Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комментарий – пояснение к теме.
Трудность вопроса об особенностях Русской философии заключается в том, что она отличается от западной, и границей этого отличия стала философия И. Канта. Русская философия не пошла по пути обоснования науки посредством противопоставления явления и вещи в себе (критический рационализм). В ней, из-за особенностей русской культуры, особого исторического развития, сильнее сказались религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины. Ее особенности выражались в религиозности, идеалистичности взглядов, высокой духовной нравственностис ориентацией на социальные проблемы, ведущие к поиску лучшего, справедливого, гуманного общества, в котором человек будет счастливым и свободным. Это нашло свое выражение в следующих теориях, которые нужно изучить студенту. 1) «Русская идея», ее сторонники: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков. Впервые о русской идее можно говорить с создания монахом Филофеем в 16 веке концепции Москвы как «третьего Рима». Ее цель не создание русской империи, а восстановить на земле верный образ божественной троицы, выражающей вселенский характер русского православия, как несокрушимой веры в истинность христианской религии, именно в ее православном варианте.
Славянофилы -философы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, писатель А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Сторонниками славянофильства были великие русские писатели: Ф. Достоевский, Л. Толстой. Западники - философы П.А. Чаадаев, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. В. Вернадский и др. Идеи западников отчасти разделяли писатели и публицисты — Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев, Василий Боткин, П. В. Анненков. Теории, течения и взгляды на развитие русской философии, устройство и пути развития России: 3) Философия П.А. Чаадаева – проблемы антропологии и философии истории, религиозная проблематика культуры, что стало основой социологии слявянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образца для России стала исходным рубежом для воззрений западников. объективно-идеалистический, религиозный характер В контрольной работе студенту надо показать, как шел процесс эволюции русской идеи от начала до настоящего времени, какие в философии существовали ее варианты (модификации), какова ее цель. Вопросы для самоконтроля: 1. Какими особенностями характеризуется Русская философия XIX-XX вв. 2.Какие взгляды на будущее устройство России высказывали представители славянофилов и западников? Каково Ваше мнение о их взглядах и месте современной России в мире? 3. Какова цель философии «Русской идеи»?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. ( ч.1, гл. 12, с.131-141) 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( разд.1, тема 1.2., гл. 2, с.57-59) 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, гл. 3, с.96-103) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 38-40)
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 1.4 Современная философия
Содержание учебного материала Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного. В результате изучения темы студент должен: уметь: - прослеживать влияние фундаментальных философских идей ХХ века на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; знать: - особенности современной философии ХХ века, ее направления: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Методические указания Последовательность изучения темы – план: Направления современной философии ХХ века: 1) Неопозитивизм – Л.Виттенштейн, Б.Рассел, К.Поппер (№ 1, ч.1, гл.11, с.126-128), (№ 3,ч.4, с.82-84), (№ 4, разд.1, гл.2, с.34).
2) Прагматизм - Ч.Пирс, Дж.Дьюи, У. Джемс (№ 1, ч.1, гл.11, с.128-129).
3) Экзистенциализм –Серен Кьеркегор, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Габриэль Марсель, Карл Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет. (№ 1, ч.1, гл.11, с.117-124), (№ 2, разд.1, гл.2, с. 43-45, 59-68), (№ 4, разд.1, гл.2, с.36).
4) Философия бессознательного З.Фрейда, К.Юнга (№ 1, ч.1, гл.11, с.124-125), (№ 2, разд.2, тема2.2.,гл.1, с. 136-141), (№ 4, разд.1, гл.2, с.34).
5) Методы познания: иррационализм, интуиция, психоанализ. Рекомендация: используйте Философский словарь, Дополнительные источники, Интернет-ресурсы. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |