Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание учебного материала
2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии. 2.4.2 Философия и религия. 2.4.3 Философия и искусство. 2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
В результате изучения темы студент должен: уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в духовной культуре, ценностях, свободе как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определять соотношение материальных и духовных ценностей для жизни человека; - сформулировать представление о смысле жизни; знать: - основы философского учения культуре; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры.
Методические указания
Тема 2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие духовной культуры.(№ 4, разд.3, гл.9,с.144-155), (№ 2, разд.4, тема 4.2., с 224-242) 2) Различие философии от искусства, религии, науки и идеологии. (№ 2, с.184-186, с.191-194) 3) Философия как синтез (сходство) науки, искусства и религии. (№ 1,с. 175-177).
Методические указания Рассматривая специфику философии как рациональной отрасли духовной культуры, в которой есть сходство и различие с искусством, религией, наукой и идеологией, надо проанализировать соотношение веры и разума, значение и роль религии, искусства, философии в становлении и воспитании человека как личности, с целью формирования мышления и мировоззрения для понимания смысла жизни, ее ценностей.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что относят к духовной культуре? 2. Чем искусство отличается от философии? 3. Чем религия отличается от философии? 4. Почему философию нельзя до конца считать наукой? 5. Какие цели ставит идеология? 6. В чем сходство и различие между философией и идеологией? 7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?
Тема 2.4.2 Философия и религия.
Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие религии. Религия как феномен культуры. Знание и вера. Религия и мораль. (№ 1, ч.2, гл.16, с.171-174) 2) Мировые религии. «Осевое время» К. Ясперс. 3) Роль религии в современном обществе. Религия как форма духовного единства. Методические указания
Вопросы для самоконтроля: 1. Когда и почему в человеческом обществе появляется религия? 2. Что предшествовало мировым религиям? 3. Когда появились мировые религии? 4. Какие проблемы существования человека можно отнести и к философии, и к религии? 5. Как относятся философия и религия (буддизм, христианство, ислам ) к проблеме смерти? 6. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?
Тема 2.4.3 Философия и искусство. Последовательность изучения темы – план: 1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227) 2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный человек. (№ 2, с.194-196) 3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства. (№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153) 5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162), (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)
Методические указания Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.
Вопросы для самоконтроля: 1. Когда и почему в обществен появилось искусство? 2. Функции искусства. 3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает? 4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни, жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно равнодушные к искусству. 5. Как проявляется кризис современного искусства?
Тема 2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрения. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Последовательность изучения темы – план: 1) Типы философствования. 2) Философия и мировоззрение. 3) Философия и смысл жизни. 4) Философия как учение о целостной личности. 5) Роль философии в современном мире. Будущее философии. Рекомендация: Смотрите Раздел 1. тема 1.1. «Предмет и определение философии», Раздел 2. тема 2.1. «Методы философии. Строение философии и ее основные направления». Вопросы для самоконтроля: 1. Какова структура философии? 2. Что такое аксиология, праксиология? 3. Какие направления современной философии ХХ века вам известны? 4. Как соотносятся философия и мировоззрение? 5. Какой структурный элемент мировоззрения (мироощущение, мировосприятие, миропонимание) наиболее верно выражает сущность философии? 6. Чему учит философия человека? 7. Как вы понимаете сущность философии экзистаециализма? 8. Какую роль в обществе и лично для вас имеет философия? 9. Как может вам пригодиться философия в вашей профессии?
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.- 288с. 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
4 Задания для выполнения контрольной работы. 4.1.Указание по выбору варианта и определения вопросов для контрольной работы Выбор варианта и вопросов контрольной работы определяется по номеру фамилии студента в журнале группы. Всего вариантов – 30. В каждом варианте - 4 вопроса, которые берутся из четырех разделов, расположенных в верхней части таблицы и обозначенных буквами – «А», «Б», «С», «Д». Например, студент Иванов А.Н. имеет номер - № 11 в журнале группы. Он находит в таблице выбора вариантов свой номер – №11, затем определяет последовательность своих вопросов –они представлены в колонках четырех разделов: «А», «Б», «С», «Д» в верхней части таблицы «Таблица выборов вариантов для контрольной работы по дисциплине «Основы философии» (см. таблицу выбора вариантов ниже).
