Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комментарий – пояснение к теме




Эпистемология – учение о познании. Раздел гносеологии (теории познания), в котором изучаются проблемы научного знания. Часто термин " эпистемология " употребляется в значении " гносеология " - т.е. философская теория познания.

Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Студенту надо рассматривать вопрос о познании с периода философии Нового времени.

Вопрос о процессе познания и его формах надо рассматривать с двух сторон: чувственное (сенсуализм) и рациональное (логическое, абстрактное мышление).

42
Содержание их форм отличаются друг от друга тем, что в их основе лежат противоположные, но тесно связанные между собой человеческие начала – чувства, основанные на опыте, практике и разум – мышление, которое должно всегда сомневаться в истинности знаний, вещах, процессах и т.п.

Студент должен знать и уметь объяснять формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление – на чем они основываются, и что для их проявления необходимо. К рациональным формам относят: понятие, суждение и умозаключение – это формы нашей мысли. Но что является истинным знанием? Конечно, практика, которая выступает критерием истины. Какими методами и способами в философии решается эта проблема в эмпирическом и рационалистическом направлениях? Эти ответы предстоит найти студенту, изучая тему. В Методических указаниях названы основные источники и конкретно путь к информации.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что означают понятия «эпистемология», «гносеология»?

2. Кто из философов Нового времени был представителем эмпирического и

рационалистического направления?

3. Как называются формы чувственного познания в философии? Что нужно для

их проявления в практической жизни – на работе, в быту?

4. Какие формы рационального познания Вы знаете?

5. Какую роль в жизни человека играет логическое мышление, умение

абстрагировать?

6. Что такое истина? Что такое правда?

7. Назовите виды истины.

8. В чем заключается суть объективной истины?

9. Почему практика является критерием истины?

10. Что представлет вненаучное знание? Какие его формы известны?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. ( разд.2, гл.3, с.42-56)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.2, гл.3-5 с.42-73)

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

 
 


Тема 2.2.1 Бытие человека.

 


Содержание учебного материала

2.2.1.1 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.

2.2.1.2  Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность.  Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость.

2.2.1.3 Проблема  сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.

 

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление о смысле жизни;

знать:

- основы философского учения о человеке – версии возникновения человека,

этапы биосоциокультурной эволюции;

- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение

  жизни, культуры, окружающей среды;

- основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость;

 

Методические указания

Тема 2.2.1 « Бытие человека» включает три взаимосвязанные темы, в которых  последовательно  рассматриваются проблемы существования человека, его происхождение, сущность, основные характеристики, роль сознания в жизни.

В основном  студенту по этой теме надо руководствоваться учебным пособием  (№ 2) Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г.

 

 2.2.1.1  Философия о происхождении и сущности человека. Основные

          антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие бытия человека в философии (№ 2,разд.2,тема 2.1,гл.1,с. 69-80),

                                                               (№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122).

2) Отличия человека от животных, его основные константы: речь, сознание, труд,

 общество. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).

3) Антропосоциогенез. Этапы биосоциокультурной эволюции.

(№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.88-90).

4) Версии происхождения человека: земная и внеземная.(№ 4, разд.3,гл.6, с.76-90),

                                              (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).

    

 
 


Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимается человек в философии?

2. Чем человек отличается от животных?

3. Что такое антропогенез? Когда он начался?

4. Какие изменения произошли с человеком на этапах биосоциокультурной

эволюции?

5. Версии происхождения человека.

 

                                     

2.2.1.2  Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность.

 

Последовательность изучения темы – план:   

1) Проблема "я", образ "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.84-86),

                                          (№ 4, разд.4, гл.11, с.189-191)

2) Внутренне и внешнее "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.86)

3) Личность и сущность. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.87-88),

                                     (№ 4, Раздел 3, гл.6, с. 90- 121).

4) Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость,

 невыразимость, неповторимость, незаменимость. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.3,

с.94-104)

Рекомендации: студенту по этой теме надо руководствоваться в основном учебным пособием Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему все люди разные и что их делает такими?

2. В каком возрасте у человека появляется осознание себя как «Я», когда он

начинает это понимать?

3. В каком возрасте у человека складывается образ «Я» и что это означает?

4. Как действуют механизмы защиты человека от разрушения его психики?

5.Что означают понятия: личность и сущность?

6. Основные характеристики человека.

 

2.2.1.3 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Проблема сознания. Понятие сознания в философии. Три стороны сознания.

           (№ 2, разд.2, тема 2.2. с. 126-133), (№ 4, разд.4, гл.11, с.176-186).

 

2) Сознание, мышление, язык. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 141-144, 152-155),

                                             (№ 3, разд.2, гл.4, с.81-82, 90-93; гл.9,с. 187-196)

 

3) Мозг и сознание. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с.141-142, 147-150),

                             (Интернет-ресурсы)

 

 
4) Сознательное и бессознательное. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 133-141)

                                                      (№ 4, разд.4, гл.11, с.191- 193).

 

5) Личное бессознательное З. Фрейда. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 134-136),

                                                           (№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121),

                                                           (№ 4, разд.4, гл.11, с.193-196).

 

6) Коллективное бессознательное  К. Юнга. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 136-141)

   

Вопросы для самоконтроля:

1. Определение сознания в философии, его характеристика.

2. Сущность сознания: сознание - продукт деятельности мозга;

сознание - продукт общественного развития; сознание - субъективный образ

 объективного мира;

3. Три стороны сознания. Охарактеризуйте их содержание: предметное сознание;

  самосознание; сознание, как процесс переживаний (душа).

4.Что такое  сознательное и бессознательное? Как они проявляются в человеке?

5. Сознание в психологии и в философии.

6. Мозг и психика, сознательное и бессознательное. Интуиция, воображение,

творчество.

7. Мышление, как единство рационального и эмоционального.

8. Роль родного языка в развитии мышления.

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

(№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.69-155). 

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

 
46


Тема 2.3 Этика и социальная философия

 

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в

обществе, природе, ценностей, свободы как основе формирования культуры

 гражданина  и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для

  формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,

материальных и духовных ценностей;

знать:

- основы философского учения об этике, обществе, его истории, формах развития;

- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение

жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием

достижений науки, техники и технологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...