Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление и развитие рынка розничной торговли




КУРСОВАЯ РАБОТА

По формированию и развитию товарных рынков

Стратегическое поведение фирмы на рынке розничных торговых сетей

 

Исполнитель:

магистрант группы М-ТП-13

ИвановаЕ.К. ______________

дата подпись студента

Руководитель: к.э.н.,

Доцент Трофимова Л.И.

Допущена к защите:

______________

дата подпись руководителя

Курсовая работа

защищена: ______________

 

 

Екатеринбург

2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………… 3

1. Анализ рынка продовольственной розничной торговли в России …………..5

1.1 Становление и развитие рынка розничной торговли ………………... 5

1.2Анализ основных экономических показателей, характеризующих розничный рынок………………………………………………………...…10

1.3 Состояние и основные тенденции развития сектора торговли

Свердловской области……………………………………………………...16

1.3.1 Динамика оборота торговли Свердловской области………...16

1.3.2 Роль сектора торговли в экономике Свердловской области..20

1.3.3 Число хозяйствующих субъектов в секторе торговли Свердловской области………………………………………………..22

1.3.4 Структура розничной торговой сети Свердловской области. Степень консолидации рынка……………………………………….23

2.Конкурентная позиция сети супермаркетов «Елисей» на рынке…………… 26

2.1 Анализ внутренней среды предприятия…………………………........26

2.2 Анализ возможностей и угроз из внешней среды ……………………29

2.3 Сравнительная оценка конкурентной силы сети супермаркетов «Елисей»……………………………………………………………………..33

3. Разработка стратегии развития сети супермаркетов «Елисей»……………...40

3.1 Выбор стратегии развития организации………………………………40

3.2 Мероприятия по реализации разработанной стратегии……………...45

3.3 Экономическая эффективность разработанных мероприятий………47

Заключение………………………………………………………………………...51

Список использованных источников…………………………………………….53

 

Введение

Рынок розничной торговли сегодня огромен и разнопланов. Но если остановиться пока только на продуктах питания, то на этом рынке сегодня работают несколько крупных сетей, как федеральных, так и региональных: «Ашан», «Перекресток», «Монетка», «Купец», «Кировский», «Пятерочка», «Звездный». Продолжать можно и дальше, однако, даже крупнейшим игрокам внутри одного региона становится тесновато.

Первый супермаркет «Елисей» в нашем городе появился 11 января 2000г. по адресу ул. Бебеля, 184. Он стал новым шагом в развитии розничной торговли всего Екатеринбурга. На сегодняшний день сеть супермаркетов «Елисей» представляет собой 21 супермаркет формата «магазин у дома», 2 кафе, а также свой логистический центр. Магазины сети представлены в настоящее время только в г. Екатеринбурге, однако планируется выход и на уровень области. В 2012 и 2013 году компания «Елисей» заняла первое место среди торговых сетей Екатеринбурга по уровню обслуживания. И это неудивительно, ведь руководство сети прилагает огромные усилия для повышения культуры розничной торговли. Количество магазинов быстро увеличивалось, учитывая благоприятную ситуацию на розничном рынке, который до наступления кризиса рос весьма впечатляющими темпами.

Однако уже в 2011 году кризис серьезно ударил по быстро развивающейся отрасли, и столь стремительный рост и развитие компании в кризисный период резко сошли на нет, достигнув практически нулевой отметки. Наблюдалось не только отсутствие роста общего товарооборота, но даже снижение продаж в целом.

Основной причиной столь печальной тенденции, вне всяких сомнений, явилось снижение платежеспособности покупателей. Хотя есть и еще ряд нюансов. Во-первых, снижение доверия: даже люди, которые не сильно потеряли в доходах, под действием массовых настроений сократили свои расходы. Во-вторых, доступ к кредитным ресурсам сегодня сильно ограничен. Наконец, в-третьих, свою роль сыграла завоевательная политика крупных игроков федерального уровня, не так давно развернувших свою деятельность на рынке Екатеринбурга. В первую очередь среди них нужно отметить гипермаркеты «О'кей» и «Карусель», а также увеличение количества совершенно новых для нашего города гипермаркетов формата - METRO Cash&CarryGmbH, являющийся крупнейшей управляющей компанией международного бизнес формата cash&carry группы МЕТRО Group. Федеральным игрокам за очень короткое время удалось не только раскачать собственные магазины, но и изменить саму ситуацию на рынке продуктовой розницы.

Несмотря на это, серьезного перераспределения сил пока не наблюдается. Специалисты уверены, что федеральные игроки на рынок особого влияния не оказали, и, по подсчетам экспертов, местные операторы по-прежнему держат около 70% рынка цивилизованной продовольственной розницы. Руководители местных компаний считают, что федеральным игрокам не удается их потеснить, поскольку те заходят в Екатеринбург чаще не сетью, а одним-двумя магазинами в формате гипермаркета, а занять значимую часть рынка в общем раскладе таким способом очень сложно. В то же время руководители компаний федерального уровня утверждают, что глобального перераспределения сил не произошло лишь потому, что местный рынок продовольственного ритейла пока не заполнен и наполовину.

Действительно, в России сетевой ритейл занимает не более 10% продовольственного рынка. В то же время в Португалии его доля составляет 17%, в Испании - 39%, в Италии - 57%, а во Франции - до 84%. По мнению экспертов, через 5-7 лет доля сетевого ритейла в России может превысить 50%.

По оценкам ФК «Уралсиб», объем рынка продуктовых розничных сетей ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 10-13% вплоть до 2015 года.

По ряду качественных показателей, в том числе таких, как розничный оборот на душу населения или обеспеченность торговыми площадями сетевых форматов, российский рынок отличается низкой степенью насыщения по сравнению с США, а также европейскими странами. По этой причине большинство экспертов сходятся во мнении, что период активной экспансии торговых сетей далек от завершения. Экспертные оценки сроков наступления «зрелости» рынка варьируются в диапазоне 2013-2015 гг.

В связи с этим рассмотрение стратегий развития розничных сетей продуктов питания является на сегодняшний день актуальным и интересным. Необходимость оценки ситуации, которая складывается непосредственно на рынке продовольственного ритейла Свердловской области, становится еще более очевидной и актуальной, если принять во внимание происходящие сейчас на данной территории изменения (в частности, экспансию опытных игроков федерального уровня).

Основной целью данной курсовой работы является разработка стратегии дальнейшего развития ООО сети супермаркетов «Елисей». В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- проанализирована ситуация на рынке продовольственного ритейла Екатеринбурга;

- определена конкурентная позиция сети «Елисей» на рынке;

- проанализированы возможности организации и угрозы из внешней среды;

- разработана стратегия дальнейшего развития для сети «Елисей».

 

Анализ рынка продовольственной розничной торговли в России

Становление и развитие рынка розничной торговли

Розничная торговля - более широкое понятие, чем просто продажа товаров, поскольку ее сопровождают услуги - финансовые, парикмахерские, оплата услуг мобильной связи, химчистка одежды, доставка товаров и т.п. Термин «ритейл» (retailing) - розничная торговля - происходит от старинного французского слова «retailler», означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». То есть розничный торговец делит большое количество товара на малые порции для продажи потребителям.

До 1960-х годов на торговлю не обращали особого внимания. Ситуация изменилась с увеличением видимого ее значения в экономике развитых стран, с ростом ее вклада в валовой внутренний продукт (ВВП). Так, в США после снятия законодательных ограничений монополий началась эра гипермаркета WalMart, который был основан в 1962 году, стремительно захватил половину американского рынка и начал транснациональную экспансию. Гипермаркеты заворожили мир.

Сейчас в Германии 5 крупнейших розничных операторов контролируют 65% рынка, в Великобритании 4 сети - более 70%, во Франции 5 крупнейших сетей - 85%, в Дании две лидирующие сети - 60%. В России в 2009 году в розничной торговле продовольствием доля современных форматов составила лишь 32,6%, а доля пятерки крупнейших компаний - около 5%.

Розничная торговля продовольствием остается в основном национальной или даже местной отраслью. Лишь около 10% мирового рынка розничной торговли оккупировано транснациональными корпорациями. Наиболее активно на внешних рынках работают компании WalMart (США), Carrefour и Auchan (Франция), MetroAldi и SchwarzGroup (Германия), Delhaize (Бельгия), Ahold (Нидерланды), Tesco (Великобритания). Некоторые из них уже появились в России.

Приход новой жизни для россиян ознаменовался либерализацией потребительских цен, которая была проведена 2 января 1992 года по Указу Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 года № 297. В результате 90% розничных и 80% оптовых цен было освобождено от государственного регулирования, за исключением наиболее социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт и др.).

Цены в магазинах неукротимо росли, по оценкам экспертов: за 1991 год - на 160%, за 1992 год - уже на 2500%. Инфляция уничтожила накопления населения, оставила предприятия без оборотных средств. К тому же распад СССР привел к разрыву многих хозяйственных связей. Трудности были и с сырьем, и с реализацией продукции. Нормой стали задержки выплаты заработной платы. Появилась скрытая безработица, когда предприятия не увольняли работников, а отправляли их в неоплачиваемый отпуск. Люди вынуждены были искать случайные заработки.

В результате рост безработицы, нестабильность экономической и политической ситуации в стране привели к тому, что страна поделилась на продавцов и покупателей. Многие начинали заниматься торговлей, совершенно не имея необходимых для этого навыков и образования, только потому, что не было других возможностей заработать денег.

Процветали коммерческие палатки («комки») площадью 3х4 метра с ассортиментом от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Они размещались на любых свободных местах в зонах максимального скопления людей, в то время как полки государственных магазинов, привыкших к распределительной системе, оставались преимущественно пустыми или ассортимент в них был весьма бедный.

В 1992-1994 годах появились торговцы, которые закупали товары широкого потребления мелким оптом по более низким ценам за границей (в Турции, Польше, Финляндии, Китае), а потом продавали их в розницу с огромной наценкой. Таких торговцев называли «челноками». По расчетам Института экономики переходного периода, в 1995-1999 годах стоимость товаров, ввозимых этими торговцами из дальнего зарубежья, достигала 2,5-3 млрд. долларов в квартал, что составляло примерно треть всего российского импорта (без учета импорта из других стран СНГ). При этом официально зарегистрированный импорт одежды, обуви, бытовой техники, тканей, парфюмерии в 1995 году составлял около 1,5 млрд. долларов.

Магазины, рестораны, предприятия общепита и бытового обслуживания находились в муниципальной собственности и подлежали в 1992 году обязательной приватизации. Чаще всего коллективы магазинов сами выкупали бизнес, выбрав третий вариант льгот при приватизации. Но далеко не всегда директорам приватизированных магазинов удавалось удержать их на плаву. На помощь пришло первое поколение российских предпринимателей, освоивших начальные премудрости торговли на рынках.

Бизнесмены передового уровня имели к тому времени в управлении несколько точек на продовольственном рынке или мелкооптовый бизнес. У них были деньги, опыт, желание расширять бизнес, а главное - выглядеть цивилизованно. Приватизированные магазины давали им шанс реализовать свои мечты. Выкуп у коллективов торговых площадей позволял перейти от «комков» к более прогрессивной форме торговли, так называемым, мини-маркетам - маленьким магазинчикам с большим ассортиментом товаров, в основном импортных.

Торговцы, которые ездили за товаром заграницу, к тому времени ознакомились с работой зарубежных магазинов в Турции, Польше, Финляндии, и, получив большую торговую площадь, начали копировать зарубежных коллег. Их опыт говорил о том, что отказ от прилавка и выкладка товара в торговом зале позволяют увеличивать оборот примерно на 50%.

Также в середине девяностых годов по всей стране стали открываться магазины мелкооптовой торговли формата cash&carry. Товар в них продавался только упаковками, а не штучно. Успех магазинов нового формата в 1995 году породил бум мелкооптовых рынков. Только в Москве за год их стало в 10 раз больше. Люди с удовольствием стали закупать продукты на неделю вперед. В дальнейшем эта привычка позволила гипермаркетам быстро стать популярными.

На базе советских универсамов зародилась продовольственная сетевая розница. Первым стал «Седьмой континент», он открыл в апреле 1994 года в Москве три магазина, которые работали круглосуточно и поддерживали максимально возможный ассортимент.

Торговля тяжело переживала кризис. С одной стороны, население бросилось скупать на быстро обесценивавшиеся деньги буквально все - даже залежавшиеся товары, и магазины резко увеличили оборот. С другой - те, кто не успевал корректировать ценники в торговом зале, вынуждены были закупать новые партии товаров по ценам, поднявшимся в несколько раз. Компании, столкнувшись с невозвращением долга, испытывали резкий дефицит оборотных средств. Товары снова стали отгружать только с оплатой по факту.

Главный урок, который извлекли крупные игроки, - с розницей нужно работать. Именно в 1998-1999 годах большинство нынешних лидеров сетевогоритейла открывали свои первые магазины или переориентировались на розницу. Так, по пути диверсификации пошла оптовая компания «Тандер». Почувствовав на себе положительный эффект колебания спроса, она еще в 1998 году начала открывать первые магазины, а после кризиса смогла вырваться в лидеры, опираясь на свою развитую систему региональных складов, позволившую организовать быструю доставку и оборачиваемость продуктов.

Самым популярным форматом стал дискаунтер - магазин, базирующийся на пяти выгодах для покупателя: поддержание низких цен, удобное расположение универсамов, оптимальный ассортимент товаров, гарантии качества продукции, качественное и профессиональное обслуживание покупателей. Ассортимент дискаунтера небольшой (1500-3000 наименований), площадь до 1000 кв. м, при этом почти весь товар выставляется в торговом зале, тем самым достигается экономия на складских площадях.

Существовать в формате дискаунтера со средней наценкой 10-12%, чтобы конкурировать с мелкооптовым рынком, компания может только за счет снижения издержек на доставку, предпродажную подготовку и т.п. Например, в «Пятерочке», одной из крупнейших сетей дискаунтеров нашей страны, основной резерв экономии - жестко прописанные правила внутреннего распорядка. Описание бизнес-процессов предельно детализировано. Строгое соблюдение инструкций позволяет повышать производительность погрузки-разгрузки на 35%. Комплект таких инструкций в компании считают основным ее капиталом.

Итак, больше половины покупок в то время приходилось на продовольственные рынки. Доля организованной сетевой торговли в 2000 году составляла лишь 1% общего торгового оборота, затем стала удваиваться каждый последующий год: 2001 год - 2,7%, 2002 год - 4,5, 2003 год - 8, 2004 год - 15,6%. Однако, кризис 1998 года помог отечественным компаниям. Объявив себя техническим банкротом, наша страна сильно испортила имидж в глазах иностранных инвесторов, тем самым временно предотвратив экспансию зарубежных торговых сетей. Отечественные фирмы выиграли немного времени, чтобы подготовиться к их приходу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...