Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Догосударственные социальные регуляторы
Задолго до возникновения государства в обществе существовали определенные нормы поведения. При всей кажущейся примитивности того общества, отношения меж-ду людьми были очень сложным. В зависимости от пола и возраста, родоплеменное об-щество подразделялось на группы и подгруппы, и у каждой из них были свои права и обязанности.
Жизнь людей в те времена предопределялась рядом обстоятельств. Во-первых, – низким уровнем производительности труда, что исключало возможность выжить в оди-ночку. Во-вторых, численность родовых групп превышала сотню. При большей числен-ности сложно было добыть пищу, кроме того, наверняка бы появилось несколько претен-дентов на власть, что порождало бы постоянные склоки. В-третьих, в родовом обществе все являются родственниками. В результате доминирующей чертой мировоззрения и бы-та оказался коллективизм, а личность была полностью деперсонифицирована. Обычаи.Древнейшим социальным регулятором являлись обычаи.Они складыва-лись естественным путем в ходе многократного повторения в бытовой и хозяйственной сферах и передавались из поколения в поколение в устной форме. В отличие от других социальных регуляторов, обычаи в наименьшей степени основывались на внешнем при-нуждении. Их соблюдение достигалось силой общественного мнения, жизненной необ-ходимостью и угрозой наказания языческими богами. Поэтому отклонение от обычаев, вероятно, были крайней редкостью. Появление в IX в. органов публичной власти, скорее всего, никак не отразилось на обычаях. В XI в. обычаи оказались разделены на правовые и неправовые. К неправовым можно отнести кровную месть и «право талиона»1. Из-за недостатка источников трудно определить, какие конкретно обычаи использовало государство. Однозначно можно ут-верждать лишь то, что, до начала XI в., то есть спустя более чем 100 лет после начала формирования древнерусского государственного аппарата, доминировали только обы-чаи. Возможно, при заключении сделки долгое время сохранялись символы и обряды. Скорее всего, на сотни лет задержался обычай коллективного обсуждения всех общих для деревни вопросов. Запретить те из них, которые государство не устраивали, киевские князья не могли из-за недостатка административных возможностей.
Со временем, обычаи сузились до уровня бытовых праздников и свое правовое со-держание утратили. Языческая религия.Следующим этапом в развитии социальных норм стала рели-гия. Ее природа и причины возникновения более сложны. Религия является итогом умст-венной деятельности, а её предметом – регулирование морально-этических отношений.
Определенное представление о языческих богах можно составить из христианских поучений против язычества и сказок.
1 «Талион» – от латинского talio, talijnis – возмездие, адекватное преступлению.
Единых для всех восточнославянских племен богов не было. В основном сохрани-лись сведения о богах южной группы восточнославянских племен, причем от периода, когда язычество уже вытеснялось христианством (например, описание смерти Кощея1). Он являлся богом, и, следовательно, должен был быть бессмертным. В сказках же деталь-но описывается, где скрыта его смерть. Это означает, что на момент создания сказок с его участием вера в богов пошатнулась.
Вероятно, в отличие от христианства, сковывавшего свободу действий и не давав-шего возможности выбора, языческие нормы были более гибкими.
Как и в случае с обычаями, государство сначала отбирало из язычества то, что ему было выгодно. Но затем оно было отвергнуто полностью, и киевские князья начали наса-ждать христианство.
Итак, каждый из социальных регуляторов – обычаи и традиции, религия, право, мораль – имеет свою собственную сферу. И они не столько вырастают друг из друга, сколько до поры до времени сосуществуют. Право заимствовало из обычаев и религии только то, что требовалось государству для регулирования общественных процессов. В основной социальный регулятор право превратится только в XIX–XX вв., Но начало этому вытеснению было положено уже в XI–XII вв. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |