Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизационные процессы 1980–1990-х гг. в США и странах Европы




Период наиболее быстрого овладения технологиями информацион­ного века в США и странах Западной Европы пришелся на 1980-е гг. Это были годы структурной перестройки экономики, осуществленной правительствами, принявшими идеи неоконсерватизма.

 

Неоконсервативная идеология

 

Неоконсерватизм как идейное течение сложился в США в середи­не 1960-х гг. Он объединил сторонников различных направлений политической и экономической мысли. Главное внимание они об­ращали на традиционные ценности, религиозные, национальные и культурные традиции страны. Они выступали за возрождение ав­торитета таких социальных институтов, как семья, школа, Церковь. Большое значение придавалось этике «демократического капита­лизма», предполагающей уважение закона и порядка, дисциплини­рованность, сдержанность, патриотизм.

Неоконсерваторы критиковали общество всеобщего благоден­ствия, считая, что, опекая граждан, оно порождает иждивенческие настроения, делает людей заложниками решений всесильной бю­рократии. А это, в свою очередь, ограничивает свободу, вытесняет дух предпринимательства.

 

Неоконсерваторы ссылались на то, что из-за активной соци­альной политики в среде неимущих возникли группы людей, счи­тающих более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать. Хотя таких было не более 1 – 2% самодеятельного на­селения развитых стран, у работающих граждан, платящих налоги, возникло убеждение, что за их счет государство содержит без­дельников и социальных иждивенцев, не желающих трудиться.

 

Главным теоретиком экономики неоконсерватизма принято считать М. Фридмэна (р. в 1912), утверждавшего, что основное вни­мание надо уделять вопросам не перераспределения производимо­го продукта, а обеспечению его постоянного роста. Условия для та­кого роста, по мнению Фридмэна и его сторонников, могли создать снижение налогового бремени на предпринимательскую деятель­ность, ограничение государственного вмешательства в экономику.

Неоконсервативные взгляды были взяты на вооружение поли­тическими партиями правой ориентации — республиканцами в США, блоком ХДС/ХСС в ФРГ, консерваторами в Великобрита­нии. Лидеры этих партий обещали сочетать традиционные ценно­сти с потребностями перемен и модернизации. Они получили под­держку самых широких слоев общества.

К их аргументам прислушивались предприниматели и предста­вители среднего класса, заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недоста­точными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

В 1979 г. премьер-министром Великобритании стала лидер консерваторов М. Тэтчер (р. в 1925) (в 1990 г. ее на этом посту сменил Д. Мейджор). В США выборы 1990 и 1994 гг. выиграл республиканец Р. Рейган (р. в 1911). В ФРГ в 1982 г. к власти пришел блок ХДС/ХСС, канцлером стал Г. Коль (р. в 1930), лидер Христианско-демократического союза.

 

Социально-экономическая политика неоконсерватизма

 

Стержнем экономической программы неоконсерватизма было снижение налогов на доходы корпораций и сокращение государственных расходов. Это достигалось за счет отказа от дотирования нерентабельных производств, продажи корпорациям на льготных условиях акций неэффективно управлявшихся предприятий, находившихся в государственной собственности. Значительная часть муниципального жилья была приватизирована, т.е. передана в собственность квартиросъемщиков. Это освободило бюджет местных органов власти от расходов по ремонту домов, систем коммунального обслуживания. Многие социальные программы были децентрализованы, их выполнение возлагалось на местные органы власти. В США эту политику называли «рейганомика», в Англии – «тэтчеризм».

Благодаря общему росту объема производства ВВП, количество средств, выделяемых на социальные нужды, не сократилось ни в одной из стран Запада. Не уменьшилась и роль государства в экономике. Например, в Англии за время пребывания у власти консерваторов доля ВВП, перераспределяемого государством, возросла с 40,4 до 45,3%. Однако характер и методы осуществления социально-экономической политики изменились.

