Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комментарий – пояснение к теме




     Проблема бытия одна из центральных в философии. С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Есть достаточно распространенная точка зрения на то, что: Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

В толковом словаре В. Даля термин «бытие» имеет родственные слова – «быть», «существовать», «наличествовать». Это широкое значение слова «бытие».

Признаком существования наделены предметы, процессы, события, свойства, отношения, при этом они могут обладать актуальным (действительность) бытием, так и потенциальным (возможность). В философии есть категория «Возможность и действительность», объясняющая в этом смысле бытие.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как в философии называется наука о бытии?

2. Какие формы бытия существуют в мире?

3. Что означает субстанция?

4. Учение о монизме, дуализме, плюрализме. Привести примеры.

5. Определение материи.

6. Что называют атрибутами материи?

7. Какие формы движения Вы знаете?

8. Что такое пространство, время? Какие два подхода к определению

пространства и времени существуют в философии?

9. В чем выражается структурность материи в неживой и живой природе?

 

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. ( разд.2, гл.3, с.42-56)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

 СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.2, гл.3-5 с.42-73)

 

 
 


Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.2.2  Гносеология – учение о познании.

 

                  Содержание учебного материала

 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

 

В результате изучения студент должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, как

  основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;  

- объяснять, как человек познает окружающий мир и самого себя;

- сформулировать представление об истине;

знать:

- основы философского учения о познании; смысл понятий «эпистемология», 

«гносеология»;

- два основных подхода в проблеме познания: чувственное (сенсуализм) и

рационализм;

- формы познания в философии: трансцендентализм, агностицизм,

иррационализм, эмпирические формы – наблюдение и эксперимент;

теоретические формы: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез.

 

Методические указания

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие смысла терминов «эпистемология», «гносеология» в философии.

(№ 3, разд.2, гл.8, с.158).

 

2) Гносеология - теория познания в Новое время. (№ 1,ч.2, гл.13,с.144-148),

 (№ 3, разд.2, гл.8, с.158-168).

 

3) Два подхода к процессу познания: чувственное и рациональное и их формы.

Спор между сенсуализмом и рационализмом. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

(№ 2, разд.2, тема2.2., гл.2.3. с.155-159), (№ 3, разд.2, гл.8, с.158-168),

(№ 4,разд.5, гл.14,с.235-242).

 
 


4) Методология научного познания: метафизика  и  диалектика

- Аристотель (№ 1,ч.1,гл.6, с.59-60) и Гегель (№ 1,ч.1,гл.10, с.106-112).  

- Агностицизм И. Кант, Д. Юм (№ 1,ч.1,гл.9, с.98-103).

- Скептицизм - Сократ, Пирон (№ 1,ч.1,гл.6, с.70-71),

(№ 4,разд.5, гл.14, с.228- 232)

 

5) Методы научного познания в философии: 43

 

- Эмпирические, общенаучные методы:наблюдение, эксперимент,

моделирование, измерение, гипотеза, описание.

- Логические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение,

аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.

- Теоретические методы: 1)Аксиоматический. 2) Гипотетико-дедуктивный.

3) Формализация (описательный). (№ 3, разд.2,гл.8,с.176-178)., (№ 4, разд. 5,

       гл.15, с.267-277)

6) Формы научного знания: проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи,

принципы, категории и законы.(№ 3, разд.2,гл.8,с.176-178), (№ 4,разд.5, гл.15,

с.267-277).

7) Понятие истины в философии. Виды истины: относительная, абсолютная,

объективная, субъективная.  (№ 2, разд.2, тема2.2., гл.2.3. с.159-160), 

(№ 3, разд.2, гл.8, с.169-173), (№ 4,разд.5, гл.14,с.245-250).

8) Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение

философской, религиозной и научной истин. (№ 4, разд.5, гл.14, с.245-250),

(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы).

9) Роль практики в процессе познания. Практика – критерий истины.

(№ 4,разд.5, гл.14,с.232-235, 250-253).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...