Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура розничной торговой сети Свердловской области. Степень консолидации рынка




По состоянию на 01 января 2013 года из 21 899 объектов, действующих в секторе розничной торговли, из них 17540 магазинов и 4202 объектов нестационарной торговой сети. Кроме, того на территории Свердловской области ведут деятельность163 торговых центра против 157 – в 2011 году. Количество торговых центров и их торговых площадей за 6 лет увеличилось в 2,2 раза. За 2012 год прирост сети составил –699 объектов или 3,3 процента.

Сравнительный анализ торговой сети Свердловской области за 2012 год свидетельствует о том, что прирост количества магазинов в области составил 4 процента при увеличении с 16899 до 17540 объектов (на 641 единицу), рост объектов нестационарной торговой сети – на 1,4 процента (58 единиц).

За период с 2007 года наблюдается стабильный рост стационарной розничной сети, за счет нового строительства магазинов, реконструкции неприспособленных помещений, модернизации существующих объектов, перевода жилых помещений в нежилые, появления новых торговых и торгово-развлекательных центров. Вместе с тем произошло резкое сокращение количества объектов нестационарной торговой сети на 1753 единицы.

В период с 2007 года наблюдается рост удельного веса магазинов в торговой сети области – с 67,7 процента до 79,7 процента. Вместе с тем, за аналогичный период, доля объектов нестационарной торговой сети уменьшилась с 31,2 процента до 19,5 процента.

В структуре стационарных объектов (магазинов) с 2007 года лидирующее место постепенно занимают непродовольственные магазины, доля их в сети области возросла с 44 процента до 53,5 процента в 2012 году.

Стабильным на протяжении 2005-2013 годов остаётся число продовольственных магазинов, за пять лет их удельный вес сократился всего на 5 процентов и составил 34 процента.

Значительное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли. Начиная с 2005 года, на территории области появляются торговые и торгово-развлекательные центры. Количество торговых центров и их торговых площадей за 6 лет увеличилось в 2,2 раза. Значительное количество подобных объектов (53 процента) представлено на территории крупных муниципальных образований: город Екатеринбург, город Нижний Тагил, город Первоуральск, город Каменск-Уральский.

Объекты торговых сетей области объединены в 1320 сетевых структур различных уровней. По состоянию на 01 января 2013 года торговые сети формируют 33,7 процента оборота организованной торговли области.

Важным показателем концентрации в торговле является степень консолидации, отражающая долю крупнейших торговых компаний в общем объеме предложений (доля 5 крупнейших компаний).

Рынок торговли в России характеризуется относительно низкой степенью консолидации, как в целом по отрасли, так и по отдельным категориям товаров. Аналогичная ситуация характерна для сектора торговли Свердловской области.

Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли в 2012 году

Рис. 9. Доля оборота розничной торговли по торговым сетям в обороте розничной торговли торгующих организаций

Процесс концентрации в секторе торговли Свердловской области имеет разнонаправленный характер. Наряду с тенденцией роста оборота розничнойторговли по торговым сетям, в 2012 году по сравнению с 2011 годом рост составил 132,5 процента, наблюдается снижение удельного веса данного показателя в обороте розничной торговли торгующих организаций. Снижение напрямую отражается на уровне консолидации торговли Свердловской области. Так, доля оборота розничной торговли пяти крупнейших компаний Свердловской области (ООО «Элемент-трейд», ООО «Лев», ТОСП ООО «Ашан» в городе Екатеринбурге, ЗАО «Мегамарт», ООО «Урал ритейл») в общем обороте розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка составила в 2012 году 8,2 процента, что на 0,4 процента ниже показателя 2011 года.

Рис. 10. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли Свердловской области в 2011-2012 годах, в процентах

 

Снижение уровня консолидации в 2012 году по сравнению с 2011 годом во многом объясняется снижением темпов роста оборота розничной торговли компаний, входящих в топ-5 крупнейших организаций торговли, средний темп прироста за 2012 год оставил не более 13 процентов (в товарной массе наблюдается снижение оборота ТОСП ООО «Ашан»).

Сектор оптовой торговли в Свердловской области в настоящее время также характеризуется высоким уровнем консолидации, представлен достаточно широким перечнем относительно небольших компаний, работающих, как правило, в ограниченном количестве муниципальных образований.

Сложившаяся на рынке ситуация является основанием для стимулирования развития сетевой торговли на территории Свердловской области и, следовательно, повышения уровня консолидации торговли.

Учитывая существенное влияние данного показателя на конкурентную ситуацию:

- консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистики, привлечении финансовых ресурсов;

- только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, то есть снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы;

- крупные компании имеют возможность оказывать давление на поставщиков с целью снижения цен, повышения качества товаров, повышения эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, то есть будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики;

-постепенная консолидация в секторе торговли может привести к переоценке кредитных рисков отрасли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...