Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание учебного материала
2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. 2.3.2 Социальная структура общества. Типы общества. 2.3.3 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие. 2.2.4 Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Методические указания Тема 2.3 «Этика и социальная философия» объединяет четыре темы, в которых рассматриваются социальные и этические проблемы человека, связанные с развитием и использованием в обществе достижений наук, техники и технологий. В современной глобальной цивилизации есть большие противоречия из-за глобальных экологических проблем (бесконтрольной добычи природных ресурсов и их истощения, экстенсивного ведения хозяйства, перенаселения планеты и др.), и поэтому вопрос свободы и ответственности человека и человечества, стал в философии основной этической, нравственной проблемой современного общества, и делает философию социально значимой, вырабатывая общественное сознание и мировоззрение. 2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.
Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие этики. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель.Аристотель. Эпикур. (№ 1,ч.1, гл.6, с.61-68, 69-70), (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.57-59), (№ 3,разд.2, гл.11, с.213-215) 2) Религиозная этика. Вера. Библия, Коран о религиозных заповедях. (№ 2, разд.3, тема 3.2.,с. 184-187), (Дополнительные источники, Интернет- ресурсы). 3) Свобода и ответственность. (№ 4, разд.3, гл.7, с.109-113), (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.55-57). 4) Насилие и активное непротивление злу. (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.46-52)
Вопросы для самоконтроля: 1. Что изучает этика? 2. Кто из философов развивал учение об этике? 3. Кого считают основателем этики? 4. Как развивал Аристотель античную этику? 5. Какие ценности включает добродетель у Платона, Аристотеля, Эпикура? 6. Какие из удовольствий, считал Эпикур, должен выбрать философ? 7. Что означает гедонизм? Какой главный принцип должен лежать в основе гедонизма? 8. Что означает эвдемонизм? 9. Каково значение религиозной этики для отдельного человека и общества в целом? 10. Зачем человеку нужна свобода? 11. Каким образом в практической, обыденной жизни соотносятся свобода и ответственность? Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.- 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Тема 2.3.2 Социальная структура общества. Типы общества.
Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие общества. Отличие общества от природы. 2) Философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней: натуралистический, идеалистический, материалистический подходы к пониманию общества (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.125-127), (№ 4, разд.3, гл.8, с.122-128). 3) Социология – наука об обществе. Социальная структура общества. Социальная стратификация и мобильность. П.А. Сорокин. (№ 2, разд.4, тема 4.1. , с.203-216), (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.123-125), (№ 4, разд.3, гл.8,с.137- 142; разд.5, гл.15, с.262-267) 4) Типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
Вопросы для самоконтроля: 1. Как соотносятся друг с другом человек и общество? 2. Какие идеи, взгляды на устройство и развитие общества господствовали в философии в античное время? 3. Сравните концепцию общества в период Средневековья и Нового времени. 4. Что считал главным в развитии общества К.Маркс? 5. Когда возникла наука социология? Кто ее основоположник? 6. Как определить смысл социального действия? 7. Какова социальная структура современного общества в России? 8. Что означает социальная стратификация? Кто автор этой теории? 9. Что означает социальная мобильность? Типы мобильности. 10. Каковы особенности постиндустриального общества? Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.- 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
Тема 2.3.3 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Последовательность изучения темы – план: 1) Философия истории. Направленность исторического процесса: - античность: круговорот в истории (Платон, Гераклит); - Средневековье – христианская философия: разрыв потока вечности грехопадением человека; - философия Нового времени: прогресс, поступательное движение общества от менее к более совершенному – линейный процесс. (Разум – источник прогресса: Ф. Бэкон, Р. Декарт); - К. Маркс – последовательный прогресс от первобытного до коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил – линейный процесс. - Новейшее время: нелинейность эволюции – современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где есть место и прогрессу и регрессу, и рассветы и закаты, единство и многообразие. (№ 3, разд.6, гл.6.3, с.128-131).
2) Единство и многообразие истории. Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие. Концепции исторического развития: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, У. Ростоу. (№ 2, разд.4, тема 4.3., с.242-260), (Дополнительные источники, Интернет- ресурсы). Вопросы для самоконтроля: 1. Чем занимается направление философия истории? 2. Как была выработана линейная концепция развития общества? 3. Что означает концепция нелинейного развития общества? Приведите примеры. 4. Как на практике проявляется единство и многообразие истории? Приведите примеры. 5. Кто из философов является представителем концепции локальных цивилизаций? 6. Кто из философов является представителем концепции циклического развития цивилизаций? 7. Кто из философов разработал теорию «вызов-ответ»? В чем заключается философский смысл такого подхода к развитию цивилизации?
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.- 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.3.4 Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие и сущность глобальных проблем современности и пути их решения. (№ 2, разд.4, тема 4.1., с.216-218), (№ 4, разд.3, гл.10,с.163-174) Студенту надо иметь представление о существующих глобальных проблемах человечества ХХ- ХХI вв. (перечислить их название по сферам). Найти информацию о них и предлагаемые их пути решения.
2) Философия техники. (№ 3, разд.2,гл.10, с. 198-206)
3) Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Экогуманизм. (№ 1,ч.2, гл. 17, с.177-184), (№ 3, разд. 2, гл.11, с.213-214) (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы).
Методические указания В контрольной работе студенту надо показать, взаимодействие философии с наукой. Как начинался научно- технический прогресс и научно- техническая революция, их значение и последствия для развития общества (положительные и отрицательные стороны), что получило человечество благодаря науке, технике и технологиям. (Индустриализация: от Промышленной революции в Англии – «век пара» к «веку электричества»; изобретение двигателя внутреннего сгорания, внедрение конвейера Д. Фордом; научные открытия и изобретения ХХ века – «века атома», космонавтики, электроники и кибернетики, компьютеризации и информатизации общества, наннотехнологий и т.д. Возникновение постиндустриального общества). В заключении связать с глобальными проблемами, сделать вывод о этической стороне прогресса, полученных благ, принесших людям не только пользу, но и угрозу их уничтожения.
4) Влияние природы на общество. (№ 3,разд.2, гл.11 , с.207-215). Этот вопрос надо рассматривать начиная с исторических форм отношения человека к природе: от античности до современного времени. - Античность: космоцентризм – гармония человека с природой. - Средневековая христианская философия: человек подчинен природным закономерностям и ритмам; человек развивает свои духовные силы, стремиться возвысится над природой, иногда умерщвляя плоть; природа – это храм. - Новое время: природа – объект научного анализа и поприще активной практической деятельности человека; природа –это мастерская, а человек в ней работник. - ХХ век: человек разрушает, а не только созидает. В.И. Вернадский, Т.де Шарден, Е. Ле - Руа – концепция ноосферы – сфера господства разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени. - Аналитическая философия: стремление реализовать научный, а также научно- технический подход к природе; природа – это совокупность естественных наук. - Герменевтика: природа включена в бытие-в-мире человека; человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы характерные черты науки? 2. В чем сходство и различия между философией и наукой? 3. Что такое глобальные проблемы современности? В какое время они появились? 4. Что имеют в виду, когда говорят об экологии? 5. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения человека и природы? 6. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины? 7. Какие положительные и отрицательные стороны развития НТР существуют в современной цивилизации? 8. Как понималось взаимодействие человека с природой философами в античное время, Средневековье, Новое время? 9. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? 10. Как правильно, по-вашему, нужно понимать проблему: человек для природы или природа для человека? 12. Кто и как должен заниматься решением экологических проблем?
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |