Рузвельтом и У. Черчиллем в Ялте договоренно-сти по послевоенному устройству Европы. Так, предусмотренные решениями Ялтинской конференции выборы послевоенного польского правительства проведены не были.

В Польше и Восточной Германии Москва отдала ключевые портфели просоветски на-строенным политикам. Под давлением Москвы румынскому королю Михаю и президен-ту Чехословакии Бенешу пришлось сделать то же самое. В контролируемых Западом Гре-ции и Испании тоже существовали отнюдь не демократические режимы. Но в отличие от И.В. Сталина, который практически не поднимал вопросов о внутреннем устройстве ок-купированных Англией и США стран, У. Черчилль и Г. Трумэн выступали против искус-ственного создания в Болгарии и Румынии прокоммунистических режимов. И.В. Сталина это не могло не раздражать.

История российского государства и права

 

С 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме проходила третья, последняя встреча руко-водителей держав-победителей. На конференции английская и американская делегации от-казались от согласованного в Ялте решения по репарациям Советскому Союзу и выступили с предложением об их сокращении. Они плохо представляли себе масштабы разрушений в Советском Союзе и рассматривали будущие репарации лишь как средство дальнейшего усиления своего бывшего союзника. Это было крайне негативно воспринято И.В. Сталиным.

 

Неожиданно для союзников он выдвинул требования о приобретении военно-морской базы в Дарданеллах, возвращении Карса и Ардагана, которые Турция получила

в соответствии с Брест-Литовским договором. И.В. Сталин заявил также о заинтересован-ности СССР в изменении политического режима в бывших итальянских колониях Сирии и Ливане, получении в Греции военно-морской базы и изменении режима проливов Босфора и Дарданелл.

С осени 1945 г. в Москве и Вашингтоне начали раздаваться резкие высказывания в адрес друг друга.

В сентябре на Лондонском совещании советская делегация выдвинула новый па-кет требований: получить под свой протекторат Ливию, включить СССР в управление Марокко, по возможности изменить политические режимы в Ливане и Сирии, исключить из всех переговоров Францию и Китай как не оказавших влияние на ход Второй мировой войны. В то же время, СССР отказался проводить свободные выборы в Румынии и Болга-рии, рассматривая их не как освобожденную от фашизма территорию, а как свою зону влияния. В декабре в Северном Иране (который в соответствии с договором от 1941 г., на-ходился в совместном управлении с Англией и откуда к весне 1946 г. СССР должен был уйти) СССР создал марионеточные Автономную республику Азербайджан и Курдскую народную республику.

 

Ни одна из этих целей не являлась жизненно необходимой для СССР, но сам факт их постановки имел катастрофические для СССР последствия.

Наткнувшись на твердую позицию США и Англии в отношении Ирана и Турции,

 

СССР от них отказался. В то же время, неправильно истолковав ялтинское заявление Руз-вельта, что США выведут свои войска из Европы через два года по окончании войны, СССР

 

занял непримиримую позицию в отношении оккупированных им европейских стран.

 

В декабре СССР заявил, что крупные международные вопросы он намерен решать только с США. Сталин не собирался вступать в конфронтацию с Западом. Он наивно предполагал договориться с США о разделе сфер влияния, подобно тому, как в августе 1939 ему удалось договориться с фашистской Германией.

Таким образом, в течение 1945 г. СССР показал себя как агрессивное государство, требующее территориального раздела мира. (В отличие от США, которые центральную роль в послевоенном устройстве мира отводили ООН).

И.В. Сталин редко обосновывал свои решения. Лишь по каким-то отдельным фак-там можно понять, чего он хотел и добивался.

 

По всей видимости, в 1946 г. он еще рассчитывал на помощь бывших союзников по антифашистской борьбе. И, вероятно, ради этого он был согласен на улучшение имиджа

 

СССР в глазах мирового сообщества. Одним из направлений этого стал отказ от револю-ционных символов, в частности, с 1946 г. Красную армию переименовали в Советскую армию, а Совет народных комиссаров – в Совет министров.

Между тем, в марте 1946 г., в разгар противостояния в Иране, У. Черчилль в при-сутствии президента США Г. Трумена произнес в штате Миссури свою знаменитую речь. Он утверждал, что государственная власть в СССР осуществляется диктатором, дейст-вующим через фиктивную политическую партию и опирающимся исключительно на

 

278

 

политическую полицию; что основной целью СССР стало безграничное расширение сво-его влияния через коммунистические партии Европы и насаждение таких же партий по всему миру. Поэтому англо-говорящие народы должны остановить наступление этой аг-рессивной системы. В ответ И.В. Сталин сформулировал более жесткую внешнеполити-ческую линию.

 

В 1946 г. возник новый очаг разногласий. США заявили, что настало время переда-чи решения германской проблемы в руки немецкому народу. На словах СССР также вы-сказывался за воссоединение Германии, но на деле приступил к переустройству своей зо-ны оккупации по советскому образцу. В том же году СССР начал оказывать (наряду с Югославией и своими марионеточными правительствами в Болгарии и Албании) пря-мую помощь греческим коммунистам-партизанам.

В феврале 1947 г. Г. Трумэн в послании Конгрессу США наметил план конкретных экономических, военных и идеологических действий по предотвращению расширения советской сферы влияния.

 

В том же месяце в Москве возобновилось обсуждение германской проблемы. Со-ветская делегация отвергла американское предложение о нейтралитете Германии. Аме-риканская же сторона отклонила советское предложение о новых репарациях из Герма-нии. По ее мнению, Германия могла превратиться в новый очаг напряженности, чего ев-ропейские страны не хотели.

 

После провала московских переговоров американская сторона сделала вывод о не-обходимости быстрой экономической помощи пострадавшим в войне странам. СССР уже несколько лет настойчиво добивался от США кредитов. В Москве полагали, что они должны выделяться без каких-либо политических условий. Однако в США эти кредиты предлагали на условиях развития демократии, частного предпринимательства, соблюде-ния прав человека и удаления из правительств европейских стран коммунистов. Принять эти условия антинародное и антидемократическое сталинское руководство не могло. Под его давлением от американской помощи отказались сначала Польша и Чехословакия, а затем Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия.

 

Вскоре СССР настоял на удалении из правительств Восточной Европы социал-демократов. В сентябре 1947 г. в Польше представители семи коммунистическим партий Восточной Европы и также коммунистических партий крупнейших стран Западной Европы

 

– Франции и Италии – создали координационный центр – Информационное бюро комму-нистических и рабочих партий (Коминформ). Эта была жесткая структура, насаждавшая со-ветский вариант политической системы, какие-либо отклонения от нее исключались.

С 1947 г. в США стали разрабатываться планы прямого военного нападения на Со-ветский Союз. Со своей стороны СССР усилил поддержку подрывных сил внутри капи-талистического мира и форсировал проведение тоталитарных реформ в оккупирован-ных странах. Началась «холодная война».

 

Гонка вооружений.Борьба с США на дипломатическом уровне,глубинные пре-образования в оккупированных Красной Армией странах Восточной Европы советскому народу не стоили больших средств. Гораздо больше тяжелые последствия имела гонка вооружений. Концентрация гигантских капиталовложений для достижения этой цели велась в ущерб повышению уровня жизни народа. Начать гонку вооружений в разорен-ной стране мог лишь диктатор, которого не волновали интересы народа. Завоевание ми-рового пространства для него было гораздо более важно задачей.

Между тем, Советский Союз лежал в развалинах. В годы войны ради обеспечения армии всем необходимым советский народ выбивался из последних сил. СССР не являлся сверхдержавой. Его экономический потенциал был ниже американского приблизительно в 5 раз. В совокупности же с остальными странами Запада этот разрыв представлял ог-

 

История российского государства и права

 

ромную величину. В этих условиях задача советского правительства должна была сосре-доточиться на возрождении экономики и повышении катастрофически низкого уровня жизни народа. Важнейшим условием этого мог стать отказ от амбициозных планов завое-вания политического влияния в Европе. Именно такой вариант внешней политики пы-тался сформулировать заместитель министра иностранных дел Литвинов. Однако он не обладал политическим влиянием. Сталин же и его окружение считали, что до большой войны дело не дойдет, а расширение сферы влияния СССР стоит тех жертв, которые придется принести. Поэтому он взял курс на противоборство с Западом.

 

Работы над атомным оружием начались в СССР с постановления ГКО от 28 сен-тября 1942 г. «Об организации работ по урану». В то время армия и страна находились в крайне тяжелом положении, и урановой проблеме не придавалось большого значения. Работы вели около 100 физиков, ограниченных в средствах. Летом 1945 г. И.В. Сталин осуществил свой довоенный план захвата Европы, фактически половина цивилизованно-го мира оказалась завоевана. И вдруг на его пути стало появившееся у США атомное оружие. Поэтому И.В. Сталин приказал эти работы ускорить. 20 августа под руково-дством Л.П. Берии был создан специальный комитет по атомной энергии, куда вошли А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и И.В. Курчатов.

До середины 1948 г. И.В. Сталин не определился в выборе: попытаться ли превратить

 

СССР в атомную супердержаву или сосредоточить силы на решении социальных проблем со-ветского народа. В его окружении группа А.А. Жданова, Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина склонялась к необходимости сосредоточиться на повышении уровня жизни народа. А группа Г.М. Маленкова и Л.П. Берии ратовала за установление мирового лидерства Советского Союза. С середины 1948 г. И.В. Сталин принял сторону Маленкова и Берии.

 

Во второй половине 40 -х гг. возникли 10 закрытых атомных городов: Арзамас-16, Челябинск-70, Челябинск-65, Залатоуст-36, Свердловск-45, Пенза-19, Красноярск-26, Томск-7 с населением в сотни тыс. человек. В 1949 г. в Китае к власти пришла коммуни-стическая партия во главе с Мао Цзэдуном. Это давало И.В. Сталину неисчерпаемый ис-точник живой силы, что наряду с атомным оружием делало СССР непобедимым. И дик-татор приказал увеличить темпы подготовки к войне с Западом. На атомную программу работала вся страна. Президент Академии наук СССР позднее вспоминал: «Теперь можно открыто и прямо сказать, что значительная доля трудностей, пережитых нашим народом

в послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы с тем, чтобы сделать все возможное для успешного завершения в самые сжатые сроки научных исследований и технических проектов для производства ядерного оружия»1.

 

В результате в сентябре 1949 г. было проведено успешное испытание советской атомной бомбы.

Параллельно этому велись работы по созданию средств доставки атомного ору-жия. В мае 1949 г. была удачно испытана баллистическая ракета Р-1. В 1950 г. на вооруже-ние советских войск поступила ракета Р-5. В 1953 г. В.М. Мясищев создал бомбардиров-щик дальнего радиуса действия М-5/1: он мог взлететь с советского аэродрома, сбросить груз над территорией США и спокойно вернуться домой.

 

Экономические итоги.В ходе подготовки четвертого пятилетнего плана и обсуж-дения проекта новой Конституции в 1945–1946 гг. от руководителей высокого уровня (секретаря ЦК ВКП (б), первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) А.А. Жданова, председателя Госплана Н.А. Вознесенского, председателя Совета Министров РСФСР

 

 


 

М.И. Доронина и некоторых других) и региональных руководителей поступили предло-жения о более сбалансированном развитии экономики, некоторой децентрализации ее управления и даже о реформировании колхозного строя. Они исходили из абстрактного рассуждения, будто послевоенное восстановление экономики капиталистических стран окажется длительным, и капиталистический строй в этих условиях не сможет превратиться

 

в новую угрозу для СССР. Кроме того, авторы этих предложений ссылались на опыт 20-х гг., когда восстановление экономики началось с оживления частного сектора и децентра-лизации управления. Между тем, И.В. Сталин уже на конференции в Потсдаме в 1945 г. почувствовал, что тон партнеров по переговорам изменился: он стал более жестким, ме-нее доброжелательным. Что касается опыта НЭПа, то И.В. Сталин никогда не признавал его положительного эффекта. Поэтому он опять взял курс на всемерное использование методов административного нажима и страха.

План четвертой пятилетки был принят в мае 1946 г. В 1947 г. и в 1949 г. он был произвольно увеличен, особенно в военно-промышленной сфере. В результате начина-лась стройки, многие из которых вскоре останавливались. Производительность труда ос-тавалась низкой. Численность управленцев росла, чуть ли ни в 2 раза быстрее численно-сти рабочих.

 

Согласно официальной статистике, довоенный объем промышленного производства был достигнут в 1948 г. В гораздо менее пострадавшей Англии экономика была восстановле-на в 1947 г., во Франции – в 1948 гг., в ФРГ – в 1950 г. Даже учитывая спорность официальных, советских данных, темпы восстановления в СССР следует признать хорошими.

 

А вот восстановить довоенный объем сельскохозяйственной продукции прави-тельству так и не удалось. Например, урожайность зерновых в начале 50-х гг. составляла

 

7,7 центнеров с гектара, тогда как в 1913 г. – 8,2. Главными путями его подъема были: обеспечение села техникой и удобрениями, повышение культуры земледелия. Но по-ставленных целей достичь не удалось. Правда, особого стремления к восстановлению сельского хозяйства у советского руководства и не было, поскольку деревня по-прежнему рассматривалась в качестве одного из источников развития промышленности.

 

Определенным источником развития экономики стали также репарации: выве-зенное с территории восточной Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Манчжу-рии промышленное оборудование. Но в основном восстановление и развитие экономики достигалось за счет сохранения бесправного положения народа, массового террора и мощного пропагандистского воздействия.

Социальное положение советского народа.Положение рабочих,служащих иколхозников в этот период не изменилось. В июне 1945 г. были восстановлены очередные

 

и дополнительные отпуска, отменены ежедневные сверхурочные работы, а также трудо-вые мобилизации. При этом все работники по-прежнему были прикреплены к своим рабочим местам и не могли уволиться по собственному желанию. За нарушение трудо-вой дисциплины сохранялась уголовная ответственность. Особенно жесткая дисциплина оставалась на предприятиях с тяжелыми условиями труда: в угольной, судостроительной

 

и химической промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожном, морском и речном транспорте.

В 1946 г. Молдавию, юго-западную Украину и центрально-черноземную зону по-разила жесточайшая засуха. Если в 1940 г. валовой сбор зерна составлял 95,5 млн. тонн, в 1945 г. – 47,3 млн., то в 1946 г. – 39,5 млн. В стране разразился голод. Власть располагала стратегическими резервами, которых могли сгладить последствия природной катастро-фы. Однако для нее более важным являлось повышение престижа СССР в глазах других стран, которые также пострадали от засухи, поэтому зерновые запасы отправлялись в

История российского государства и права

 

Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию, Францию и другие страны в качестве дру-жеской помощи. В 1946 г. туда было отправлено 0,4 млн. тонн, в 1947 г. – уже 2,4 млн. тонн. И это в то время, как в СССР в течение 1946-1948 гг. от голода и вызванных им бо-лезней скончалось около 2 млн. человек.

 

Власть не могла и не хотела признать, что последствия засухи могли бы быть ины-ми, если бы не крайне неэффективная система хозяйствования, сложившаяся в деревне в начале 30-х гг. Государство все так же изымало продукцию колхозов по грабительски низ-ким ценам. Так, в 1950 г. один центнер зерна покупался государством за 8 руб., а его себе-стоимость равнялась 49 руб. При таких доходах колхозам просто нечем было расплачи-ваться с крестьянами. Норма выдачи зерна за трудодень уменьшилась более чем в 2 раза. Прожить на трудодни крестьяне не могли, поэтому дополнительно работали на своих приусадебных участках. Но эти участки были обложены высокими натуральными (постав-ки мяса, шерсти, молока и т.д.) и денежными налогами. Причем денежные налоги посто-янно повышались. Полностью лишив крестьян материальной заинтересованности в рабо-те, власть сама породила минимальную производительность труда в аграрном секторе экономики. Даже загнав на поля и фермы всех стариков, инвалидов и детей с 10-летнего возраста, она не могла поднять эту производительность. Поэтому оно попыталось выйти из этой ситуации привычными для себя административно-репрессивными методами.

 

Нажим на деревню оказался сопоставим с давлением периода коллективизации. На выкачивание продовольственных и денежных ресурсов из деревни были брошены си-лы партийных, хозяйственных органов, милиции и Госбезопасности. Многие сердоболь-ные председатели колхозов смотрели сквозь пальцы на увеличение колхозниками своих мизерных участков за счет колхозных полей, старались выделить побольше продуктов из колхозных фондов. За это в 1945 г. было осуждено 5,8 тыс. крестьянских руководителей, в 1946 г. – 9,5 тыс. Чтобы предотвратить хищение зерна с колхозных и совхозных полей, в июне 1947 г. было усилено уголовное законодательство. Только за один год его действия было осуждено около 200 тыс. человек.

 

Доходы колхозника были в 4 раза меньше средней зарплаты рабочего и служаще-го. Крестьяне по-прежнему не имели паспортов, что исключало поиски работы в городе. Тем не менее, они стремились бросить работу в колхозах и совхозах и покинуть деревню при первой возможности. Этот процесс мог стать крайне опасным для власти. В июне 1948 г. Президиумом Верховного совета СССР был принят указ из целой серии постанов-лений такого рода – «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитиче-ский образ жизни». Тех, кто не отрабатывал на полях и фермах необходимое число дней, ссылали на 8 лет в Якутию, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Иркутскую, Кемеровскую, Тюменскую и Читинскую области. В целом по стране за 1948–1953 гг. было выслано более 30 тыс. человек. Вместе с ними на спецпоселения «добровольно» отправи-лись более 13 тыс. членов их семей.

Откровенно антинародная политика камуфлировалась разными способами, пре-жде всего – снижением цен на потребительские товары. Однако они снижались не с уровня 1940 г., а с 1945 г., хотя за годы войны цены, естественно, значительно выросли.

 

В целом предвоенный уровень жизни удалось восстановить в 1948 г., а уровень жизни 1913 г. – в 1954 г.

 


Контрольные вопросы и тесты

 

1. Кто в большей степени виноват в развязывании «холодной войны»: США или

 

СССР?

2. Кто внес бόльший вклад в разгром милитаристской Японии: СССР или США?

3. Почему после окончания Великой Отечественной войны не прекратились репрессии?

 

4. Насколько эффективным был государственный механизм?

 

Тесты

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...