Принимались меры содействия предпринимателям в модернизации экономики. Для тех из них, кто внедрял новые технологии или участвовал в выполнении военных заказов, связанных с научно-исследовательскими разработками, увеличивались налоговые льготы.

При возникновении трудовых споров неоконсервативные правительства, как правило, вставали на сторону предпринимателей. Из-за этого у них сложились непростые отношения с профсоюзами.

Производство и отчасти сфера обслуживания переводились на новые технологии, ускорялось вытеснение живого труда автоматикой (например, многих кассиров вытеснили банкоматы). Закрытие нерентабельных предприятий, их модернизация также сопровождались резким сокращением рабочих мест. Все это вызывало протесты профсоюзов.

 

Первый крупный трудовой конфликт произошел в Англии, когда началась модернизация угольной промышленности, сопровождавшаяся закрытием многих шахт. Однако консервативное правительство М. Тэтчер, получившей прозвище «железной леди», не пошло на уступки. В США руководство профсоюза авиадиспетчеров было привлечено к судебной ответственности за организацию забастовки, признанной незаконной, на его средства налагался арест. На место рядовых членов профсоюза встали военные диспетчеры.

 

Успех неоконсервативной политики в значительной мере был связан с тем, что в обществе сложилось убеждение в необходимости модернизации производства. Попытки отдельных профсоюзов проводить забастовочные акции воспринимались как наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Кроме того, в период пребывания у власти неоконсервативных правительств большое значение придавалось созданию широкой социальной базы политики реформ.

В странах Западной Европы, где были сильны позиции профсоюзов (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании, Германии они объединяли более 50 % наемных работников), их представители включались в административные органы управления предприятии, наблюдательные советы корпораций, им обеспечивался доступ к информации о планах их реорганизации. Многие корпорации организовывали центры переквалификации для своих работников.

Там, где роль профсоюзов была меньшей (в США лишь 16% занятых состояли членами профсоюзов), использовались иные формы обеспечения поддержки рабочих при переходе производства на высокие технологии.

 

При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с отказом от конвейерного производства и переходом к роботизированной, модульной схеме организации выпуска продукции, 80% высококвалифицированных работников, избежавших увольнения, корпорация гарантировала пожизненную занятость и долю в прибылях. Были введены элементы самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

 

Особое внимание неоконсерваторы придавали обеспечению поддержки модернизации со стороны мелких и средних собственников. Их численность за годы пребывания у власти неоконсерваторов значительно увеличилась. Этому содействовали новые принципы социальной политики. Часть средств, ранее выделявшихся в качестве пособий безработным, малоимущим, осталась адресованной им же, но в виде кредита на обучение навыкам предпринимательства, новым специальностям, на открытие своего малого предприятия, создание своего дела. Благодаря этому значительная часть нуждавшихся, лишившихся работы, приобрела независимый от государства источник дохода.

Малый бизнес играл возрастающую роль не только в сфере обслуживания, но и производства. Широкое распространение получили венчурные (рисковые) фирмы. С опорой на научные центры, лаборатории они брались за разработку и освоение новых технологий, программного обеспечения для компьютеров. В сфере обслуживания стали применяться новые методы работы с клиентами с использованием Интернета, сетевого маркетинга, когда реализация продукции осуществляется через широкую сеть распространителей, которые одновременно выступают и ее потребителями и рекламными агентами.

 

Далеко не все венчурные фирмы преуспели, но на базе некоторых из них возникли гиганты бизнеса. Такова финансовая империя У. Гейтса (р. в 1955 г., в 1974 г. основал фирму «Майкрософт», считается самым богатым человеком в мире, обладающим состоянием в десятки миллиардов долларов).

Подобные примеры были достаточно редкими, но они усиливали веру избирателей в странах Запада в существование возможности для каждого преуспеть, если приложить соответствующие усилия.

 

Неоконсервативная волна и интеграционные процессы

 

К неоконсервативным методам модернизации во многих странах Западной Европы в 1980-е гг. прибегли и те правительства, которые не разделяли экономические принципы М. Тэтчер и Р. Рейгана. Так, во Франции неоконсервативный курс проводился президентом-со­циалистом Ф. Миттераном (1916—1996), в Италии – коалиционным правительством с участием социалистов, в Испании — Ф. Гонсалесом (р. в 1942), лидером Социалистической рабочей партии.

Их выбор носил вынужденный характер. В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке попытки продолжать политику 1960-х гг., направленную исключительно на удовлетворение социальных запросов трудящихся, терпели неудачу.

 

Так, во Франции коалиционное правительство социалистов и коммунистов в 1981—1982 гг. пыталось проводить политику «левого эксперимента» за счет повышения налогов на богатых, создания новых рабочих мест в государственном секторе, расширения социальных выплат. Началось бегство капиталов из страны. ТНБ переводили их в те государства, где вводился более льготный налоговый режим, в частности США и Англию. ТНК, столкнувшись с противодействием профсоюзов попыткам модернизации производства, начали передавать заказы на свои филиалы в другие страны. В итоге Франция столкнулась со спадом деловой активности, ростом безработицы, отставанием в росте производительности труда, ужесточением конкуренции на мировых рынках. Левое правительство вынуждено было уйти в отставку.

 

Единая модель экономической политики, утвердившаяся в развитых странах в 1980-е гг., облегчила ускорение развития интеграционных процессов, более широкое использование преимуществ международного разделения труда. Снимались еще остающиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовывалось в Европейский Союз (ЕС), который должен был стать пространством без внутренних границ, сохранявших лишь символическое значение.

В 1993 г. произошло подписание Маастрихтских соглашений. Они обеспечивали создание единого европейского гражданства. С 1995 г. граждане Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции получили возможность без виз неограниченное время проживать и работать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. В 1998 г. соглашения вступили в силу для Австрии, Греции и Италии.

Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложились единая европейская система правовых норм, осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В 1997 г. 12 странами ЕС были подписаны соглашения о создании Европейского валютного союза. Его участники обязались оказывать взаимную поддержку стабильности курсов национальных валют. Был создан Европейский Центральный банк, с 2002 г. Европа перешла к единой валюте – евро.

Интеграционные процессы развернулись и в других районах мира. В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады еще с XIX в. существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила (до 10 – 12 млн человек ежегодно) давно использовалась американскими фермерами. Договор НАФТА узаконил эту практику, обеспечил юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.

Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в международных экономических организациях, были заключены соглашения о предотвращении торговых войн и правилах торговли.

 

Спад неоконсервативной волны

 

Неоконсервативная политика стала решающим фактором формирования информационного общества в США, Канаде и странах Западной Европы. Процессы модернизации производства повысили уровень деловой активности. В 1980-1990-е гг. среднегодовые темпы роста реального дохода на одного работника в развитых государствах составили 1,4 %. После кризиса 1970-х гг. это было бесспорным успехом. Он обеспечил длительность пребывания неоконсервативных партий у власти (18 лет — в Великобритании, 16 лет — в ФРГ, 12 лет - в США).

В то же время в 1990-е гг. в странах, вступивших в стадию ин­формационного общества, неоконсервативная волна в значитель­ной мере исчерпала себя.

В США на выборах 1992 г. победу одержал кандидат демократов У. Клинтон (р. в 1946). В Великобритании на выборах 1997 г. большинство в парламенте завоевали лейбористы, их лидер, Э. Блэр, стал премьер-министром. В Германии в 1998 г. правительство, возглавленное Г. Шредером, также сформировала коалиция социал-демократов и партии «зеленых».

Успехи партий, оппозиционных неоконсерватизму, объясняются рядом причин.

• Большинство из них в 1980-е – начале 1990-х гг. выглядели более привлекательными в глазах избирателей за счет того, что обновили свои программы. В частности, они учли интересы и запросы среднего класса, его отрицательное отношение к любому повышению налогов.

• Акцент стал делаться на краткосрочных программах, направленных на решение конкретных проблем. Это открыло возможности широкого межпартийного сотрудничества, создания надпартийных коалиций во имя решения общегосударственных задач развития. В частности, в ФРГ социал-демократия выступила единым блоком с партией «зеленых».

• Росту влияния социал-демократов в Западной Европе способствовало ослабление соперничавших с ними коммунистических партий. После распада СССР и крушения советской модели социализма они либо объединились с социал-демократическими партиями, либо утратили влияние на избирателей. В ФРГ победа социал-демократов в значительной мере оказалась возможной благодаря голосам бывших коммунистов Восточной Германии.

• Демократы в США, социал-демократы в Западной Европе выявили уязвимые позиции в политике неоконсервативных партий и предложили свои методы решения существующих в обществе проблем.

В первую очередь они были связаны с ростом структурной безработицы. Примерно 60% новых рабочих мест в отраслях, где использовались высокие технологии, требовали специальных знаний. Между тем уровень подготовки большинства безработных, а также 80% выпускников учебных заведений был недостаточен, чтобы заполнить имеющиеся вакансии.

В США в конце 1980-х гг. примерно 30 млн. человек нуждались в переквалификации, прежде всего в овладении компьютерной грамотностью.

Особенно сложным было положение в зонах промышленного упадка, районах, где концентрировались отрасли, неперспективные в информационную эру (угледобыча, металлургия). Большое количество предприятий здесь закрывались, уровень безработицы намного превышал общенациональные показатели.

 

Так, в Англии наиболее динамично развивался юго-восток страны. Уэльс и центральные районы оказались в зоне упадка. В США новые отрасли концентрировались в Калифорнии, вблизи Бостона, в Северной Каролине, где сложились так называемые технопарки — научно-производственные комплексы. Наибольшую известность приобрела Силиконовая долина в Калифорнии, где сосредоточено производство микрочипов для компьютеров, базы разработки высоких технологий. В то же время старейшие промышленные центры Восточного побережья пришли в упадок.

 

В США жертвами структурной безработицы в большей мере становились афро-американцы и испаноязычные американцы, чем потомки белых переселенцев из государств Европы. Это вызвало обострение напряженности в межнациональных отношениях.

В сложившихся условиях Демократическая партия США выдвинула идею третьего пути. Он предполагал, что неоконсервативная политика в той мере, в какой она оправдала себя, будет продолжена. Это относилось, в частности, к борьбе с проявлениями бюрократизма в институтах власти и поддержке малого бизнеса. Не ставился вопрос и об отмене мер но приватизации государственной и муниципальной собственности.

В то же время подчеркивалось, что модернизация окажется неза­вершенной без увеличения государственных инвестиций в развитие человеческого фактора производства, повышение квалификации рабочей силы, реорганизацию системы образования. Фактически речь шла о придании социальной направленности экономике информационного века.

 

США на рубеже XX - XXI вв.

 

Новые идеи Демократической партии обеспечили их кандидату на пост президента США, У. Клинтону, победу на выборах 1992 и 1996 гг.

За восемь лет пребывания у власти администрации демократов экономика США развивалась без кризисов, среднегодовые темпы экономического роста составили около 4%. Впервые в американской истории было обеспечено положительное сальдо платежного баланса, началось сокращение государственного долга. Это достигалось за счет сокращения военных расходов, экономии в расходах на государственное управление.

Резко сократился уровень безработицы (ниже 4% рабочей силы по сравнению с 10% в 1980-е гг.). При этом 90% прироста рабочих мест было обеспечено в сфере малого бизнеса. Число людей, живущих ниже уровня бедности, сократилось с 15 до 11%.

Несмотря на бесспорные успехи политики демократов, президентские выборы 2000 г. выиграл кандидат Республиканской партии Д. Буш (р. в 1946).

 

Особенность этих выборов состояла в том, что из-за сложной, двухступенчатой системы избрания президента США Д. Буш победил, не имея поддержки большинства избирателей (48,04% против 48,24% у кандидата демократов А. Гора), но обеспечив себе более половины голосов выборщиков от штатов.

 

Причины поражения демократов крайне неоднозначны. Подрыву их авторитета способствовали скандалы вокруг личной жизни У. Клинтона. Ряд проблем, в частности улучшение системы образования, так и не был решен.

Недовольство у многих американцев вызвал курс демократов на создание новой экономики, открытой мировому рынку. Наибольшие выгоды получили базирующиеся на территории США ТНБ, обслуживающие международную торговлю и валютно-финансовые операции, а также ТНК, контролирующие разработку высоких технологий. Однако большинство средних и мелких американских то товаропроизводителей столкнулись с ужесточением внешней конкуренции, импорт товаров рос намного быстрее, чем экспорт.

Объектом наиболее жесткой критики республиканцев стала внешняя политика демократов. Осуждалась склонность администрации У. Клинтона к использованию военной силы в локальных конфликтах, в том числе и в тех районах мира, где не были затронуты жизненные интересы США (Сомали, бывшая Югославия).

С победой республиканцев приоритетом вновь стало сокращение налогов на доходы предпринимателей. С этой мерой администрация Д. Буша связала перспективу преодоления наметившихся в 2001 г. тенденций к экономическому спаду.

Большое влияние на внутриполитическую жизнь США оказали события 11 сентября 2001 г., атака террористов на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и министерства обороны (Пентагон) в Вашингтоне, а также последовавшие затем отправления писем с бациллами сибирской язвы ведущим политическим деятелям США.

 

Администрация предприняла чрезвычайные меры по обеспечению безопасности на территории США. Объявленная ею война международному терроризму встретила одобрение большинства избирателей. Это привело к быстрому росту популярности президента Д. Буша.

 

Страны Западной Европы на рубеже XX—XXI вв.

 

Довольно успешно развивались страны Западной Европы. Социально ориентированная политика лейбористов в Англии позволила им на выборах 2001 г. добиться впечатляющей победы.

 

Дополнительную популярность Э. Блэру принесло решение проблем Шотландии и Уэльса, которые долгое время требовали самоуправления в рамках Соединенного Королевства. После проведения референдума они получили возможность создания собственных парламентов.

 

ФРГ столкнулась со значительными сложностями, вызванными последствиями объединения с ГДР. Экономика Восточной Германии оказалась неконкурентоспособной в условиях свободного рынка и нуждалась в ускоренной модернизации. Это вызвало быстрый рост безработицы в стране (до 30% рабочей силы), потребовало дополнительных инвестиций. Модернизация ГДР ежегодно поглощала около 5% ВНП Германии. Тем не менее самая развитая в Западной Европе экономика ФРГ справилась с возникшими трудностями.

Опыт модернизации стран Западной Европы и США, их вступление в стадию информационного общества показал, что он требует решения двух взаимосвязанных задач.

С одной стороны, технологического переоснащения производства, которое в условиях рыночной экономики возможно лишь при создании соответствующих стимулов корпорациям, снижением налогов на их доходы.

С другой стороны, развития «человеческого капитала», без чего невозможны дальнейший технический прогресс и рациональное использование технологических достижений. Реформы в области образования, организация системы переквалификации работников, как правило, осуществляются государством и местными органами власти, они требуют введения дополнительных налогов на корпорации.

С этой точки зрения последовательное чередование у власти в развитых странах неоконсервативных партий и политических сил, ориентирующихся на социальные цели, выступало закономерностью, отвечающей оптимальному развитию модернизационных процессов.

 

Восточная Европа после социализма

 

После демократических революций Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Болгария начали искать пути сближения с государствами Западной Европы и США. В 1991 г. восточноевропей­ские страны подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В 1994 г. они вступили в программу «Партнерство во имя мира» с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Курс на ускоренный переход к рыночной экономике, связанный с приватизацией, свертыванием нерентабельных по западноевро­пейским стандартам производств, экономией на социальных про­граммах, вызвал серьезные проблемы. Наметился рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни населения.

 

За 1989—1997 гг. производство ВНП в бывших странах со­циализма возросло лишь в Польше (рост около 10% с 1992 г.)-В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии — на 33%, в Румынии — на 18%.

 

Обострение социальных проблем в странах Восточной Европы создало условия для определенного сдвига влево. Речь не шла о возврате к советской модели социализма. Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили лидеров, пересмотрели свои программные установки. Не отказываясь от идеалов социальной справедливости, они предложили такие модели их реализации, которые совместимы с рыночной экономикой, политическим многообразием, иначе говоря, близки к социал-демократическим представлениям о социализме. Это обеспечило им к концу 1990-х гг. успех в избирательных кампаниях. Так, в Венгрии на выборах 1994 г. победы добились левые силы, в Польше в 1995 г. президентом стал кандидат левых сил А. Квасьневский.

Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах, шли преобразования в Югославии.

 

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и лиде­ром югославских коммунистов И.Б. Тито не входила в совет­скую систему союзов. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику уже со стороны Н.С. Хрущева и вновь вызвали обострение ее отношений с СССР.

В Югославии была введена модель самоуправления на производстве, развивались элементы рыночной экономики, допускалась большая степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время монополия на власть одной партии, Союза коммунистов Югославии, сохранялась.

 

Цель политики Тито, хорвата по национальности, состояла в поддержании равновесия между республиками федерации. Так, на территории самой крупной и влиятельной из них, Сербии, были созданы албанская и хорватская автономии — Косово и Воеводина.

Со смертью Тито в 1980 г. в федерации стало расти влияние Сербии, исторически являвшейся ядром Югославского государства, базой формирования его армии. В конце 1980-х гг. остро встал вопрос о будущем страны. Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась. Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия не имела успеха. В 1992 г. независимость провозгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославия (СРЮ).

На этом, однако, кризис не завершился. Оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, инте­ресы которого не учитывались в Конституциях новых государств, начало борьбу за автономию. Обострились противоречия между хорватами и мусульманами. Борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992—1996 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу. От содействия в налаживании переговоров страны НАТО перешли к угрозам в адрес Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ. Она вынуждена была принять международное посредничество в решении конфликта в Косово, куда были введены миротворческие силы ООН и войска НАТО.

В результате выборов 2000 г. в Сербии победу одержал кандидат демократических сил В. Куштуница. Бывший президент Югославии, С. Милошевич (р. в 1941) был привлечен к суду Международным трибуналом в Гааге как военный преступник, ответственный за нарушения прав человека и возникновение межнациональных конфликтов.

Тем не менее межнациональные противоречия на территории бывшей Югославии сохранили значительную остроту. В 2000 – 2001 гг. обострились отношения между Сербией и Черногорией. Возник конфликт на границе Косово и Македонии, где также имеется албанское этническое меньшинство.

 

 Российская Федерация на новом этапе развития

В чем заключались преобразования, осуществленные в рамках политики перестройки в СССР?

Перед Российской Федерацией как новым, суверенным государством встали проблемы определения приоритетов развития и своей роли в мире. Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60% экономического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. В то же время в наследие достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства бывшего СССР (около 70 млрд долл.), изношенность основных фондов промышленности (около 70%), межнациональные проблемы, духовный кризис, связанный с утратой многими россиянами привычных жизненных ориентиров.

 

Экономические реформы: цели и итоги преобразований

 

В начале 1992 г. экономика страны находилась в сложном положении. Возрастал дефицит товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что вызвало быстрый рост безработицы. После распада СЭВ и дезинтеграции СССР внешние экономические связи также пришли в полное расстройство. По инициативе молодых членов правительства — и.о. премьер-министра Е.Т. Гайдара (р. в 1956), А.Н. Шохина (р. в 1951), А.Б. Чубайса (р. в 1955) было начато осуществление мер по оздоровлению экономики и ее быстрому переводу на рельсы рыночного хозяйства. Их деятельность получила название «шоковой терапии». Предполагалось, что приватизация государственных предприятий (переход их в частную или акционерную собственность) приведет к формированию слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации.

Реформа началась с либерализации цен, т.е. отказа от их государственного регулирования. Были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. Началась приватизация: граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры), дающие право на приобретение акций предприятий.

Реформы открыли новые возможности развития страны:

— удалось сбалансировать спрос и потребление, в магазинах появились ранее дефицитные импортные товары, была устранена угроза голода в ряде регионов;

— начались структурная перестройка экономики, выправление перекосов в ее развитии. Были отменены дотации предприятиям, выпускавшим низкокачественную, не пользующуюся спросом продукцию;

— приватизация части предприятий обеспечила предпосылки проявления хозяйственной инициативы, реорганизации производства (однако далеко не все руководители оказались к этому готовы);

— были созданы условия, позволившие избежать возникновения массовой безработицы. Потерявшие работу занялись торговлей и посреднической деятельностью, предпринимательством, обеспечив себе определенный достаток. Для людей, обладающих соответствующими навыками, энергией, открылась новая сфера самореализации;

— возросла степень открытости общества. Граждане России получили намного более широкие возможности доступа, чем когда-либо в прошлом, к достижениям науки и культуры зарубежных стран, туризму.

В то же время вскоре выявились и негативные последствия преобразований, помешавшие в полной мере использовать созидатель­ный потенциал реформ.

• Либерализация цен при сохранении товарного дефицита привела к их быстрому росту (только за 1992 г. в 100 и более раз), что не компенсировалось увеличением зарплат и социальных выплат. Это привело к падению уровня жизни значительной части населения.

• Правительство не имело четкой концепции взаимоотношений со странами СНГ. Между тем рубль обслуживал экономику не толь­ко России, но и ставших суверенными бывших союзных республик. В итоге был утрачен контроль над эмиссией (печатанием) денег. Оказалось невозможно поддерживать стабильность курса рубля относительно иностранных валют, он стремительно обесценивался. В этих условиях частные предприниматели стали переводить свои средства в более стабильные зарубежные валюты (прежде всего в доллары США) и размещать их за рубежом. Утечка капиталов из России намного превысила сумму внешнего долга страны.

• Был утрачен государственный контроль над внешнеторговыми операциями, поскольку еще не сложились таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за границу бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырье, технологии, которые продавались по бросовым ценам.

• Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в ставших наиболее прибыльными сферах торговли и посредничества. Это ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства. Оно продолжало сокращаться. Прежде всего страдали те наукоемкие отрасли, которые только и могли быть базой модернизации страны и ее перехода к информационным технологиям.

• Развитие правовой базы предпринимательской деятельности отставало от темпов ее развития. Стирались грани между законным и незаконным. Предприниматели становились жертвами произвола чиновников, поборов со стороны преступного мира. Они сами порой прибегали к криминальным методам обогащения, борьбы с конкурентами. Все это замедлило формирование слоя социально ответственных собственников, радеющих об успехах своего дела. В 1994 г., по официальным данным, прибыль приносили лишь 10% приватизированных предприятий.

• Криминальный характер российской экономики, нечеткость законов, политическая нестабильность в стране отталкивали зарубежных инвесторов от российского рынка. Ожидаемого притока капиталов в экономику России так и не поступило.

Мало получили граждане России и от ваучерной приватизации. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их за бесценок либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование.

 

Таблица Основные показатели экономического развития России в первой половине 1990-х гг.

Показатель/год 1992 1993 1994 1995 1996
Производство реального ВНП в % к прошедшему году -14,5 - 8,7 -12,6 -4,0 -6,0
Производство промышленной продукции в % -18,0 (СНГ) -12,0 (СНГ) -20,9 -3,3 -5,0
Производство сельскохозяйст­венной продукции в % -12,0 -8,0 -7,0
Объем инвестиций в % -12,0 -26,0 -10,0 -18,0
Внешняя задолженность в млрд долларов 79,0 112,9 121,9 120,5 132,5

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 3218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...