Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этап философии – Новое время и ХХ век.
В контрольной работе студенту надо отвечать по следующему алгоритму: 1) Отличительные черты философии Нового времени от античной, используя
В этом вопросе существует трудность, и поэтому дается краткий комментарий. Приоритетными направлениями в условиях становления классического капитализма становятся наука и техника, перед которыми общество поставило новые задачи, выдвинуло своеобразный социальный заказ. Новоевропейская философия начала развивать новую идею – гносеоцентризм, эпистемологию - теорию познания вместо рассуждений о этике - в античной философии, о боге и теологии - в средневековой, с их главной идеей как вести себя в мире и что такое благо. Вместо вопроса «что есть истина, мир?» главным вопросом становится «как возможно их познать?». Гносеоцентризм- знания, есть мера всех вещей - это формула, характеризующая особенность научного мировоззрения в период эпохи Просвещения Нового времени. Первая задача философии - разработка теории познания, методов научного исследования, необходимая для прогресса науки, техники и материального производства.научных исследований. Вторая задача – разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства, общества в целом. Для капитализма нужна была законченная буржуазная идеология, новая система ценностей, определявшая отношение человека к природе, религии, другим людям, общественным институтам. Одновременно ставится вопрос об отдельном человеке как субъекте познания. 2) Естественно-научное, механистическое направление в философии. В философии появились два направления в теории познания: эмпиризм – Ф. Бэкон, Дж. Локк (№ 3, с.56-59) Т. Гоббс, Д. Юм и рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц.
3) Немецкая классическая философия идеализма - И. Кант, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегель. (№ 1, с.99-112). (№ 3, с. 59-62, с.62-64) Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития- диалектики. В сер.Х1Х века возникает марксизм – философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. К Маркс открыл и обосновал материалистическое понимание истории, и на материале буржуазного общества – материалистическую диалектику. Однако, в реальную социальную жизнь (ХХ века особенно) марксизм вошел другой своей – не научно- философской, а мировоззренческой стороной, как идеология открытого и жесткого социального противостояния, оправдывающая крайние формы классовой борьбы и насилия, во имя отвлеченных классовых интересов низших слоев. 4) Научная картина мира периода Нового времени XVI—XVIII века - это гелиоцентризм. Естественно-научное, механистическое направление в философии. Ньютоновская научная революция (период XVI—XVIII вв). (Дополн.источ. Интернет- ресурсы).
5) Постклассическая философия второй половины Х1Х-начала XX века:
Ф.Ницше – родоначальник философии жизни (№ 1, с.115),(№ 3, с. 67-68), М. Хайдеггер (№ 1, с.117-118), С.Кьеркегор – экзистенциализм (Дополн. источ.); А.Бергсон – философия интуитивизма и философии жизни; (№ 1,ч.2, гл.13, с. 144-148, 149-155). Философия этого периода занимается иирационализмом (сверхчувственное познание) и обращается к проблеме человека и человеческого познания. При этом исследовать человека предлагается внеразумными и вненаучными методами.
6) ХХ век – философия неопозитивизма, прагматизма, экзистенциализма, психоанализ. (№ 1,с.117-118, с.124,126-129)
7) Научная картина мира ХХ века - Эйнштейновская революция (период - рубеж XIX—XX вв). (№ 2,разд.3, тема 3.1., с.168-184). Интернет-ресурсы (Википедия), но не скачивать все подряд, а брать самое важное по вопросу о научной картине мира.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем основные различия идеализма и реализма? 2. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии - античным,средневековым и новоевропейским? 3. В чем сходства и различия между философией Сократа и Декарта? 4. В чем сходства и различия между философией Платона, Августина и Канта? 5. В чем сходства и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля? 6. Каково соотношение разума и веры в развитии философии? 7. Картина мира периода античной философии. 8. Религиозная картина мира. 9. Научная картина мира периода Нового времени. 10. Современная научная картина мира ХХ века.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.2, гл.14, с. 155-161) 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (раздел 1, с.10-68) 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 2, с.19-110) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (разд.1,гл.2, с.26-40).
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.1.2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.
В результате изучения темы студент должен: уметь: - определять значение философии как науки и отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определять и использовать в познании методы философии. знать: - основные категорий и понятия философии; - функции, методы философии; - роль философии в жизни человека и общества. Методические указания Данная тема является продолжением вопроса об определении философии как науки. Последовательность изучения темы – план: 1) Определение философии как науки (№ 1, ч.2, гл.15, с.161-168), (№ 2, Введение, с.4-6), (№ 3,Введение, с.5-15) 2) Понятие об объекте и предмете философии. (№ 1, ч.1, гл.1, с.14-15). 3) Функции философии. (№ 3,Введение, с.14-15) 4) Методы философии.( № 1, ч.2, гл.14, с.155-159) 5) Строение философии и ее основные направления.( № 1, ч.2, гл.14, с.159-160), (№ 4, разд.1, гл.2, с.22-24).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |