Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного материала




2.4.1  Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и

       различие  философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2.4.2  Философия и религия.

2.4.3  Философия и искусство.

2.4.4  Структура философского творчества. Типы философствования. Философия

      и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о

      целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее

      философии.

 

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в

духовной культуре, ценностях, свободе  как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста;

- определять значение философии как отрасли духовной культуры для

формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определять соотношение материальных и духовных  ценностей для жизни

человека;  

- сформулировать представление о смысле жизни;

знать:

- основы философского учения культуре;

- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение

  жизни, культуры.

 

Методические указания

 
Тема 2.4 «Место философии в духовной культуре и ее значение» включает четыре  темы, по изучению духовной культуры общества, условий формирования личности, приоритета ее ценностей, смысла жизни. Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки надо сопоставить ее с искусством, религией, идеологией.  

 

Тема 2.4.1  Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

      Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и

       идеологии.

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие духовной культуры.(№ 4, разд.3, гл.9,с.144-155),

                                                      (№ 2, разд.4, тема 4.2., с 224-242)

2) Различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

                                                                           (№ 2, с.184-186, с.191-194)

3) Философия как синтез (сходство) науки, искусства и религии.

                                                                                 (№ 1,с. 175-177).

 

Методические указания

Рассматривая специфику философии как рациональной отрасли духовной культуры, в  которой  есть  сходство  и  различие с  искусством, религией, наукой и идеологией, надо проанализировать соотношение  веры и разума, значение      и  роль  религии,  искусства, философии в становлении  и  воспитании человека как личности, с целью формирования мышления и мировоззрения для понимания  смысла жизни, ее ценностей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относят к духовной культуре?

2. Чем искусство отличается от философии?

3. Чем религия отличается от философии?

4. Почему философию нельзя до конца считать наукой?

5. Какие цели ставит идеология?

6. В чем сходство и различие между философией и идеологией?

7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства

и религии?   

 

Тема 2.4.2 Философия и религия.

 

Последовательность изучения темы – план:

   1) Понятие религии. Религия как феномен культуры. Знание и вера.

        Религия и мораль. (№ 1, ч.2, гл.16, с.171-174)

   2) Мировые религии. «Осевое время» К. Ясперс.

   3) Роль религии в современном обществе. Религия как форма духовного

   единства.

Методические указания

 

54
При изучении данной темы необходимо обратиться к «Истории религии», «Религиоведению», к дополнительным источникам. Показать взаимосвязь религии и философии, их точки соприкосновения и различия в подходе к основополагающим вопросам человеческого бытия. Религия как феномен культуры. Знание и вера. Религия и мораль. Специфика религиозного опыта. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Православие. Святые земли Русской. Религия и церковь. Философия и религия: смирение и бунт. Религия как форма духовного единства.  

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и почему в человеческом обществе появляется религия?

2. Что предшествовало мировым религиям?

3. Когда появились мировые религии?

4. Какие проблемы  существования человека можно отнести и к философии, и к

религии?

5. Как относятся философия и религия (буддизм, христианство, ислам ) к

проблеме смерти?

6. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?

 

Тема 2.4.3  Философия и искусство.

Последовательность изучения темы – план:

1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие

философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171),  (№ 2, с.226-227)

2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный

 человек. (№ 2, с.194-196)

3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства.

                                         (№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)

5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток,

 интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162),

(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)

 

Методические указания

Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и почему в обществен появилось искусство?

2. Функции искусства.

3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных

таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением

человек становится тогда, когда умирает?

4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни,

жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно

равнодушные к искусству.

5. Как проявляется кризис современного искусства?

 
6. В чем сходство и различие культуры и цивилизации?

 

Тема 2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования.

              Философия и мировоззрения. Философия и смысл жизни. Философия

              как учение о целостной личности. Роль философии в современном

              мире. Будущее философии.

          

 

Последовательность изучения темы – план:

  1) Типы философствования.

2) Философия и мировоззрение.

3) Философия и смысл жизни.

4) Философия как учение о целостной личности.

5) Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Рекомендация: Смотрите Раздел 1. тема 1.1. «Предмет и определение философии», Раздел 2. тема 2.1. «Методы философии. Строение философии и ее основные направления».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова структура философии?

2. Что такое аксиология, праксиология?

3. Какие направления современной философии ХХ века вам известны?

4. Как соотносятся философия и мировоззрение?

5. Какой структурный элемент мировоззрения (мироощущение, мировосприятие,

миропонимание) наиболее верно выражает сущность философии?

6. Чему учит философия человека?

7. Как вы понимаете сущность философии экзистаециализма?

8. Какую роль в обществе и лично для вас имеет философия?

9. Как может вам пригодиться философия в вашей профессии?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос,

2009.- 288с.

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

 
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

    4  Задания для выполнения контрольной работы.

4.1.Указание по выбору варианта и определения вопросов

для контрольной работы

Выбор варианта и вопросов контрольной работы определяется по номеру фамилии студента в журнале группы.

Всего вариантов – 30. В каждом варианте - 4 вопроса,  которые берутся

из четырех разделов, расположенных в верхней части таблицы и обозначенных буквами – «А», «Б», «С», «Д».

Например, студент Иванов А.Н. имеет номер - № 11 в журнале группы. Он находит в таблице выбора вариантов свой номер – №11, затем определяет последовательность своих вопросов они представлены в колонках четырех разделов: «А», «Б», «С», «Д» в верхней части таблицы «Таблица выборов вариантов для контрольной работы по дисциплине «Основы философии» (см. таблицу выбора вариантов ниже).

 

Раздел «А»

1. Философия, ее объект, предмет, определение  и место в культуре.

Роль философии в обществе и жизни человека.

2. Философия эпохи Просвещения. Проблема человека в философии. (Вольтер,

  Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббс).

3. Сознание – субъективный образ объективного мира. Три стороны сознания

4. Мировоззрение, его сущность и уровни.

5. Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта

6. Сознание, мышление, язык. Сознание - продукт исторического общественного

 развития.

7. Формы философского знания. Функции и методы философии.

8. Философия  Г. Гегеля. Идеалистическая диалектика Гегеля.

Законы и категории диалектики.

9. Религиозная картина мира.

10. Основной вопрос философии, его сущность.

11. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков.

13. Структура современной философии. Методы и функции философии.

14. Своеобразие русской философии XIX в. – начала XX в.

15. Субстанция и материя: общее и различия. Современные научные

  существования о материальном мире.

16. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

17. Основные течения современной западной философии (XX в.) Структура

  современной философии.

18. Философские школы: скептицизм, эпикурейство.

19. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа.

20. Особенности русской философии XIX – XX вв. Славянофилы и западники.

21. Сходство и различие философии и религии.

22.Религиозная этика. Значение религии и ее роль в современном обществе.

23. Философская категория бытия, основные формы бытия. Онтология – учение о

 
бытии.

24. Основные атрибуты материи, их сущность. Виды материи.

25. Научная революция XVIII в., создание механическо-материалистической

картины мира (И. Ньютон).

26. Сущность материи как философской категории. Виды материи.

28. Жизнь. Специфика живого. Критерии человека, версии возникновения жизни

и человека на Земле.

29. Культура и цивилизация, их взаимосвязи и отличия.

30. Понятие человека в философии. Эмоциональное и рациональное, сознательное

и бессознательное в человеке.

 

Раздел «Б»

1. Проблема методов научного познания в философии Нового времени

 (Ф. Бэкон,  Р. Декарт, Дж. Локк).

2. Научно-техническая революция XX века, её особенности и последствия.

3. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Личность и сущность.

4. Философия и религия. Сходство и различия.

5.  Сознание – продукт деятельности мозга, как высокоорганизованной материи.

Три стороны сознания.

6. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии общества.

7. Мировые религии, их роль в истории человечества. Православие, ислам.

Формирование религиозной толерантности.

8. Мозг и сознание. Роль родного языка в развитии мышления.

9. Буддизм – древнейшая мировая религия, его принципы и атрибуты.

Роль и значение буддизма для восточной цивилизации.

10. Движение как способ существования материи. Виды движений. Покой.

11. Христианство, его принципы и атрибуты. Роль и значение христианства для

западной и российской цивилизации.

12. Время как способ существования материи. Виды материи.

13. Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм. Агностицизм.

14. Ислам, его принципы и атрибуты. Роль и значение ислама для исламской 

(арабской) и российской цивилизации.

15. Пространство как способ существования материи, его измерения.

16. В.И. Вернадский учение о ноосфере.

17. Философское мировоззрение, его структура и исторические формы.

18. Структурность (системность) материи, уровни ее организации.

19. Основной вопрос философии и его сущность.

20. Роль и значение религии для XX века. Новые религиозные течения и секты.

21. Вселенная, версии ее происхождения и развития. И. Кант и теория «Большого

взрыва»                                     

22. Православие, ислам. Взаимодействие культур: Запад и Восток,

 интернациональное и национальное в культуре.

23. Материализм и его сущность. Представители материализма в философии

Нового времени. (имена, идеи, направления).

24. Русская философия – эволюция «Русской идеи».

25. Понятие предмета философии. Определение философии. Функции философии.

 
 

26. Философия идеализма  и  его сущность.  Представители  философии

идеализма (имена,  идеи, направления).

27. Научная картина мира ХХ века. Современные научные представления о

материальном мире.

28. Натурфилософия античной Греции.

29. Патристика. Августин Аврелий и его труд «О граде Божием».

30. Схоластика. Синтез средневековой философии в системе Ф. Аквинского.

Пять аргументов бытия Бога.

 

Раздел «С»

1. Дуализм и его сущность. Представители  философии  дуализма (имена, идеи,

направления).

2. Биосфера и уровни её организации. Критерии живого и человека.

3. Философия и искусство. Сходство и различие.

4. Философия Древней Индии: школы Джайнизм, Буддизм, Чарвака-локаята.

5. Возникновение человека (версии происхождения: земная и внеземная).

Категории, отличающие человека от других животных.

6. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость,

невыразимость, неповторимость, незаменимость.

7. Философские школы Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм).

Основные принципы древнекитайской философии.                                                   

8. Основные антропологические константы человека: сознание, речь, труд,

общество.

 9. Философия и глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных

проблем.

10. Философия конфуцианства.

11. Идеи З. Фрейда, К. Юнга  о  сознательном и бессознательном в человеке.

12. Картина мира в античной философии.Философские системы Сократа,

Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли Древней

 Греции.

13. Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека. Политика, нравственность и

     человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов.

14. Онтология – учение о бытии. Формы бытия.  Современные онтологические

 представления.

15. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм,

экзистенциализм.

16. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Проблема человека и

общества, нравственных и правовых норм Древней Греции.

17. Научное познание. Теория и опыт. Методы научного познания.

18. Философия Древнего Китая. Даосизм.

19. Формы развития общества: ненаправленная, циклическое развитие,

  эволюционное развитие.

20. Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно,

   Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного

   естествознания и научного мировоззрения.

 
 


21. Человек эпохи Возрождения в философии гуманизма и индивидуализма.

(творческая личность, достоинства человека).

22. Картина мира во взглядах философов античности, Средневековья,

   Возрождения (геоцентризм-гелиоцентризм).

23. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной

 истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

24. Понятие истины. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная,

субъективная.

25. Религиозно – идеалистическая философия России XIX – XX вв.

26. Немецкая классическая философия идеализма – И. Кант, И. Фихте,

   Г.В.Ф. Гегель;

27. Немецкий материализм и диалектика – Л. Фейербах и К. Маркс.

28. Постклассическая философия второй половины Х1Х-начала XX века.

  «Философия жизни» - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

29. Агностицизм И. Канта.

30. Теоретические подходы к пониманию «Основного вопроса философии»:

  монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм.

 

Раздел «Д»

1. Смысл понятий: миф, мифология.

2. Смысл понятий: сознание, бессознательное.

3. Смысл понятий: материя, движение.

4. Смысл понятий: философия, наука.

5. Смысл понятий: космоцентризм, теоцентризм.

6. Смысл понятий: рационализм, иррационализм.

7. Смысл понятий: антропоцентризм, гуманизм.

8. Смысл понятий: гносеоцентризм, эписпемология.

9. Смысл понятий: идеализм, рационализм.

10. Смысл понятий: материализм, дуализм

11. Смысл понятий: кинизм (киники), циники, скептики.

12. Смысл понятий: эпикуреизм ( гедонизм), стоицизм.

13. Смысл понятий: скептицизм, софистика.

14. Смысл понятий: патристика, схоластика,

15. Смысл понятий: субстанция, материя.

16. Смысл понятий: дуализм, плюрализм.

17. Смысл понятий: диалектика, метафизика.

18. Смысл понятий: трансцендентализм, эмпиризм.

19. Смысл понятий: агностицизм, рационализм.

20. Смысл понятий: иррационализм, интуиция.

21. Смысл понятий: дискурсивность, логика.

22. Смысл понятий: метафизика, догматизм.

23. Смысл понятий: пространство, время.

24. Смысл понятий: время, движение.

25. Смысл понятий: движение, материя.

26. Смысл понятий: софистика, эклектика.

27.

 
Смысл понятий: монизм, дуализм.

28. Смысл понятий: сенсуализм, рационализм.

29. Смысл понятий: эпистемология, аксиология.

30. Смысл понятия: плюрализм, монизм.

 

 

Таблица выбора вариантов для контрольной работы










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...