Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ основных экономических показателей, характеризующих розничный рынок




Розничная торговля является одной из быстро развивающихся отраслей российской экономики. Более того, по версии консалтинговой компании A.T. Kearney, публикующей globaldevelopmentindex (GDI), по итогам 2008 года две отечественные компании - X5 RetailGroup и «Евросеть» - входили в Top-250 крупнейших ритейлеров планеты. Однако, уже в 2010 году, не выдержав жесткой конкуренции, компании сдали свои позиции и опустились на 107 и 148 места соответственно.

Рынок торговли продуктами в России делится на две части: организованная торговля (торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка), и неорганизованная торговля (розничные рынки, ярмарки). В разрезе этих форматов торговли в марте 2012 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели формировали 87,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки - 12,6% (в марте 2011 года - 87,1% и 12,9% соответственно).

Кроме того, в рассматриваемом периоде розничные продажи товаров торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка росли более активно, чем на розничных рынках и ярмарках. В стационарной торговой сети в январе-марте 2012 года оборот розничной торговли вырос на 1,6% к соответствующему периоду 2011 года, а на рынках и ярмарках объем продаж сократился на 0,4% по отношению к соответствующему периоду 2011 года.

Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли постепенно увеличивается. Согласно данным ФСГС в марте 2012 года розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,1% оборота розничной торговли торгующих организаций (в марте 2011 года - 30,7%) и 16,2 % общего объема оборота розничной торговли (в марте 2011 года - 16,0%).

При этом в федеральных округах развитие сетевых торговых структур отличается существенной неравномерностью. Если в Северо-Западном федеральном округе их доля составляет порядка 50%, то в Дальневосточном федеральном округе только 15%.

Лидерами среди торговых сетей в стране по общему количеству магазинов, по данным РБК («РосБизнесКонсалтинг»), являются два игрока: краснодарская компания ООО «Магнит», работающая в формате «дискаунтеров» (магазины «Магнит») и компания «X5 RetailGroup» (магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Мер-кадо-Суперцентр»).

Розничные сети продуктов питания по формату торговли можно классифицировать следующим образом:

- cash&carry (средняя площадь 20000 кв. м, принцип мелкооптовой торговли, однако часть покупок осуществляется в целях личного потребления) - «Лента», «METRO»;

- гипермаркет (площадь более 10000 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами) - «Ашан», «Мосмарт» и др.;

- супермаркет (площадь от 3000 до 10000 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса) - «Перекресток», «О’кей» и др.;

- дискаунтер (экономичный супермаркет) (площадь от 300 до 3000 кв. м, ассортимент продукции состоит из быстрооборачиваемых товаров с минимальной торговой наценкой) - «Пикник», «Пятерочка», «Кировский», «Магнит» и др.;

- магазин «у дома» (небольшая торговая площадь - до 500 кв. м, ассортимент формируется из товаров первой необходимости, в т. ч. непродовольственных; часто имеет круглосуточный режим работы) - «Елисей», «Морковь», «Семь пятниц», «Квартал» и др.

Согласно анализу, проведённому Департаментом консалтинга РБК по 46 регионам РФ, доля современных форматов сетевой торговли с 2007 по 2011 год менялась следующим образом: самым популярным форматом в 2011 году стал «дискаунтер», его доли рынка составила 53,5%. Значительно уступают этому формату супермаркеты, занимая 15,1% сетевого рынка, «магазины у дома» и гипермаркеты/cash&carry с долями рынка 12,6% и 2,8% соответственно. На долю остальных форматов в рыночной доле сетевых игроков приходится чуть более существенная доля в 16%. «Магазины у дома» часто бывают маленькой площади, что является очень неудобным для покупателей, к тому же там ограниченный ассортимент. Cash&carry пока развиты очень слабо, так как они являются самыми «молодыми» форматами сетевой торговли в России.

В настоящее время крупнейшие игроки на рынке продовольственного ритейла стремятся к одновременному развитию нескольких форматов торговли. По данным исследования РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG - англ. FastMovingCostumerGoods) - товары повседневного спроса) в России», на текущий момент почти не осталось компаний, работающих только в одном формате торговли, а количество мультиформатных сетей в 2011 г. выросло на 37,6%, по сравнению с 2010 г., и будет расти на 35-40% ежегодно.

Наибольшим потенциалом развития в ближайшие годы, по мнению экспертов РБК, будут обладать гипермаркеты и магазины шаговой доступности. Так, с 2007 по апрель 2012 года среднегодовой рост количества гипермаркетов в России составил 221,4%.

Ниша магазинов «у дома» в настоящее время развита слабо, что объясняется недостатком внимания к этому сегменту со стороны игроков рынка. Однако в последнее время ряд крупных сетей начали развивать и этот сегмент. Дело в том, что средний класс в России формируется довольно медленно. В 42% российских городов с населением менее 50 тыс. человек доходы населения ниже средних. У 80% населения страны среднедушевой доход составляет около 300 долларов в месяц. При этом около 61% потребителей до сих пор ходят за покупками пешком. Так что есть основания полагать, что популярность магазинов, расположенных рядом с домом, в ближайшие годы может возрасти.

Если же рассматривать сетевых ритейлеров продовольственных товаров с точки зрения ценового уровня, то тут, по мнению игроков рынка, возможна следующая классификация:

премиум-класс - «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Калинка Стокманн», «Седьмой континент 5 звезд»;

средний класс - «Седьмой континент», «Алые паруса», «Перекресток», «Патэрсон»;

масс-маркеты–«Spar», «Billa», «12 месяцев»;

нижний сегмент - «Магнит», «Копейка», «Ашан».

Значимой тенденцией на российском рынке розничной торговли продовольственными товарами следует признать освоение отечественными компаниями верхнего ценового сегмента. Дело в том, что иностранные торговые сети, работающие в России, ориентируются главным образом на массового потребителя с невысокими доходами, которого они хотят «отучить» от оптовых рынков крайне низкими ценами. Учитывая, что конкуренция с крупными иностранными игроками оказывается непосильной для некоторых российских компаний, им зачастую приходится ориентировать свои магазины на более обеспеченные слои населения.

Однако магазины с низкими ценами (нижний ценовой сегмент и сегмент mass-market) будут популярны среди потребителей в региональных центрах и менее крупных российских городах.

Для оценки ёмкости и развития рынка продовольственного ритейла обратимся к данным ФСГС. По итогам 2011 года оборот розничной торговли составил 14516,9 млрд. рублей, сократившись на 5,5% в сопоставимых ценах к 2010 году. В связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения в 2011г. впервые за последние десять лет индекс физического объема оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации опустился ниже стопроцентной отметки и составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2010г. наблюдалось в течение всех месяцев 2011г. (кроме января), достигнув своего пика в сентябре (-9,5% по сравнению с соответствующим месяцем 2010г.).

Процессы, происходившие в целом в сфере розничной торговли, были характерны и для субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте имеется своя специфика. Оборот розничной торговли в 2011г. по сравнению с 2010г. уменьшился во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного федерального округа.

Доля оборота непосредственно продуктового ритейла стабильно росла вплоть до 2010 года. В 2007 году прирост доли торговых сетей в общем объеме рынка продуктового ритейла составил 77%, в 2008 году - 46%, а в 2009 году - 42%. Однако далее резко проявляется понижательная тенденция, которая, несомненно, связана с наступлением экономического кризиса.

На душу населения оборот розничной торговли в 2011г. составил 102,9 тыс. рублей, или 95,1% (в сопоставимых ценах) к 2010 году. Вместе с тем, специалистами прогнозируется, что рынок продуктовых розничных сетей ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 10-13% вплоть до 2014 года.

Темпы прироста цен на продовольственные товары в 2011г. были в 2,7 раза ниже, чем в 2010г. (6,1% и 16,5% соответственно). Основной прирост цен на них зафиксирован в I квартале 2011г. (5,0%). При этом на треть наблюдаемых продовольственных товаров цены за год увеличились более, чем на 10,0% (см. таблицу 1).

Также наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие розничной торговли (см. таблицу 2).

Таблица 1- Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги (декабрь в % к декабрю предыдущего года)

  2009 2010 2011  
Все товары и услуги 111,9 113,3 108,8  
Из них: Товары 111,3 112,4 107,9  
в том числе: продовольственные 115,6 116,5 106,1  
непродовольственные 106,5 108,0 109,7  
услуги 113,3 115,9 111,6  

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие розничной торговли

  2009 2010 2011  
Инвестиции в розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), включая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (в фактически действовавших ценах), млн.рублей 100894,2 131017,5 96536,0  
В % к общему объему инвестиций:        
в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов; бытовых изделий и предметов личного пользования 34,8 40,5 37,1  
в экономику России 1,5 1,5 1,2  
         

 

Уже в январе-марте 2012 года сектор розничной торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2011 года.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в марте 2012 года также как и в марте 2011 года составил 49%, непродовольственных товаров - 51%.

Начавшееся восстановление покупательского спроса оказало влияние на динамику продаж продовольственных товаров, в результате чего оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по итогам I квартала 2012 года вырос на 3,9% к I кварталу 2011 года. В то же время оборот розничной торговли непродовольственными товарами за данный период сократился на 1,1% к I кварталу 2011 года.

По данным за январь-апрель 2012 года индекс потребительских цен составил 103,5% против 106,2% в соответствующем периоде 2011 года. Цены на товары (без услуг) за январь-апрель 2012 года выросли на 2,7%, в том числе на продовольственные товары - на 4,1%, непродовольственные товары - на 1,3%.

Темпы роста цен на основные виды непродовольственных товаров в январе-апреле 2012 года (101,3%) не превышали показатели соответствующего периода 2011 года (104,8%).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...