Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комментарий – пояснение к теме
Проблема бытия одна из центральных в философии. С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Есть достаточно распространенная точка зрения на то, что: Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. В толковом словаре В. Даля термин «бытие» имеет родственные слова – «быть», «существовать», «наличествовать». Это широкое значение слова «бытие». Признаком существования наделены предметы, процессы, события, свойства, отношения, при этом они могут обладать актуальным (действительность) бытием, так и потенциальным (возможность). В философии есть категория «Возможность и действительность», объясняющая в этом смысле бытие.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как в философии называется наука о бытии? 2. Какие формы бытия существуют в мире? 3. Что означает субстанция? 4. Учение о монизме, дуализме, плюрализме. Привести примеры. 5. Определение материи. 6. Что называют атрибутами материи? 7. Какие формы движения Вы знаете? 8. Что такое пространство, время? Какие два подхода к определению пространства и времени существуют в философии? 9. В чем выражается структурность материи в неживой и живой природе?
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. ( разд.2, гл.3, с.42-56) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.2, гл.3-5 с.42-73)
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.2.2 Гносеология – учение о познании.
Содержание учебного материала Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.
В результате изучения студент должен: уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - объяснять, как человек познает окружающий мир и самого себя; - сформулировать представление об истине; знать: - основы философского учения о познании; смысл понятий «эпистемология», «гносеология»; - два основных подхода в проблеме познания: чувственное (сенсуализм) и рационализм; - формы познания в философии: трансцендентализм, агностицизм, иррационализм, эмпирические формы – наблюдение и эксперимент; теоретические формы: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез.
Методические указания Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие смысла терминов «эпистемология», «гносеология» в философии. (№ 3, разд.2, гл.8, с.158).
2) Гносеология - теория познания в Новое время. (№ 1,ч.2, гл.13,с.144-148), (№ 3, разд.2, гл.8, с.158-168).
3) Два подхода к процессу познания: чувственное и рациональное и их формы. Спор между сенсуализмом и рационализмом. Ф. Бэкон и Р. Декарт. (№ 2, разд.2, тема2.2., гл.2.3. с.155-159), (№ 3, разд.2, гл.8, с.158-168), (№ 4,разд.5, гл.14,с.235-242).
4) Методология научного познания: метафизика и диалектика – - Аристотель (№ 1,ч.1,гл.6, с.59-60) и Гегель (№ 1,ч.1,гл.10, с.106-112). - Агностицизм И. Кант, Д. Юм (№ 1,ч.1,гл.9, с.98-103). - Скептицизм - Сократ, Пирон (№ 1,ч.1,гл.6, с.70-71), (№ 4,разд.5, гл.14, с.228- 232)
5) Методы научного познания в философии: 43
- Эмпирические, общенаучные методы:наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, гипотеза, описание. - Логические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др. - Теоретические методы: 1)Аксиоматический. 2) Гипотетико-дедуктивный. 3) Формализация (описательный). (№ 3, разд.2,гл.8,с.176-178)., (№ 4, разд. 5, гл.15, с.267-277) 6) Формы научного знания: проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы.(№ 3, разд.2,гл.8,с.176-178), (№ 4,разд.5, гл.15, с.267-277). 7) Понятие истины в философии. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная, субъективная. (№ 2, разд.2, тема2.2., гл.2.3. с.159-160), (№ 3, разд.2, гл.8, с.169-173), (№ 4,разд.5, гл.14,с.245-250). 8) Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. (№ 4, разд.5, гл.14, с.245-250), (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы). 9) Роль практики в процессе познания. Практика – критерий истины. (№ 4,разд.5, гл.14,с.232-235, 250-253).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |