Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политический кризис 1993 г. и коррекция курса реформ




Падение уровня жизни большей части населения, начавшийся развал систем социальной защиты повысили напряженность в обществе. После приватизации, перераспределения власти между центром и субъектами федерации значительную долю вины за невыплату зарплат, возникновение безработицы несли новые собственники или органы власти на местах. Однако большую часть претензий граждане России, привыкшие, что все вопросы решаются в Москве, адресовали центральному правительству, аппарату федеральной власти. Уже в 1992 г. по стране прокатилась волна забастовок.

Недовольство значительной части населения ходом реформ привело к быстрому росту влияния политических сил, оппозици­онных курсу Президента и правительства. В феврале 1993 г. была официально восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). По численности она намного превзошла фор­мирующиеся партии либерально-демократической ориентации. Большое влияние приобрели партии и движения национально-па­триотической ориентации, считающие политику правительства противоречащей национальным интересам страны.

 В оппозиции к реформам оказались многие народные де­путаты, а также Председатель Верховного Совета Р.И. Хас­булатов (р. в 1942) и вице-президент А.В. Руцкой (р. в 1947). Это замедлило процесс работы над новой Конституцией, ос­ложнило принятие законов, без которых не могла нормально функционировать рыночная экономика. В декабре 1992 г. оппозиции удалось добиться отставки Е.Т. Гайдара.

 

Новым главой правительства стал B.C. Черномырдин (р. в 1938). Начатая коррекция политики реформ не могла дать быстрого результата. Только летом 1993 г. Россия провела денежную реформу и ввела собственную валюту, что позволило уменьшить темпы инфляции.

В 1993 г. в России разразился конституционный конфликт. Было очевидно, что продолжение противостояния исполнитель­ной и законодательной ветвей власти в условиях незавершенности реформ угрожает полной катастрофой. Референдум, проведенный в апреле 1993 г., показал, что большинство его участников (58%) Доверяют Президенту.

В этих условиях по указанию Б.Н. Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. Он предполагал значи­тельное расширение полномочий Президента, что вызвало недо­вольство большинства членов Верховного Совета.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новый парламент и одно­временно — референдума о принятии новой Конституции. Верхов­ный Совет расценил этот указ как попытку государственного пере­ворота. Было принято постановление о прекращении полномочий Б.Н. Ельцина и возложении обязанностей Президента на вице-президента А.В. Руцкого.

Начался двухнедельный период противостояния приверженцев Президента и Верховного Совета. 2—3 октября 1993 г. оно приняло вооруженный характер: отряды сторонников Руцкого захватили мэрию и попытались штурмом взять телестудию Останкино. В от­вет Президент ввел в Москве военное положение. 4 октября после обстрела из танковых орудий Белый дом (резиденция Верховного Совета) был взят штурмом. Руководители обороны Белого дома подверглись аресту (в 1994 г. они были амнистированы). По офи­циальным данным, число жертв составило 145 человек.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, на котором 58,4% участ­вовавших в нем (32,3% от общего числа избирателей) одобрили пре­зидентский проект Конституции. Одновременно прошли выборы в нижнюю палату нового законодательного органа — Государствен­ную Думу.

 

Их итоги во многом оказались неожиданными: партия «Выбор России» Е.Т. Гайдара, выступающая за продолжение политики «шоковой терапии», получила всего 15% голосов. Наибольшего успеха (около четверти голосов избирателей) добилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) В.В. Жириновского (р. в 1946), выдвинувшая национально-патриотическую платформу.

 

Основное значение произошедших в 1993 г. событий состояло в том, что России в условиях обостряющегося социально-экономи­ческого кризиса и роста противоречий в обществе удалось избе­жать серьезных социальных потрясений и удержаться на пути демократического развития.

Важное значение имело принятие новой Конституции. В Ос­новной закон государства были включены положения о базовых правах человека и гражданина, гарантиях их соблюдения. Утверждался демократический принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом полномочия Прези­дента значительно расширялись. Он формировал правительство, имел право распустить парламент и назначить досрочные выборы, издавать указы по важнейшим вопросам политической жизни. Пост вице-президента был упразднен. Высшим законодательным органом власти стал двухпалатный парламент — Федеральное Собрание. Большая роль отводилась Конституционному суду.

 

Обострение межнациональных отношений

 

В условиях углубления социально-экономических проблем, свя­занных с реформами, во многих субъектах Российской Федерации стали расти стремления дистанцироваться от политики централь­ного правительства, использовать преобразования для удовлетво­рения местных интересов.

Компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил пол­номочия субъектов федерации и их органов власти. Однако он не решил всех проблем межнациональных и федеративных отноше­ний. Сохранилось неравенство в положении таких субъектов феде­рации, как области и автономные республики, последние имели большие права. В семи автономных республиках были приняты Конституции, в которых утверждалось право выхода из федерации. Татарстан присоединился к Федеральному договору лишь в 1994 г., а Чечня так и не подписала его.

Во многих районах России обострялись межнациональные от­ношения. Так, в 1992 г. начались вооруженные столкновения меж­ду осетинами и ингушами в Северной Осетии, где было введено чрезвычайное положение.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. В 1991 г. были провозглашены ее независимость и выход из состава СССР и РСФСР, начали формироваться чеченские воинские части. Президентом само­провозглашенного государства стал ДМ. Дудаев (1944—1996).

В кризисном 1991 г. ни российские, ни союзные власти не име­ли возможности уделить должного внимания положению в Чечне. В итоге в 1991—1994 гг. сложилось парадоксальное положение. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, ее границы с Россией оставались открытыми. Тем не менее законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она стала перевалочным пунктом международной торговли наркотика­ми, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. Русское население в Чечне подвергалось террору и запугиванию.

В этих условиях федеральные власти предприняли попытку ис­пользовать существование в Чечне оппозиции власти Дудаева. 11 декабря 1994 г. российские войска перешли границу Чечни и к лету 1995 г. после тяжелых боев заняли все основные населен­ные пункты. Чеченские боевики были оттеснены в горы.

После захвата группой боевиков в июне 1995 г. города Буденнов­ска в Ставропольском крае и превращения его жителей в заложников федеральные власти начали переговоры с лидерами Чечни. Одновре­менно продолжались и боевые действия. В апреле 1996 г. Д. Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. боеви­ки отбили у федеральных войск столицу Чечни — город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, преду­сматривавшие вывод войск России с территории Чечни, проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни было отложено на 5 лет. Новые чеченские лидеры (в 1997 г. президентом Чечни был избран АЛ. Масхадов, р. в 1951) расценили этот договор как фактическое признание независимости Чечни.

 

Политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 1990-х гг.

 

Неудачи войск России, большие жертвы среди мирного населения Чечни (из примерно 80 тыс. погибших большинство были граждан­скими лицами), непоследовательность и нерешительность прави­тельства привели к обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжающийся спад в эко­номике.

Несмотря на усилия правительства B.C. Черномырдина по стабилизации уровня жизни, отдача от принимаемых мер оказа­лась незначительной. Росла безработица (по официальной стати­стике в 1997 г. — около 7 млн человек). Систематической стала не­выплата зарплат работникам бюджетной сферы и предприятий, которые в условиях рыночных реформ лишились государствен­ных заказов. Около 22 % населения жили ниже уровня бедности.

В 1995 г. по итогам выборов в Государственную Думу самую многочисленную фракцию составили коммунисты, на второе место вышел проправительственный блок «Наш дом — Россия». Партии либерально-демократической ориентации получили менее 5% го­лосов и не прошли в Думу. Все это свидетельствовало о росте оппо­зиции курсу реформ. Тем не менее на президентских выборах 1996 г. Б.Н. Ельцину во втором туре удалось получить на 10% голо­сов больше, чем его главному сопернику — лидеру КПРФ Г.А. Зю­ганову (р. в 1944).

 

В значительной мере этот успех объяснялся обещаниями Президента улучшить положение в социальной сфере, в част­ности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задол­женность по зарплатам. Сказалось также нежелание многих избирателей вновь увидеть коммунистов у власти.

 

Тем не менее проблема стабилизация положения в экономике, обеспечения эффективной работы механизмов рынка оставалась нерешенной. Созданное в марте 1997 г. правительство B.C. Черно­мырдина (на посты вице-премьеров были назначены сторонники углубления реформ А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, р. в 1959) считало своей главной задачей обеспечение стабильности бюджета. Уже­сточился режим экономии на государственных расходах, в первую очередь за счет средств, выделяемых на оборону, культуру и образо­вание. Весной 1997 г. они были сокращены на 30%. Эти меры не да­ли ожидаемого результата. В марте 1998 г. Президент отправил в отставку правительство B.C. Черномырдина, премьер-министром был назначен молодой реформатор СВ. Кириенко (р. в 1962).

17 августа 1998 г. глава Кабинета был вынужден заявить о дефолте — отказе от обязательств погашения внешних и внут­ренних долгов страны. Наибольший урон банкам и собственникам нанесло прекращение выплат процентов по государственным казначейским обязательствам (ГКО).

 

За счет выпуска этих ценных бумаг с выплатой по ним высо­кого процента правительство долгое время покрывало бюджет­ные расходы. Однако когда выплаты по внешней и внутренней задолженности стали поглощать большую часть доходов, про­должение прежней финансовой политики стало грозить катаст­рофой. Оказалось невозможно сдерживать инфляцию, рубль был девальвирован по отношению к иностранным валютам.

 

Меры правительства привели к резкому росту цен, потере сбере­жений многими собственниками. 23 августа 1998 г. Президент отправил его в отставку.

Проблема выхода из кризиса явилась одной из самых спорных в российском обществе. В какой-то мере дефолт содействовал оздо­ровлению экономики: значительно сократился импорт, повысилась конкурентоспособность российской промышленности, с крахом системы ГКО стало выгодно вкладывать средства в отечественное товаропроизводство.

В то же время многие вопросы дальнейшего выбора пути разви­тия страны оставались неясными. На пост премьер-министра был назначен ЕМ. Примаков (р. в 1929), сторонник укрепления роли го­сударства в экономике. При одобрении левого большинства Думы были приняты меры по расширению государственного регулирова­ния валютного рынка, борьбе с влиянием криминальных структур на экономику, с 1 октября 1998 г. вводилась государственная моно­полия на алкогольную продукцию. В целом успешно был урегули­рован вопрос реструктуризации (льгот по выплатам) долгов Рос­сии зарубежным кредиторам на текущий год. Тем не менее политика правительства вызвала недовольство в высших эшелонах власти. В мае 1999 г. Президент Б.Н. Ельцин счел, что Кабинет Е.М. Примакова недостаточно последователен в проведении ре­форм, идет на уступки левым фракциям Государственной Думы. На пост премьер-министра был назначен СВ. Степашин (р. в 1952), а в августе 1999 г. его сменил В.В. Путин (р. в 1952).

Осень 1999 г. ознаменовалась новым обострением положения в Чечне. Отряды чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана. В сентябре в ряде городов России, в том числе и Москве, были совершены террористические акты, унесшие жизни несколь­ких сот человек.

Решительные действия правительства, начавшего контртерро­ристическую операцию в Чечне, в результате которой боевики были оттеснены в горы, укрепили авторитет В.В. Путина в стране. На выборах в Государственную Думу наибольшего успеха доби­лось проправительственное движение «Единство». 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с поста Президента страны, исполнение обязанностей главы государства было возложено на В.В. Путина.

 

Россия в начале XXI в.

 

По итогам президентских выборов, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу над остальными кандида­тами. Главой правительства был назначен ММ. Касьянов (р. в 1957).

Впервые за все время реформ сторонники их продолжения не только возглавляли исполнительную власть, но и могли опереться на голоса большинства депутатов Государственной Думы. С учетом накопленного ранее опыта была разработана программа, предпола­гавшая комплексные преобразования в социально-экономической, правовой и политической сферах.

В политической сфере принимались меры по укреплению вер­тикали власти. Территория России была разделена на семь феде­ральных округов, вводился институт полномочных представителей Президента в округах. Новый порядок формирования Совета Фе­дерации и выборов мэров и губернаторов обеспечил более жесткий контроль над их деятельностью.

Важнейшей целью этих преобразований было пресечение злоупо­треблений властью, произвола чиновников в отношении предприни­мателей и рядовых граждан. Одновременно проводилась политика по ограничению влияния крупного бизнеса на институты власти и средства массовой информации, оказываемого в корыстных целях.

Были начаты правовые реформы, призванные привести уголов­ное и административное законодательство в соответствие с реаль­ностями рыночной экономики. Поощрению предпринимательской деятельности должно было способствовать значительное сокраще­ние налогов, их уровень в России (13%) стал одним из самых низ­ких в мире. Ужесточались меры по борьбе с теневой экономикой, корректировалась таможенная политика с тем, чтобы поощрять отечественных товаропроизводителей.

Некоторые факторы были неблагоприятны для России. В част­ности, в 2001 г. наметилось снижение цен на нефть на мировом рынке. Чрезвычайные ситуации в ряде регионов, вызванные погод­ными факторами или неэффективным местным управлением, потребовали дополнительных расходов. Значительным бременем на экономику России ложится внешняя задолженность (около 170 млрд долларов).

 

Ряд зарубежных государств, получавших ранее помощь от СССР, остались должниками России (Куба, Ирак, Вьетнам, Гана, Никарагуа, Эфиопия, Ангола и др.). Их долги составляют около 150 млрд долларов. Однако возможность выплаты за­долженности этими странами, большинство из которых нахо­дится в сложном экономическом положении, минимальна.

 

Тем не менее в 2001—2002 гг. впервые за последние полтора десятилетия макроэкономические показатели развития России стали улучшаться. Наметились рост промышленного производ­ства, сокращение безработицы, увеличился потребительский спрос населения.

В итоге реформ в России сложилась новая структура экономики. Ключевую роль в ней играет не государственный сектор, а финан­сово-промышленные группы, в частности возглавляемые В.О. По­таниным (р. в 1961), М.М.Фридманом (р. в 1964), П.О.Авеном (р. в 1955), О.В. Дерипаской (р. в 1963), К.А. Бендукидзе (р. в 1958), М.Б. Ходорковским (р. в 1963) и другими предпринимателями. Контролируя значительную часть экономики страны, они заинтере­сованы в повышении ее конкурентоспособности, в том числе и на мировом рынке. Его активным участником стали такие нефтяные компании, как «Лукойл», ТНК, «Сибнефть».

Правительству удалось стабилизировать положение в области военных заказов, стали инвестироваться средства в разработку вы­соких технологий, принимаются меры по улучшению положения работников бюджетной сферы. Наметилось сокращение внешней задолженности. Судя по данным опросов общественного мнения, политика Президента и правительства пользуется широкой под­держкой общественности.

 

Россия в СНГ

 

Многие проблемы развития России так или иначе были связаны с ее взаимоотношениями с другими странами СНГ. Надежды на сохране­ние единого оборонного и экономического пространства побудили руководство России действовать в ущерб собственным интересам. Партнерам по СНГ поставлялись энергоносители по заниженным це­нам. Россия взяла на себя охрану их границ, медлила с введением соб­ственной национальной валюты. Не был использован шанс принятия двойного гражданства для русскоязычного населения в рамках СНГ (оно составляет около 25 млн человек), что обеспечило бы России возможность защиты его интересов.

 

Надежды на сближение, однако, не реализовались. Открытые границы и льготные условия торговли со странами СНГ, многие из которых ввели собственные таможенные правила, создали канал полулегального вывоза из России стратегического сырья. Нача­лись споры по поводу раздела собственности бывшего СССР: Черноморского флота, его баз, порядка использования космодрома Байконур. Проявились стремления к созданию собственных воору­женных сил. Политика большинства бывших советских республик вызвала межнациональные конфликты. Россия столкнулась с не­обходимостью проводить миротворческие операции на территории бывшего СССР (в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане), принимать беженцев из соседних государств, что легло дополни­тельным бременем на ее экономику.

Страны СНГ существенно различались в темпах и направ­ленности реформ, в степени политической демократизации, уровне государственного контроля экономики. Поэтому, не­смотря на заявления лидеров стран СНГ о заинтересованности в сотрудничестве, подписание ряда соглашений об углублении интеграции, большая часть их осталась на бумаге.

 

Все государства СНГ, не исключая и Россию, стремились к разви­тию торгово-экономических связей за пределами Содружества. Так, к 1995 г. лишь 19% экспорта России направлялось в СНГ, 15% — в страны бывшего СЭВ, остальное приходилось на государства даль­него зарубежья.

Причины вялого развития интеграционных процессов состояли прежде всего в сложности экономического положения в самом крупном государстве СНГ — России. Лишь в 1994 г. приоритет­ными были признаны отношения со странами СНГ, что принесло определенные плоды. Однако фактически СНГ превратилось в со­дружество «разных дистанций»: внутри СНГ формировались союзы отдельных государств. Наиболее тесные связи у России раз­вивались с Белоруссией и Казахстаном. Особые отношения сложи­лись между среднеазиатскими государствами СНГ, имеющими много сходных черт в развитии. Договор о коллективной безопас­ности был подписан шестью из одиннадцати членов СНГ, Устав этой организации приняли семь стран. С большинством государств СНГ у России связи строятся на основе двусторонних соглашений, наиболее развиты они с Белоруссией, с которой 2 апреля 1997 г. был заключен договор об образовании Союза.

Бесспорно, что для России и с точки зрения экономических ин­тересов, и соображений безопасности отношения с ближайшими соседями по СНГ имеют особое значение. Стабилизация положе­ния в России и начало экономического подъема в настоящее время дают основание для определенного оптимизма.

 

 

 Страны Азии и Африки: проблемы модернизации

 

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии государств Азии и Африки (раз­вивающихся или «Юга», как их часто называют) существуют сход­ные черты в их социально-экономическом и политическом развитии.

 

Итоги первых преобразований

В большинстве государств «Юга» ко времени обретения независи­мости преобладали докапиталистические отношения. Подавляю­щая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (в Индии в 1960 г. — 74%, в 1990 г. — 64%, в Китае соот­ветственно 83% и 72%, в Эфиопии — 93% и 86%). Крайне низкая производительность труда сочеталась с использованием тех же ме­тодов обработки земли, что и столетия назад. Преобладало нату­ральное хозяйство. Большинство земледельцев сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование и не имея возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, т.е. в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.

С завоеванием независимости бывшими колониями к власти в большинстве из них пришли националистически ориентирован­ные режимы. Главной их целью стали ускоренное развитие и пре­одоление отсталости от бывших метрополий.

Эти страны в 1960—1970-е гг. добились некоторых успехов в реше­нии задач модернизации экономики. Средние темпы прироста произ­водства промышленной продукции там были примерно в 1,5 раза вы­ше, чем в развитых государствах. В то же время даже страны, демонстрировавшие наиболее устойчивые темпы роста производства (такие, как Китай и Индия), все еще в 10—15 раз уступают державам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения.

Выделился ряд регионов, где возникали трудноразрешимые проблемы. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдал­ся лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары и в двух из 16 араб­ских стран. В целом в 70 государствах размер ВНП на душу населе­ния составил к концу века менее 300 долларов в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей).

 

Трудности в модернизации развивающихся стран в 1990-е гг.

 

Сложности в решении проблем развития особенно усугубились к концу века.

В 1950—1970-е гг. те из развивающихся государств, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные прибыли от их экспорта в индустриальные страны. Однако с переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции, внедрили энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Это привело к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке и повышению цен на готовую продукцию.

Кроме того, в 1990-е гг. с завершением «холодной войны» веду­щие страны мира утратили интерес к поиску новых партнеров по военным блокам. СССР, ранее оказывавший большую помощью развивающимся странам, распался.

Другим источником трудностей развития стал рост численно­сти населения стран Азии и Африки.

Все население Земли в начале XX в. составляло 1,7 млрд человек, в конце века оно более чем утроилось, приблизив­шись к 6 млрд. В основном рост численности населения при­шелся на развивающиеся страны. В странах индустриального Севера средняя продолжительность жизни увеличивалась по­степенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость. Сейчас в большинстве европей­ских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень вы­сокой детской смертности выживаемость населения обеспе­чивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными.

 

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд человек в Китае, около 1 млрд в Индии, около 200 млн в Индонезии, 130 млн в Пакистане, 120 млн в Бангладеш, 110 млн человек в Нигерии), дешевизна рабочей силы создавали предпосылки для модернизации. Однако уровень квалификации и трудовых навыков был крайне ограничен. Даже с учетом батраков удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия и Пакистан в начале 1960-х гг.).

Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокра­щение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычно высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения при ограниченной ресурсной базе стал источником практически неразрешимых про­блем. Падение уровня жизни, безработица ведут к обострению всех противоречий — социальных, межэтнических, межконфессиональ­ных. Внутренняя нестабильность отталкивает зарубежных инве­сторов и затрудняет привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

 

Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации

 

Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970— 1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентации — Анголе, Танзании, Эфиопии, Индонезии, Мозамбике, Народной Республике Конго и др.

В 1990-е гг. была свернута, а затем и полностью прекратилась поддержка существующих в этих странах режимов со стороны России.

Ведущие финансовые центры Запада с большой подозритель­ностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.

В большинстве стран социалистической ориентации произошла смена политических режимов. Причем она, как правило, сопровожда­лась гражданской войной, обострением межэтнических конфликтов, столкновениями с соседними государствами. Все это усугубляло эко­номические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии — Китае, Северной Корее и Вьетна­ме — социалистическая модель развития оказалась близка их исто­рическим традициям, утвердилась на национальной почве. Черты их развития во многом были сходными и типичными. К ним отно­сятся особая роль лидеров — Мао Цзэдуна (1893-1976) в Китае Ким Ир Сена (1912-1994) в Северной Корее, Хо Ши Мина (1890-1969) во Вьетнаме, а также проведение индустриализации и кол­лективизации сельского хозяйства.

В развитии по социалистическому пути эти страны столкну­лись со многими трудностями. Так, в Китае возникла проблема голода из-за того, что в 1957 г. КПК перешла к политике, полу­чившей название «Большого скачка». Она подразумевала со­здание аграрных коммун, форсированное развитие промыш­ленности. Вслед за ухудшением экономического положения страны последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэ­дуна были провозглашены высшей истиной, началась кампа­ния массовых репрессий против «внутренних врагов», высы­лавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспита­ние». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге к концу 1970-х гг. усилилась зависимость страны от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

В то же время Китай и Вьетнам показали возможность постепен­ного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффектив­ной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные ре­формы. Были ликвидированы коммуны, что вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал. Созданы свободные экономические зоны, в которых ему предо­ставлялись льготы. Предприятия получили значительную хозяй­ственную самостоятельность, началось развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Коммунистическая партия Китая сохра­нила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Выступление в Пекине студенчества и интеллигенции с требовани­ями демократизации общества в 1989 г. было подавлено силой.

В целом сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наибо­лее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980 — 1990-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Такого же типа преобразования осуществлялись и во Вьетнаме.