Раздел «А» 1. Философия, ее объект, предмет, определение и место в культуре. Роль философии в обществе и жизни человека. 2. Философия эпохи Просвещения. Проблема человека в философии. (Вольтер, Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббс). 3. Сознание – субъективный образ объективного мира. Три стороны сознания 4. Мировоззрение, его сущность и уровни. 5. Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта 6. Сознание, мышление, язык. Сознание - продукт исторического общественного развития. 7. Формы философского знания. Функции и методы философии. 8. Философия Г. Гегеля. Идеалистическая диалектика Гегеля. Законы и категории диалектики. 9. Религиозная картина мира. 10. Основной вопрос философии, его сущность. 11. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. 12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков. 13. Структура современной философии. Методы и функции философии. 14. Своеобразие русской философии XIX в. – начала XX в. 15. Субстанция и материя: общее и различия. Современные научные существования о материальном мире. 16. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 17. Основные течения современной западной философии (XX в.) Структура современной философии. 18. Философские школы: скептицизм, эпикурейство. 19. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа. 20. Особенности русской философии XIX – XX вв. Славянофилы и западники. 21. Сходство и различие философии и религии. 22.Религиозная этика. Значение религии и ее роль в современном обществе. 23. Философская категория бытия, основные формы бытия. Онтология – учение о
24. Основные атрибуты материи, их сущность. Виды материи. 25. Научная революция XVIII в., создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон). 26. Сущность материи как философской категории. Виды материи. 28. Жизнь. Специфика живого. Критерии человека, версии возникновения жизни и человека на Земле. 29. Культура и цивилизация, их взаимосвязи и отличия. 30. Понятие человека в философии. Эмоциональное и рациональное, сознательное и бессознательное в человеке.
Раздел «Б» 1. Проблема методов научного познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк). 2. Научно-техническая революция XX века, её особенности и последствия. 3. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Личность и сущность. 4. Философия и религия. Сходство и различия. 5. Сознание – продукт деятельности мозга, как высокоорганизованной материи. Три стороны сознания. 6. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии общества. 7. Мировые религии, их роль в истории человечества. Православие, ислам. Формирование религиозной толерантности. 8. Мозг и сознание. Роль родного языка в развитии мышления. 9. Буддизм – древнейшая мировая религия, его принципы и атрибуты. Роль и значение буддизма для восточной цивилизации. 10. Движение как способ существования материи. Виды движений. Покой. 11. Христианство, его принципы и атрибуты. Роль и значение христианства для западной и российской цивилизации. 12. Время как способ существования материи. Виды материи. 13. Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм. Агностицизм. 14. Ислам, его принципы и атрибуты. Роль и значение ислама для исламской (арабской) и российской цивилизации. 15. Пространство как способ существования материи, его измерения. 16. В.И. Вернадский учение о ноосфере. 17. Философское мировоззрение, его структура и исторические формы. 18. Структурность (системность) материи, уровни ее организации. 19. Основной вопрос философии и его сущность. 20. Роль и значение религии для XX века. Новые религиозные течения и секты. 21. Вселенная, версии ее происхождения и развития. И. Кант и теория «Большого взрыва» 22. Православие, ислам. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре. 23. Материализм и его сущность. Представители материализма в философии Нового времени. (имена, идеи, направления). 24. Русская философия – эволюция «Русской идеи». 25. Понятие предмета философии. Определение философии. Функции философии.
26. Философия идеализма и его сущность. Представители философии идеализма (имена, идеи, направления). 27. Научная картина мира ХХ века. Современные научные представления о материальном мире. 28. Натурфилософия античной Греции. 29. Патристика. Августин Аврелий и его труд «О граде Божием». 30. Схоластика. Синтез средневековой философии в системе Ф. Аквинского. Пять аргументов бытия Бога.
Раздел «С» 1. Дуализм и его сущность. Представители философии дуализма (имена, идеи, направления). 2. Биосфера и уровни её организации. Критерии живого и человека. 3. Философия и искусство. Сходство и различие. 4. Философия Древней Индии: школы Джайнизм, Буддизм, Чарвака-локаята. 5. Возникновение человека (версии происхождения: земная и внеземная). Категории, отличающие человека от других животных. 6. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. 7. Философские школы Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм). Основные принципы древнекитайской философии. 8. Основные антропологические константы человека: сознание, речь, труд, общество. 9. Философия и глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных проблем. 10. Философия конфуцианства. 11. Идеи З. Фрейда, К. Юнга о сознательном и бессознательном в человеке. 12. Картина мира в античной философии.Философские системы Сократа, Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли Древней Греции. 13. Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека. Политика, нравственность и человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов. 14. Онтология – учение о бытии. Формы бытия. Современные онтологические представления. 15. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. 16. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм Древней Греции. 17. Научное познание. Теория и опыт. Методы научного познания. 18. Философия Древнего Китая. Даосизм. 19. Формы развития общества: ненаправленная, циклическое развитие, эволюционное развитие. 20. Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного естествознания и научного мировоззрения.
21. Человек эпохи Возрождения в философии гуманизма и индивидуализма. (творческая личность, достоинства человека). 22. Картина мира во взглядах философов античности, Средневековья, Возрождения (геоцентризм-гелиоцентризм). 23. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. 24. Понятие истины. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная, субъективная. 25. Религиозно – идеалистическая философия России XIX – XX вв. 26. Немецкая классическая философия идеализма – И. Кант, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегель; 27. Немецкий материализм и диалектика – Л. Фейербах и К. Маркс. 28. Постклассическая философия второй половины Х1Х-начала XX века. «Философия жизни» - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. 29. Агностицизм И. Канта. 30. Теоретические подходы к пониманию «Основного вопроса философии»: монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм.
Раздел «Д» 1. Смысл понятий: миф, мифология. 2. Смысл понятий: сознание, бессознательное. 3. Смысл понятий: материя, движение. 4. Смысл понятий: философия, наука. 5. Смысл понятий: космоцентризм, теоцентризм. 6. Смысл понятий: рационализм, иррационализм. 7. Смысл понятий: антропоцентризм, гуманизм. 8. Смысл понятий: гносеоцентризм, эписпемология. 9. Смысл понятий: идеализм, рационализм. 10. Смысл понятий: материализм, дуализм 11. Смысл понятий: кинизм (киники), циники, скептики. 12. Смысл понятий: эпикуреизм ( гедонизм), стоицизм. 13. Смысл понятий: скептицизм, софистика. 14. Смысл понятий: патристика, схоластика, 15. Смысл понятий: субстанция, материя. 16. Смысл понятий: дуализм, плюрализм. 17. Смысл понятий: диалектика, метафизика. 18. Смысл понятий: трансцендентализм, эмпиризм. 19. Смысл понятий: агностицизм, рационализм. 20. Смысл понятий: иррационализм, интуиция. 21. Смысл понятий: дискурсивность, логика. 22. Смысл понятий: метафизика, догматизм. 23. Смысл понятий: пространство, время. 24. Смысл понятий: время, движение. 25. Смысл понятий: движение, материя. 26. Смысл понятий: софистика, эклектика. 27.
28. Смысл понятий: сенсуализм, рационализм. 29. Смысл понятий: эпистемология, аксиология. 30. Смысл понятия: плюрализм, монизм.
Таблица выбора вариантов для контрольной работы |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |