Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комментарий – пояснение к теме.




Трудность вопроса об особенностях Русской философии заключается в том, что она отличается от западной, и границей этого отличия стала философия И. Канта. Русская философия не пошла  по пути обоснования науки посредством противопоставления явления и вещи в себе (критический рационализм). В ней,

из-за особенностей русской культуры, особого исторического развития, сильнее сказались религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.

Ее особенности выражались в  религиозности, идеалистичности взглядов, высокой духовной нравственностис ориентацией на социальные проблемы, ведущие к поиску лучшего, справедливого, гуманного общества, в котором человек будет счастливым и свободным. Это нашло свое выражение в следующих теориях, которые нужно изучить студенту.

1) «Русская идея», ее сторонники: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков. Впервые о русской идее можно говорить с создания монахом Филофеем в 16 веке концепции Москвы как «третьего Рима». Ее цель не создание русской империи, а восстановить на земле верный образ божественной троицы, выражающей вселенский характер русского православия, как несокрушимой веры в истинность христианской религии, именно в ее православном варианте.

27
2)Философские взгляды славянофилов и западников, их представители – стремились теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущее, осуждали самодержавие и крепостничество, отрицали философию стяжательства, и грубой силы.

Славянофилы -философы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, писатель А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Сторонниками славянофильства были великие русские писатели: Ф. Достоевский, Л. Толстой.

Западники - философы П.А. Чаадаев, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. В. Вернадский и др. Идеи западников отчасти разделяли писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, А. Ф. Писемский,

М. Е. Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев, Василий Боткин, П. В. Анненков.

Теории, течения и взгляды на развитие русской философии, устройство и пути развития России:

3) Философия П.А. Чаадаева – проблемы антропологии и философии истории, религиозная проблематика культуры, что стало основой социологии слявянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образца для России стала исходным рубежом для воззрений западников. объективно-идеалистический, религиозный характер

В контрольной работе студенту надо показать, как шел процесс эволюции русской идеи от начала до настоящего времени, какие в философии существовали ее варианты (модификации), какова ее цель.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими особенностями характеризуется Русская философия XIX-XX вв.  

2.Какие взгляды на будущее устройство России высказывали представители

славянофилов и западников? Каково Ваше мнение о их взглядах и месте

современной России в мире?

3. Какова цель философии «Русской идеи»?

 

Основные источники:

 

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

( ч.1, гл. 12, с.131-141)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

( разд.1, тема 1.2., гл. 2, с.57-59)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, гл. 3, с.96-103)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 38-40)

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

 
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 1.4 Современная философия

 

Содержание учебного материала

  Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного.

                   В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей  ХХ века на

  развитие науки,   искусства, социальной и политической мысли, соотносить их

 с актуальными проблемами современности;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,

  материальных и духовных ценностей;

знать:

- особенности современной философии ХХ века, ее направления: неопозитивизм,

прагматизм, экзистенциализм.

Методические указания

Последовательность изучения темы – план:

Направления современной философии ХХ века:

1) Неопозитивизм – Л.Виттенштейн, Б.Рассел, К.Поппер

(№ 1, ч.1, гл.11, с.126-128), (№ 3,ч.4, с.82-84), (№ 4, разд.1, гл.2, с.34).

 

2) Прагматизм - Ч.Пирс, Дж.Дьюи, У. Джемс (№ 1, ч.1, гл.11, с.128-129).

 

3) Экзистенциализм –Серен Кьеркегор, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер,

Габриэль Марсель, Карл Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет.

 (№ 1, ч.1, гл.11, с.117-124), (№ 2, разд.1, гл.2, с. 43-45, 59-68),

(№ 4, разд.1, гл.2, с.36).

 

4) Философия бессознательного З.Фрейда, К.Юнга (№ 1, ч.1, гл.11, с.124-125),

(№ 2, разд.2, тема2.2.,гл.1, с. 136-141), (№ 4, разд.1, гл.2, с.34).

 

5) Методы познания: иррационализм, интуиция, психоанализ.

Рекомендация: используйте Философский словарь, Дополнительные

                             источники, Интернет-ресурсы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...