Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание учебного материала




2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление

     страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность.

         Насилие и активное непротивление злу.

2.3.2  Социальная структура общества. Типы общества.

2.3.3  Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.

2.2.4  Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

 

Методические указания

Тема 2.3 «Этика и социальная философия»  объединяет четыре темы, в которых рассматриваются социальные и этические проблемы человека, связанные с развитием и использованием в обществе достижений наук, техники и технологий.

В современной глобальной цивилизации есть большие противоречия из-за глобальных экологических проблем (бесконтрольной добычи природных ресурсов и их истощения, экстенсивного ведения хозяйства, перенаселения планеты и др.), и поэтому вопрос свободы и ответственности человека и человечества, стал в философии основной этической, нравственной проблемой современного общества, и делает философию социально значимой, вырабатывая общественное сознание и мировоззрение.

2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.

 

 
 


Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие этики. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или

 преодоление страданий  как высшая цель.Аристотель. Эпикур.

                      (№ 1,ч.1, гл.6, с.61-68, 69-70), (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.57-59),

                       (№ 3,разд.2, гл.11, с.213-215)

2) Религиозная этика. Вера. Библия, Коран о религиозных заповедях.

                                                            (№ 2, разд.3, тема 3.2.,с. 184-187),

                                  (Дополнительные источники, Интернет- ресурсы).

3) Свобода и ответственность. (№ 4, разд.3, гл.7, с.109-113),

                                                (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.55-57).

4) Насилие и активное непротивление злу. (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.46-52)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает этика?

2. Кто из философов развивал учение об этике?

3. Кого считают основателем этики?

4. Как развивал Аристотель античную этику?

5. Какие ценности включает добродетель у Платона, Аристотеля, Эпикура?

6. Какие из удовольствий, считал Эпикур, должен выбрать философ?

7. Что означает гедонизм? Какой главный принцип должен лежать в основе

гедонизма?

8. Что означает эвдемонизм?

9. Каково значение религиозной этики для отдельного человека и общества в

целом?

10. Зачем человеку нужна свобода?

11. Каким образом в практической, обыденной жизни соотносятся свобода и

ответственность?

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

 
 


Тема 2.3.2  Социальная структура общества. Типы общества.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие общества. Отличие общества от природы.

2) Философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших

дней: натуралистический, идеалистический, материалистический подходы к

пониманию общества (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.125-127),

(№ 4, разд.3, гл.8, с.122-128).

3) Социология – наука об обществе. Социальная структура общества. Социальная

стратификация и мобильность. П.А. Сорокин.

(№ 2, разд.4, тема 4.1. , с.203-216), (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.123-125),

(№ 4, разд.3, гл.8,с.137- 142; разд.5, гл.15, с.262-267)

4) Типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

2. Какие идеи, взгляды на устройство и развитие общества господствовали в

философии в античное время?

3. Сравните концепцию общества в период Средневековья и Нового времени.

4. Что считал главным в развитии общества К.Маркс?

5. Когда возникла наука социология? Кто ее основоположник?

6. Как определить смысл социального действия?

7. Какова социальная структура современного общества в России?

8. Что означает социальная стратификация? Кто автор этой теории?

9. Что означает социальная мобильность? Типы мобильности.

10. Каковы особенности постиндустриального общества?

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

 
5. Кондрашов В.А. Новейший философ. словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

   

Тема 2.3.3 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Философия истории. Направленность исторического процесса:

- античность: круговорот в истории (Платон, Гераклит);

- Средневековье – христианская философия: разрыв потока вечности

   грехопадением человека;

- философия Нового времени: прогресс, поступательное движение общества от

  менее к более совершенному – линейный процесс. (Разум – источник

  прогресса: Ф. Бэкон, Р. Декарт);

- К. Маркс – последовательный прогресс от первобытного до

  коммунистического общества обеспечивается развитием производительных

  сил – линейный процесс.

- Новейшее время: нелинейность  эволюции – современная история, равно как и

  прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где есть место и

  прогрессу и регрессу, и рассветы и закаты, единство и многообразие.

  (№ 3, разд.6, гл.6.3, с.128-131).

 

2) Единство и многообразие истории. Формы развития общества: ненаправленная,

 цикличное развитие, эволюционное развитие. Концепции исторического

развития: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, У. Ростоу.

(№ 2, разд.4, тема 4.3., с.242-260), (Дополнительные источники, Интернет-

ресурсы).

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем занимается направление философия истории?

2. Как была выработана линейная концепция развития общества?

3. Что означает концепция нелинейного развития общества? Приведите примеры.

4. Как на практике проявляется единство и многообразие истории? Приведите

примеры.

5. Кто из философов является представителем концепции локальных

цивилизаций?

6. Кто из философов является представителем концепции циклического развития

цивилизаций?

7. Кто из философов разработал теорию «вызов-ответ»? В чем заключается

философский смысл такого подхода к развитию цивилизации?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

 
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.3.4  Философия и глобальные проблемы современности.

    Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

    достижений науки, техники и технологий. Влияние природы

    на общество.

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие и сущность глобальных проблем современности и пути их решения.

(№ 2, разд.4, тема 4.1., с.216-218), (№ 4, разд.3, гл.10,с.163-174)

   Студенту надо иметь представление о существующих глобальных проблемах человечества ХХ- ХХI вв. (перечислить их название по сферам). Найти  информацию о них и предлагаемые их пути решения.  

 

2) Философия техники. (№ 3, разд.2,гл.10, с. 198-206)

      

3) Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

достижений науки, техники и технологий. Экогуманизм.

                                  (№ 1,ч.2, гл. 17, с.177-184), (№ 3, разд. 2, гл.11, с.213-214)

                                  (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы).

 



Методические указания

    В контрольной работе студенту надо показать, взаимодействие

 философии с наукой.  Как начинался научно- технический прогресс и научно-

техническая революция, их значение и последствия для развития общества

(положительные и отрицательные стороны), что  получило человечество

благодаря науке, технике и технологиям.

(Индустриализация: от Промышленной революции в Англии – «век пара» к

«веку электричества»; изобретение двигателя внутреннего сгорания,

внедрение конвейера  Д. Фордом;  научные открытия и изобретения ХХ века –

«века  атома», космонавтики, электроники и кибернетики, компьютеризации

 и информатизации общества, наннотехнологий и т.д. Возникновение

постиндустриального общества). В заключении связать с глобальными

проблемами, сделать вывод о этической стороне прогресса,  полученных благ,

принесших людям не только пользу, но и угрозу их уничтожения.

 
 


4) Влияние природы на общество. (№ 3,разд.2, гл.11     , с.207-215).

    Этот  вопрос  надо  рассматривать  начиная с исторических форм отношения человека к природе: от  античности  до современного  времени.  

- Античность: космоцентризм – гармония человека с природой.

- Средневековая христианская философия: человек подчинен природным

закономерностям и ритмам; человек развивает свои духовные силы,

стремиться возвысится над природой, иногда умерщвляя плоть; 

природа – это храм.

- Новое время: природа – объект научного анализа и поприще активной

практической деятельности человека; природа –это мастерская, а человек в

ней работник.

- ХХ век: человек разрушает, а не только созидает. В.И. Вернадский,

Т.де Шарден, Е. Ле - Руа – концепция ноосферы – сфера господства разума.

Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового

времени.

- Аналитическая философия: стремление реализовать научный, а также научно-

технический подход к природе; природа – это совокупность естественных

наук.

- Герменевтика: природа включена в бытие-в-мире человека; человек находится

в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством

умеренной, а не хищнической практической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты науки?

2. В чем сходство и различия между философией и наукой?

3. Что такое глобальные проблемы современности? В какое время они появились?

4. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

5. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения

человека и природы?

6. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины?

7. Какие положительные и отрицательные стороны развития НТР существуют в

современной цивилизации?

8. Как понималось взаимодействие человека с природой философами в античное

время, Средневековье, Новое время?

9. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?

10. Как правильно, по-вашему, нужно понимать проблему: человек для природы

или природа для человека?

12. Кто и как должен заниматься решением экологических проблем? 

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

 
 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...