 

Опыт новых индустриальных стран

 

Для государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт ускоренного развития Юж­ной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских «ти­гров», как их называли).

Сингапур и Гонконг (он в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находивши­мися на пересечении международных торговых путей. В этих госу­дарствах издавна существовали развитые портовые службы, инду­стрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы, благодаря притоку зарубежных капиталов, в них была создана промышлен­ность с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из со­седних стран. Выпускалась продукция, в том числе высокотехноло­гичная, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колония­ми Японии, она создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950— 1953) в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные кон­тингента войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие прочной социальной опоры власти.

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. были характерны самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 ч), запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Значи­тельные объемы американской помощи, приток капиталов из США и Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правитель­ства в отношении использования ресурсов — все это облег­чило модернизацию экономики.

Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, техно­логий, быстрое развитие системы образования обеспечили уси­ление позиций национальных корпораций, успешно вторгнув­шихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьюте­рами, бытовой электроникой. В итоге Южная Корея вошла в группу среднеразвитых стран мира по уровню производства и доходов населения. Появление внутренних факторов стабиль­ности открыло путь к демократизации, позволило провести в Южной Корее в 1993 г. свободные президентские выборы.

 

Специфика развития стран Южной Азии

 

Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таи­ланд и др.), выбирали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.

Прежде всего этот путь предполагал осторожность и поэтап­ность в осуществлении социально-политических преобразований. Первоначально проводились меры по преодолению наиболее арха­ичных форм общественной жизни. Так, в Индии, согласно Консти­туции 1950 г., отменялась кастовая система, формально уравнива­лись в правах представители высших и низших каст. А к ним ранее принадлежало три четверти населения.

Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения. Земли князей перешли в собствен­ность обрабатывавших их арендаторов. В то же время правительст­во не нарушало традиционного общинного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и по­литической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала.

Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, в Индонезии — 4,9 к 1, на Филиппинах — 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обще­стве, правительства проводили продуманную стратегию модерни­зации экономики. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую полити­ку, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отрасли, продукция которых имела спрос на вну­тренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, рост многообразия форм собственности, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриаль­ного, высокотехнологичного производства, научные центры, дейст­вующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Так, Индия и Пакистан в 1998 г. самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Особенность развития стран Южной Азии состоит в том, что очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в де­ревнях, где существуют лишь отдельные центры аграрного произ­водства современного типа. Растет численность образованных сло­ев населения, сформировалась национальная интеллигенция. Тем не менее от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока средний класс обеспечивает в разви­вающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уров­ня жизни, довольствующееся тем, что имеет, традиционно консер­вативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает пар­тию или лидера, которые для них привычны, традиционны.

Так, в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК), удерживавшая монополию на власть в течение трех деся­тилетий, стала терять влияние лишь тогда, когда ее лидеры нача­ли добиваться сокращения рождаемости: в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Подобные меры расценивались сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

 

Исламский мир

Особенность многих стран исламского мира состоит в том, что важ­нейшим источником их развития является обладание большими запасами нефти (центрами ее добычи являются Ливия, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак, Иран).

Несмотря на различия во внешнеполитической ориентации ис­ламских стран, нередки конфликты между ними. Существуют трения между шиитским и суннитским духовенством. Тем не менее важным фактором развития выступает единство исламского мира. В основе этого единства лежит солидарность с арабскими народами, находя­щимися в многолетнем конфликте с Израилем, существование мно­гих общих проблем, в первую очередь связанных с модернизацией.

Во многих исламских странах в последние десятилетия со­здаются оснащенные современной техникой вооруженные силы. Осуществлялись широкомасштабные проекты строительства горо­дов, освоения земель (за счет пустынь и тропических лесов). На ре­ализацию этих проектов банки развитых стран охотно предостав­ляли кредиты.

В то же время модернизационная политика в исламских странах сталкивается с серьезными проблемами. Наиболее острыми они являются в тех странах, которые втягивались в военные конфлик­ты. Так, в результате войны между Ираком и Кувейтом (1990— 1991) обе страны по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Для модернизирующихся исламских стран важен учет традицион­ного жизненного уклада. Попытки разрушить его сверху заканчива­лись неудачей. Это показали провал политики социалистической ори­ентации в Афганистане и результаты исламской революции в Иране.

В 1960—1970-е гг. монархический, шахский режим Ирана, используя огромные доходы от продажи нефти и помощь США, вступил на путь модернизации.

Темпы экономического роста (13—14% в год) для Ирана были рекордными. Создавалась не только современная индустрия, осу­ществлялись далеко идущие перемены. Была создана система обра­зования европейского типа, предоставлены равные права женщи­нам. В деревнях появились фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния части населения, в массах они вызывали недоволь­ство, подогревавшееся духовенством. Движение протеста под ло­зунгом возвращения к традиционным исламским ценностям и образу жизни охватило всю страну. В 1979 г. шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому руководству, Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.

Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ис­лама, в том числе и идущие по пути модернизации (Саудовская Ара­вия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагива­ют образа жизни и традиций коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностран­ных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Пале­стины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).

Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие круги большинства стран Ближнего и Среднего Востока, государств Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта), проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, подчеркивают свою верность традициям ислама. Подобная политика обеспечивает внутреннюю стабильность.


Латинская Америка: между диктатурой и демократией

 

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили про­дукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы большин­ство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации экономики и ускоренного индустриального развития. Этому спо­собствовал ряд благоприятных для этих стран обстоятельств.

Модернизационная политика в Латинской Америке

В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны оказали приют многим эмигрантам из вою­ющих стран, бежавшим от войны и ее последствий. Тем самым обес­печивался приток квалифицированных специалистов, рабочих из Европы. Латинская Америка воспринималась ими как относительно безопасный и благодаря обилию природных ресурсов и неосвоенных земель выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на ча­стые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не ре­шались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США.

Соединенные Штаты прибегали к прямому военному вме­шательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национа­лизацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компа­нии США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое пра­вительство вернуло компании ее собственность.

 

Неудачные попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти в 1959 г. революционным путем и взяв­шего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректи­ровать свою политику.

В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в помощи государствам континента в решении назревших социально-экономических проблем. Одновременно США стремились предотвратить возможную поддержку их со сторо­ны Советского Союза и не допустить распространения его влияния.

Программа Дж. Кеннеди помогла решению проблем модерниза­ции экономики, но не укреплению основ политической стабильности.

Спецификой общественно-политического развития стран Латинской Америки оставалось чередование у власти военных и гражданских режимов.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ус­коренную модернизацию экономики, ограничивали права профсо­юзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетами становились концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и созда­ние льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии с населени­ем 160 млн человек «экономическое чудо» пришлось на годы пре­бывания у власти военной хунты (1964—1985).

Строились дороги, электростанции, развивались метал­лургия и нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья в глубь территории (из Рио-де-Жанейро — в город Бразилиа). Нача­лось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал моторе», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна вкладывала свой капитал в менее развитые страны (в частности, государства Африки).

 

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран

Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина и Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему про­изводства ВНП на душу населения многие страны Латинской Аме­рики к концу XX в. превзошли показатели Восточной Европы и Российской Федерации.

По характеру социального развития латиноамериканские стра­ны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы.

Так, доля наемных работников в самодеятельном населе­нии составила от 70 до 80 %. При этом в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяй­стве, сократился с 52 до 23 %, в промышленности возрос с 18 до 23 %, в сфере услуг возрос с 30 до 54 %. Сходные показа­тели были и у большинства других латиноамериканских стран.

 

В то же время оставались весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. На протяжении 1980 —1990-х гг. в Латинской Америке сохранялось значительное имущественное неравенство. Небольшой была прослойка лиц, отно­сящих себя к среднему классу. При отсутствии традиции граждан­ского контроля над армией высшее звено военных представляло собой особую, относительно самостоятельную привилегированную прослойку.

 

Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1 : 32, в Колумбии — 1 : 15,5, в Чили 1:18.

 

Слабость среднего класса определяло отсутствие социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными ре­жимами. Из-за низкой покупательной способности основной мас­сы населения новые отрасли индустрии зависели от экспорта боль­шей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономи­ки транснациональному, особенно американскому капиталу. Они не связывали ее с решением общенациональных задач.

 

Демократия в Латинской Америке

Существующая оппозиция режимам военных диктатур усилива­лась по ряду причин. К их числу относились коррупция в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов и займов, нередко разворовывавшихся или направлявшихся на ам­бициозные и экономически нецелесообразные проекты. Негатив­ную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Рано или поздно большинство военных режимов, сталкиваясь с ростом внутренней оппозиции, в том числе и в военной среде, теряло власть.

Со времени Второй мировой войны и до 1990-х гг. демократиче­ские режимы в большинстве латиноамериканских стран оказыва­лись недолговечными.

Исключение составляла Мексика, где после победы рево­люционного движения в 1917 г. была принята демократическая Конституция, хотя на арене политической жизни преобладала одна партия (Институционально-революционная), до 1990-х гг. не имевшая серьезных конкурентов.

 

Попытки создать широкий блок национально-патриотических сил на демократической основе, включающих трудящихся и наци­ональную буржуазию, проводить сбалансированную политику, со­четающую модернизацию с постепенным повышением уровня жиз­ни, предпринимались в Латинской Америке неоднократно.

Первая и наиболее успешная такая попытка была предпри­нята в Аргентине полковником X. Пероном (1895—1974), захва­тившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр (Всеобщую конфедерацию труда) он в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представи­тели профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перо-нистской партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в Конституцию Аргентины. Введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, средства связи, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Одна­ко в 1955 г. в стране произошел военный переворот.

 

Свою главную задачу демократические режимы в Латинской Америке, зависящие от голосов избирателей и поддержки профсо­юзов, видели в решении назревших социальных проблем. В сред­нем в послевоенный период зарплата в промышленности латино­американских стран увеличивалась на 5—7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.

Левое правительство С. Альенде (1908—1973) в Чили в 1970— 1973 гг. предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий и экономии на военных расходах. Эта политика стала причиной недовольства ТНК, кото­рым принадлежало около 40% промышленности Чили. Она вызы­вала конфликты со странами-кредиторами, приводила к падению темпов модернизации экономики и снижению конкурентоспособ­ности продукции на мировых рынках.

В свою очередь, неспособность правительства Альенде удовле­творять растущие социальные запросы привела к росту забастовоч­ного движения, активизации леворадикальной оппозиции, прибе­гавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.

В конечном счете жесткое экономическое и политическое давле­ние извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, привели общество на грань гражданской войны. В 1973 г. это побу­дило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль.

Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета (р. в 1915), был наиболее кровавым в послевоенной истории лати­ноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боев за президент­ский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. оказались вынуждены бежать из страны.

Латиноамериканские страны в 1990-е гг.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. ознаменовались новым этапом в развитии латиноамериканских стран. В большинстве из них диктатуры уступили место демократическим, конституционно из­бранным правительствам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолк­лендских островов, военный режим дискредитировал себя и вы­нужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктатуры в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет власти генерала Л. Стреснера (р. в 1912), на путь демократии всту­пил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет в Чили.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «поте­рянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же вре­мя благодаря развитию интеграционных процессов и повышению уровня жизни населения на Южно-Американском континенте уве­личилась емкость внутренних рынков.

Все это создало предпосылки для более стабильного развития. К середине 1990-х гг. в большинстве стран Латинской Америки темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7% в год, в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.

У большинства стран не произошло увеличения внешней задол­женности. У Бразилии она с 1980 по 1995 г. сократилась с 31,2% стоимости ВНП до 24%, а ее экономический потенциал стал сопо­ставим с показателями наиболее развитых стран Европы.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП), Аргентины, чей курс валюты был тесно соотнесен с долларом.

 

В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил правительство объя­вить дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разори­ло средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результа­те правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

 

Спорным остается вопрос о том, пойдут ли страны Южной Аме­рики по пути экономической интеграции с США или же предпо­чтут развивать собственные интеграционные структуры. В 1990 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай создали зону свободной


торговли — блок Меркасур, к нему присоединилась и Чили. В севе­ро-западной части Латинской Америки сложилась также экономи­ческая группа Андский пакт.

 

 

Россия и международные отношения начала XXI в.

 

 

Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной си­стемы союзов, игравшей роль одной из опор миропорядка перио­да «холодной войны», коренным образом изменил положение на международной арене. Перед всеми странами мира, в том числе и Российской Федерацией, возникла проблема определения при­оритетов внешнеполитической деятельности. Для России она приобрела особую остроту.

Российская Федерация стала правопреемницей СССР, взяв на се­бя ответственность за выполнение заключенных им международных соглашений и членство Совета Безопасности ООН. Однако цели интересы и возможности России, вступившей на путь демократиче­ских преобразований и развития рыночной экономики, коренным образом отличались от стремлений СССР. Это означало необходи­мость принятия новых подходов к внешней политике России.

 

Россия и страны Запада в 1990-е гг.

С началом реформ в России в ее правящих кругах утвердилось убеждение, что наибольшую значимость имеет развитие партнер­ских отношений со странами Запада, прежде всего с США. С ним связывалась возможность получения кредитов, привлечения инве­стиций, включения России в систему международного разделения труда развитых государств.

Политика сближения с США принесла определенные плоды. Россия стала членом Международного валютного фонда. В декла­рации, подписанной в ходе визита Б.Н. Ельцина в США в 1992 г., было подтверждено окончание «холодной войны». В 1993 г. Россия и США заключили новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ССВ-2). При участии США в 1993— 1994 гг. удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахста­ном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладаю­щих оружием массового поражения.

Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» — ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсужда­лись основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в «восьмерку». В 1994 г. Россия и большинство быв­ших советских республик присоединились к программе НАТО Партнерство во имя мира, призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европейского континента. В 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы, приняв на себя обязательство соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым были заложены предпосылки дальнейше­го сближения России со странами Евросоюза, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами.

В целом внешняя политика Российского государства на между­народной арене в первой половине 1990-х гг. способствовала пре­одолению наследия «холодной войны» и позволила дипломатиче­скими средствами укрепить международную безопасность страны.

В то же время курс российской дипломатии, осуществлявшийся при министре иностранных дел А.В. Козыреве (р. в 1951), подвер­гался возрастающей критике в обществе, в средствах массовой ин­формации, в Государственной Думе. Сложилось убеждение, что страны Запада, в первую очередь США, мало считаются с интере­сами России, понимают под «партнерством» ее обязательство безо­говорочно поддерживать все их действия.

В частности, США возражали против продаж российского оружия Индии и Ирану, игравших важную роль в экспорте страны. Точка зрения российской дипломатии далеко не все­гда учитывалась при планировании операций НАТО по прекра­щению конфликта на территории Хорватии, Боснии и Герцего­вины в бывшей Югославии (1995). Наконец, руководство блока НАТО начало подготовку к его расширению на восток. Это вы­звало в российском обществе тревогу и сомнения в отношении целей политики Запада.

 

В России и других странах возникли опасения, что многие действия американской дипломатии не способствуют решению накопившихся на международной арене противоречий и даже обостряют их.

 

Современные проблемы международных отношений

 

За последние десятилетия сложилась развитая, многоуровневая система взаимодействия народов и государств на международной арене.

Наиболее представительным и авторитетным международ­ным органом являются Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные учреждения.

Генеральная Ассамблея ООН определяет общие направле­ния деятельности этой организации. Совет Безопасности ООН наделен особой ответственностью за поддержание мира и международной безопасности, имея право применять санк­ции, в том числе военные, в случае их нарушения. Экономиче­ский и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает реко­мендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие специализиро­ванные структуры, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, Детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРОН). Вопросам развития, углубления международного сотрудничества уделяют особое внимание такие структуры ООН, как Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Органи­зация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Весьма разветвленный характер носят организации, зани­мающиеся проблемами обеспечения безопасности людей в отдельных сферах: ядерной безопасностью (МАГАТЭ, Между­народное агентство по атомной энергии); безопасностью воздушных и морских коммуникаций; предотвращением рас­пространения эпидемических заболеваний (Всемирная орга­низация здравоохранения, ВОЗ).

Большую роль в упорядочении мирового развития играет Всемирная торговая организация (ВТО), призванная содейст­вовать углублению международного разделения труда, пре­дотвращению «торговых войн». Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабиль­ность курса валюты при условии выполнения его рекоменда­ций в сфере экономической политики. Сложилась структура международных валютно-кредитных учреждений (Всемирный банк), предоставляющих займы для целей развития.

В послевоенные годы сформировалась целая система объ­единений государств, ищущих пути поддержания мира и ста­бильности в отдельных регионах, солидарного решения общих для них проблем. Это, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического дого­вора (НАТО) и др.

 

С завершением «холодной войны», возникновением новой ситу­ации на международной арене выявилась недостаточная эффектив­ность сложившейся системы обеспечения мира и стабильности.

Обширные территории в Азии и Африке, особенно входившие в орбиту влияния СССР и союзных ему режимов, оказались охваче­ны хаосом, противоборством различных политических, религиоз­ных группировок и кланов. Продолжалось соперничество на регио­нальном уровне между такими странами, как Индия и Пакистан, Иран и Ирак. Не находил решения арабо-израильский конфликт, в арену кровавой бойни превратились многие страны Африки. Отдалилось решение проблем развития. Охвативший ряд стран Азии, в том числе Японию и новые индустриальные государства, в 1998 г. затяжной кризис создал серьезную угрозу стабильности мировой экономики.

В последнее десятилетие XX в. на нашей планете одновременно полыхало около 30 локальных войн, как внутренних, так и межго­сударственных конфликтов. Стало очевидно, что международные институты, в первую очередь ООН, не располагают ни материаль­ными, ни военными возможностями для решения всего комплекса возникающих проблем.

В этих условиях правящая элита США сформулировала идею американского мирового лидерства. Эта идея не предполагала ре­формирования ООН и других международных институтов с целью повышения их эффективности. Опираясь на наибольшую в мире военную и экономическую мощь, развитую систему союзов, рассма­тривая себя в качестве победителя в «холодной войне», правящие круги США надеялись играть роль единственной сверхдержавы.

США фактически взяли на себя ответственность за международ­ную стабильность. Возникла новая форма военных операций: меж­дународное миротворчество, допускающее насильственное принуж­дение воюющих сторон к заключению мира. Однако осуществление таких операций в глобальном масштабе превышало возможности Соединенных Штатов. Наиболее наглядно это показала неудачная попытка США погасить межэтнический конфликт в Сомали (опе­рация «Возрожденная надежда» в 1992—1993). После этого США ограничили масштабы своего миротворчества, сконцентри­ровали внимание на отдельных конфликтных ситуациях (Балканы, Ближний Восток). Защита странами НАТО албанского этнического меньшинства в югославской провинции Косово в 1999 г. вылилась в военную операцию против Югославии, предпринятую без санк­ции Совета Безопасности ООН. Многие российские политики рас­ценили ее как агрессию, направленную на укрепление влияния США на Балканах.

Правящая элита США считала, что стабильность на между­народной арене можно обеспечить в случае принятия всеми страна­ми мира принципов демократической организации политической жизни. Однако стремление Запада к универсализации либераль­но-демократической политической культуры вызвало возмущение многих народов мира.

Многие религиозные и политические лидеры стран Азии и Аф­рики стали воспринимать политику США и их союзников как источник угрозы национально-культурной самобытности своих на­родов. В самих странах Запада начали набирать силу новые анти­глобалистские движения. Их участники полагают, что стремления США к повсеместному внедрению демократии скрывают иные мотивы, а именно попытки ориентирующихся на Соединенные Штаты ТНК и ТНБ расширить свои рынки и сферы влияния.

Антиамериканские настроения проявились в росте террористи­ческой деятельности. Она направлена против развитых стран, в первую очередь против США, их дипломатических представи­тельств, военных объектов. Жертвами террористов чаще всего ста­новятся рядовые граждане. Международный терроризм связан с миром организованной преступности, имеющим питательную среду в странах, охваченных хаосом. К адекватному ответу на эту угрозу США не были готовы. Атака террористов на здание Всемир­ного торгового центра в Нью-Йорке и правительственные ведомст­ва в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. оказалась неожиданной.

Методы, с помощью которых правящие круги США защищают свои интересы, борются с международным терроризмом, нередко дестабилизируют международную обстановку. Ставка делается на применение военной силы, расширение военно-блоковых структур. Это вызывает настороженность у многих нейтральных и неприсое­динившихся государств, в частности Китая, Индии, Ирана. Расши­рение НАТО, выход США из договоров 1970-х гг. о предотвра­щении новых витков гонки вооружений и работы по созданию системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) вы­звали тревогу многих российских политических деятелей и общест­венности. Возникли опасения, что страны Запада не исключают в будущем оказания силового давления и на Россию.

 

Российская Федерация и международная безопасность

 

Позиция, занятая российской дипломатией после назначения на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова в 1996 г., а затем в 1998 г. И.С. Иванова (р. в 1945), состояла в том, что лидерство од­ной державы, даже столь мощной, как США, не может обеспечить стабильного миропорядка и решения тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Требуется взаимодействие на компро­миссной основе ведущих стран мира, к которым относится и Российская Федерация.

Дипломатия России продолжала придавать особое значение поддержанию стабильных отношений с США и их союзниками. В то же время уделялось большее внимание развитию отношений с такими странами, как Китай, Индия и Иран, а также традицион­ными союзниками СССР — Кубой, Северной Кореей, Ираком и Ливией. Приоритетными стали считаться отношения со странами ближнего зарубежья, входящими в СНГ.

Российская дипломатия использовала свое влияние на между­народной арене для смягчения остроты тех кризисов, в которых правящие круги США делали ставку исключительно на военную силу. Например, Россия способствовала смягчению конфликтов между странами Запада и Ирака. Она внесла значительный вклад в прекращение военных действий в бывшей Югославии, приняла участие в миротворческих операциях на Балканах. Ведущую роль Россия сыграла во взаимоотношениях стран СНГ — между Грузией и провозгласившей независимость от нее Абхазией, Молдовой и са­мопровозглашенной Приднестровской республикой, в Таджикис­тане, где начиналась гражданская война.

Новые возможности открылись перед российской дипломатией в начале XXI в. Она стала более открытой, динамичной, гибкой. Предпринимались новые шаги по улучшению отношений со стра­нами Запада. По согласованию с США намечаются дальнейшие ме­ры по сокращению ядерных арсеналов.

Была учтена новая ситуация, сложившаяся в мире после 11 сентября 2001 г. Правящие круги США начали долгосрочную кампанию борьбы с международным терроризмом, который явля­ется угрозой и для безопасности России. Российская Федерация и другие страны СНГ поддержали военную операцию США про­тив международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.

Расширились возможности партнерства России с НАТО и Ев­росоюзом. Президент России В.В. Путин нанес визиты в ведущие страны мира, такие, как США, Франция, ФРГ, Великобритания.

Повысилась активность российской дипломатии и в других райо­нах мира, в частности Азиатско-Тихоокеанском регионе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...