Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комментарий – пояснение к теме
Эпистемология – учение о познании. Раздел гносеологии (теории познания), в котором изучаются проблемы научного знания. Часто термин " эпистемология " употребляется в значении " гносеология " - т.е. философская теория познания. Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Студенту надо рассматривать вопрос о познании с периода философии Нового времени. Вопрос о процессе познания и его формах надо рассматривать с двух сторон: чувственное (сенсуализм) и рациональное (логическое, абстрактное мышление).
Студент должен знать и уметь объяснять формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление – на чем они основываются, и что для их проявления необходимо. К рациональным формам относят: понятие, суждение и умозаключение – это формы нашей мысли. Но что является истинным знанием? Конечно, практика, которая выступает критерием истины. Какими методами и способами в философии решается эта проблема в эмпирическом и рационалистическом направлениях? Эти ответы предстоит найти студенту, изучая тему. В Методических указаниях названы основные источники и конкретно путь к информации. Вопросы для самоконтроля: 1.Что означают понятия «эпистемология», «гносеология»? 2. Кто из философов Нового времени был представителем эмпирического и рационалистического направления? 3. Как называются формы чувственного познания в философии? Что нужно для их проявления в практической жизни – на работе, в быту? 4. Какие формы рационального познания Вы знаете? 5. Какую роль в жизни человека играет логическое мышление, умение абстрагировать? 6. Что такое истина? Что такое правда? 7. Назовите виды истины. 8. В чем заключается суть объективной истины? 9. Почему практика является критерием истины? 10. Что представлет вненаучное знание? Какие его формы известны?
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. ( разд.2, гл.3, с.42-56) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.2, гл.3-5 с.42-73)
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.2.1 Бытие человека.
Содержание учебного материала 2.2.1.1 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество. 2.2.1.2 Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. 2.2.1.3 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.
В результате изучения темы студент должен: уметь: - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление о смысле жизни; знать: - основы философского учения о человеке – версии возникновения человека, этапы биосоциокультурной эволюции; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость;
Методические указания Тема 2.2.1 « Бытие человека» включает три взаимосвязанные темы, в которых последовательно рассматриваются проблемы существования человека, его происхождение, сущность, основные характеристики, роль сознания в жизни. В основном студенту по этой теме надо руководствоваться учебным пособием (№ 2) Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г.
2.2.1.1 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
Последовательность изучения темы – план: 1) Понятие бытия человека в философии (№ 2,разд.2,тема 2.1,гл.1,с. 69-80), (№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122). 2) Отличия человека от животных, его основные константы: речь, сознание, труд, общество. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы). 3) Антропосоциогенез. Этапы биосоциокультурной эволюции. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.88-90). 4) Версии происхождения человека: земная и внеземная.(№ 4, разд.3,гл.6, с.76-90), (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
Вопросы для самоконтроля: 1. Как понимается человек в философии? 2. Чем человек отличается от животных? 3. Что такое антропогенез? Когда он начался? 4. Какие изменения произошли с человеком на этапах биосоциокультурной эволюции? 5. Версии происхождения человека.
2.2.1.2 Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность.
Последовательность изучения темы – план: 1) Проблема "я", образ "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.84-86), (№ 4, разд.4, гл.11, с.189-191) 2) Внутренне и внешнее "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.86) 3) Личность и сущность. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.87-88), (№ 4, Раздел 3, гл.6, с. 90- 121). 4) Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.3, с.94-104) Рекомендации: студенту по этой теме надо руководствоваться в основном учебным пособием Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему все люди разные и что их делает такими? 2. В каком возрасте у человека появляется осознание себя как «Я», когда он начинает это понимать? 3. В каком возрасте у человека складывается образ «Я» и что это означает? 4. Как действуют механизмы защиты человека от разрушения его психики? 5.Что означают понятия: личность и сущность? 6. Основные характеристики человека.
2.2.1.3 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.
Последовательность изучения темы – план: 1) Проблема сознания. Понятие сознания в философии. Три стороны сознания. (№ 2, разд.2, тема 2.2. с. 126-133), (№ 4, разд.4, гл.11, с.176-186).
2) Сознание, мышление, язык. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 141-144, 152-155), (№ 3, разд.2, гл.4, с.81-82, 90-93; гл.9,с. 187-196)
3) Мозг и сознание. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с.141-142, 147-150), (Интернет-ресурсы)
(№ 4, разд.4, гл.11, с.191- 193).
5) Личное бессознательное З. Фрейда. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 134-136), (№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121), (№ 4, разд.4, гл.11, с.193-196).
6) Коллективное бессознательное К. Юнга. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 136-141)
Вопросы для самоконтроля: 1. Определение сознания в философии, его характеристика. 2. Сущность сознания: сознание - продукт деятельности мозга; сознание - продукт общественного развития; сознание - субъективный образ объективного мира; 3. Три стороны сознания. Охарактеризуйте их содержание: предметное сознание; самосознание; сознание, как процесс переживаний (душа). 4.Что такое сознательное и бессознательное? Как они проявляются в человеке? 5. Сознание в психологии и в философии. 6. Мозг и психика, сознательное и бессознательное. Интуиция, воображение, творчество. 7. Мышление, как единство рационального и эмоционального. 8. Роль родного языка в развитии мышления.
Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.69-155). 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.- 288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.3 Этика и социальная философия
В результате изучения темы студент должен: уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в обществе, природе, ценностей, свободы как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; знать: - основы философского учения об этике, обществе, его истории, формах развития; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |